Тема 3. Движущееся изображение. Основа кинообразности



Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

Всероссийский государственный институт кинематографии

имени С.А. Герасимова

(ВГИК)

Кафедра драматургии кино

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По курсу ОСНОВЫ КИНОДРАМАТУРГИИ

Для студентов сценарно-киноведческого факультета

специальность 55.05.05 «Киноведение» заочного отделения

 

 

Москва, 2015

 

Всероссийский государственный институт кинематографии

имени С.А. Герасимова

(ВГИК)

Кафедра киноведения

 

 

«Утверждаю»

_____________________

Проректор по учебно-воспитательной

работе и УМО

Клейменова О.К.

 

«____»___________________20___г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По курсу ОСНОВЫ КИНОДРАМАТУРГИИ

Для студентов сценарно-киноведческого факультета

специальность 55.05.05 «Киноведение» заочного отделения

 

 

Москва, 2015

 

Составлены

Преподавателем кафедры драматургии кино

Марусенковым В.В.

 

Утверждено

на заседании кафедры драматургии кино

«____»_________ 2015г. протокол № ____

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель курса – изучение студентами законов теории кинодраматургии, ознакомление с принципами создания и правилами функционирования кинообразности в экранном произведении.

Задача курса – дать общее, целостное и практическое представление о кинодраматургии как тематической, образной и смысловой основе произведения и о литературном сценарии как технологическом этапе фильмопроизводства.

Требования к уровню освоения дисциплины

По окончанию изучения дисциплины «основы кинодраматургия» слушатель должен иметь:

- представление о структуре, художественной образности и процессе создания киносценария, стадиях его производственной разработки, формах записи, принципов реализации.

- знание о роли и значении теории кинодраматургии, литературного сценария и автора сценария в кинопроцессе;

- умение (владеть навыками) профессионально разобрать, проанализировать сценарий, драматургию фильма, художественную ценность экранного произведения, исходя из задач своей специальности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Курс «Основы кинодраматургии» состоит из лекционный занятий, практических и просмотровых семинаров, самостоятельной работы студентов. При освоении материала дисциплины необходимо соотносить теоретический материал, полученный в ходе лекционных занятий с детальным анализом драматургии фильмов, рекомендованных к просмотру.

 

Тематический план дисциплины:

 

Тема 1. Предмет кинодраматургии. Роль и место кинодраматургии в художественной образности кинопроизведения.

 

Определение специфики кино как фиксации движущегося изображения. История зарождения средств киновыразительности. Литературная основа первых опытов кинопроизведений.  

Драматургия как отдельный род литературы. Теория драматургии, и ее применение в киноискусстве.

Теория кинодраматургии как наука о действующих законах построения сценария. Реализация сценарной основы средствами киноискусства при создании фильма.

Необходимость знания и реализации действующих законов кинодраматургии.

Законы, нормы и правила кинодраматургии как совокупность опыта и реализация принципов восприятия произведения искусства.

История возникновения, развитие и необходимость существования литературной записи будущего фильма. Этимология понятия сценария как художественной единицы. Отечественная и американская форма записи сценарной основы фильма. Форма реализации литературного текста сценария.

Соотнесение единиц и компонентов структур литературного текста и кинопроизведения.

Необходимость нахождения кинодраматургом и отражение в сценарии будущей кинообразности фильма и невозможность разработки сценария через сугубо специфическую «литературность» текста.

Создание сценария как художественный процесс реализации авторского начала кинодраматурга.

Просмотр фильма: «Летят журавли» (реж. М. Калатозов)

Задание по просмотренному фильму: определить сцены с подчеркнуто выраженной драматургической функцией, объяснить смысл данного акцентирования. 

 

Тема 2. Основные компоненты драматургии фильма и их взаимосвязь.

Основные компоненты драматургии фильма: зафиксированное и воспроизводимое движущееся и звучащее изображение; композиция; сюжет; образ целого; идея.

Система иерархии компонентов драматургии фильма, их соподчиненность друг другу. Компоненты кинодраматургии как средства реализации содержания одного, через форму другого.

Идея фильма как цель и задача авторов, реализованная средствами художественной выразительности киноискусства.

Литературный сценарий как законченный самостоятельный предмет искусства. Соблюдение в сценарии законов и требований теории кинодраматургии, дальнейшая их трансформация при реализации сценарного текста образами экранной культуры.

Фиксация темы и идеи будущего произведения. Особенности написания и анализа предварительных материалов сценария. Лонг-лайн, заявка, синопсис, тритмент. 

Технология работы съемочной и редакторской группы с литературным сценарием. Виды технологических сценариев и требования, предъявляемые к ним.

Реализация авторского прочтения литературного сценария, участниками съемочной группы, вариативности толкования темы и идеи будущего фильма, роль сценариста и его произведения в этом процессе.

Просмотр фильма: «Окно во двор» (реж. А.Хичкок)

Задание по фильму: определить сценарные и режиссерские решения отдельных сцен; использованные и подчеркнутые ракурсы, выявив при этом соотнесение и различия драматургических средств выразительности от элементов киноязыка, использованных в работе режиссера и оператора.

Тема 3. Движущееся изображение. Основа кинообразности.

Опыты искусства и естественных наук в возможности запечатления и воспроизведения движущегося изображения. Эстетическое значение фиксации движения.

Движущееся изображение как один из элементов компонентов драматургии фильма. Изображение как «фиксация» и как «образ». Понятие авторского видения художником реальности, ее осмысление и воплощение доступными средствами художественной выразительности. Организация «движения» в кадре.

«Атракционность» кинематографа и его потенциал «фиксированной образности». Причины становления кино как искусства.     

Образ как фиксация факта и как глубинный слой преобразования реальности.

Элементы киноизображения: план, композиция, мизансцена (мизанкадр), свет и тень, цвет, ракурс.

Попытка передачи движения старшими по отношению к кинематографу искусствами.

Движение в кино: движение внутрикадровое, движение пленки, движение камеры, движение времени, движение пространства, движение сюжета. «Прерывистая непрерывность».

Раскрытие через движущееся изображение духовно-нравственной и эмоциональной составляющей духовного пути человека.

    

Просмотр фильма: «Солярис» (реж. А.Тарковский )

Задание по фильму: свето-теневые, цветовые и композиционные решения отдельных кадров; подчеркнутые ракурсы; виды движения камеры; характер использования пространства; виды движения времени; способы его преобразования; движение пространства.

 

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!