Соотношение репродуктивного и творческого в научном исследовании



В «микроструктуре» творческой деятельности можно обна­ружить ряд диалектических процессов, определяющих ход на­учного исследования: 1) единство, взаимообусловленность, вза­имодействие элементов (отдельных мыслительных движений) противоположного характера — собственно творческих, ориги­нальных и нетворческих, т. е. вторичных, заимствованных у предшественников или современников; 2) зарождение и вы­зревание творческих элементов познавательной деятельности ученого, которые затем, сформировавшись и закрепившись в сознании, обращаются в свою противоположность — в стерео­типные, нетворческие элементы; 3) переход с одного уровня творчества на другой в результате изменения его «меры», т. е. соотношения творческих и репродуктивных элементов [Диалектика, 1988].

Пояс­ним, что здесь имеется в виду.

В человеческой деятельности, как и в природе, есть свой «микромир», проникновение в который поможет объяснить мно­гие парадоксы и загадки творчества, в частности, почему на­учный поиск нельзя запрограммировать и автоматизировать, почему самая тщательная репродукция не является творческим актом. Наш анализ и есть попытка проникнуть в этот «микро­мир» творчества ученых. Он касается не отдельных сторон, обособленных фаз и процедур научного исследования, а мельчайших слагаемых каждой операции, некоторых исходных «элементарных частиц» деятельности. И еще: речь идет не о конечном результате (новом познавательном образе, научной идее), а о самом процессе открытия, его «микродиалектике».

В познавательном действии как некоторой целостности, как единстве многообразного могут содержаться элементы проти­воположного «знака» — оригинальные, только возникшие в дан­ной ситуации и повторяющиеся, известные, уже апробирован­ные ранее. Познавательные движения первого рода, неожидан­ные, дерзкие, пробные, ведут к переосмыслению имеющегося знания, к появлению существенно новых результатов. Мысли­тельные движения второго типа, совершающиеся на основе сло­жившихся навыков, широко встречаются в формальных преоб­разованиях, при манипулировании символами по однозначным правилам. Специальными категориями, позволяющими выра­зить соотношение этих типов деятельности, служат понятия продуктивного и репродуктивного.

Продуктивные и репродуктивные элементы в процессе твор­чества образуют диалектическое единство. Творчество невоз­можно в чистом виде, без взаимодействия с компонентами воспроизводящей деятельности. Причем последние отнюдь не сводятся к рутинным операциям, как их иногда называют, реп­родуктивные элементы представляют собой необходимый ком­понент и условие, как бы костяк каждого исследовательского действия. Это те испытанные, надежные интеллектуальные дви­жения, которые совершаются легко, без усилий, дают ощуще­ние уверенности и правильности избранного пути. Однако вос­производящая деятельность не ведет к открытию. В необходи­мых случаях нужно отказаться от привычного, преодолеть инер­цию, традиции, влияние авторитетов. А для этого необходимы рискованные скачки мысли, догадки, вдохновенные прозрения, непредсказуемые прорывы в незнаемое. Продуктивное без ре­продуктивного лишается почвы, а стереотипные движения без оригинальных новаций лишают мысль крыльев. В структуре творческого действия всегда можно обнаружить нерасторжи­мые спайки репродуктивных и продуктивных элементов, кото­рые обеспечивают воспроизведение полезных типовых приемов труда, применение необходимых познавательных навыков и умений и вместе с тем обусловливают решение проблемы.

Возьмем в качестве примера операцию переноса научных идей из одной отрасли знания в другую. Сама процедура «пе­ресаживания» понятий или уже сложившихся сеток связей меж­ду ними (научных объяснений, формулировок законов) — это обычный, многократно проверенный путь в науке. Но при вни­мательном рассмотрении оказывается, что стереотипизированной является только абстрактная схема такого действия: «взять» в одном месте и «перенести» в другое. В каждом же частном случае нужно принять решение, что именно и как следует взять; нужно суметь усмотреть в конкретном содержа­нии переносимых в другую область идей некий важный объяс­нительный принцип, обобщить его на более широкий круг яв­лений, при этом развив, обогатив, преобразив его в соответ­ствии с новыми конкретными данными. Любое из перечислен­ных познавательных действий имеет репродуктивную основу в виде навыка следования определенному образцу. Допустим, выделяя объяснительный принцип из некоторого контекста и перенося его в другой контекст, ученый знает о возможности и законности такой процедуры, он сам много раз эффективно пользовался ею. Но в новой ситуации каждый раз снова при­ходится изобретать особый способ действий, пригодный имен­но для данного случая. Найдя такой способ, ученый с его по­мощью создает в определенном смысле новый продукт — пе­реосмысленный, обобщенный принцип, который впоследствии, может быть, будет подвергнут дальнейшему осмыслению, пре­образованию и обобщению. Так каждый продуктивный элемент позволяет совершить пусть малый, почти незаметный сдвиг в знаниях, но, накапливаясь, подобные сдвиги порождают но­вое качество — научное открытие.

В научном творчестве можно условно выделить разные уровни — в зависимости от характера и соотношения продук­тивных и репродуктивных элементов. В сугубо прагматиче­ских прикладных разработках выше удельный вес репродуктив­ных элементов (решение стандартных задач по готовому образ­цу); в фундаментальных исследованиях преобладают элементы продуктивные (рассмотрение проблемы с неопределенной об­ластью поиска и неизвестной стратегией решения). Переход с одного уровня на другой совершается в результате наруше­ния достигнутого ранее равновесия продуктивного и репродук­тивного, свойственного данной «мере» творчества. Если в ис­следовании интенсивно генерируются продуктивные познава­тельные движения, оно поднимается на высший уровень, на ко­тором (при наличии соответствующих условий) совершается крупное научное открытие.

Креативность зависит не только от общего количества и пропорций продуктивных и репродуктивных элементов, но и от качественной определенности, специфики продуктивного. В творческом процессе обязательно должны наличествовать продуктивные элементы трех групп, различающиеся по своему содержанию и функции в научном поиске.

Во-первых, возникновение оригинальных познавательных движений, нетривиальных подходов к анализу и синтезу со­бранного мыслительного материала, формирование уникальных способов исследования обеспечивают научному результату та­кой фундаментальный признак, как принципиальная (с пози­ций данного общества) новизна. Этот результат становится первым в ряду научных идей данного класса, «родоначальни­ком» нового направления, исходным образцом. Его репродуци­рование может осуществляться путем тиражирования самого продукта в форме научного сообщения (печатное издание ра­боты) и посредством повторения познавательных действий, применения данного принципа к анализу других явлений. При этом, чем ближе к исходной другая изучаемая область, тем больше в исследовании репродуктивного.

Во-вторых, важную роль в научном исследовании играют те продуктивные элементы, которые формируются в ходе по­иска общего смысла и целей деятельности. В творческом про­цессе явно участвуют принятые ученым ценности и идеалы. Под их контролем происходит постоянный отбор познаватель­ных действий, их корректировка, весь процесс вводится в опре­деленное русло, а продукты его оцениваются с точки зрения их социальной значимости.

Наконец, в-третьих, творческая деятельность, протекающая «по законам красоты», отвечающая требованиям эстетической целесообразности, приводит к появлению изящного математи­ческого уравнения, элегантных доказательств, стройной гармо­ничной теории, которые обладают эстетическим совершенством и потому просты и удобны в употреблении.

Виды исследований

В отечественной науке существует несколько классификаций исследований по разным признакам. Представим наиболее распространенные.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!