Милосердие Божие и миссия Церкви



Эта картина, показывающая духовное состояние нашего поколения, не может не вызывать глубокой тревоги; невольно вспоминаются слова Величания Марии, прославляющие воплощение Сына Божьего и воспевающие "милосердие... из рода в род". Нужно, чтобы Церковь наших дней неизменно сохраняла в своем сердце ощущение всей значимости этих вдохновленных Богом слов и применяла их в соответствии с реальной жизнью и страданиями великой человеческой семьи. Нужно, чтобы Церковь более глубоко и более ясно сознавала необходимость свидетельствовать о милосердии Божьем, сохраняя традиции Ветхого и Нового Завета и, прежде всего, следуя за Самим Иисусом Христом и Его апостолами. Церковь должна нести свидетельство о милосердии Божьем, раскрывшемся во Христе и во всем Его мессианском посланничестве; она должна исповедовать это милосердие прежде всего как спасительную истину веры, без которой невозможна гармония жизни с верой. Церковь должна стремиться внедрить и воплотить эту истину в жизнь своих верных и, по возможности, в жизнь всех людей доброй воли. Наконец, Церковь, проповедуя милосердие и оставаясь неизменно верной ему, должна - и имеет на это право - взывать к милосердию Божьему, умолять о нем перед лицом всякого рода физического и морального зла, перед лицом всех угроз, нависших ныне над человечеством.

 

Церковь, исповедующая и проповедующая милосердие Божие

Церковь должна исповедовать и проповедовать Божественное милосердие во всей его истине, каким оно нам было засвидетельствовано Откровением. Выше мы пытались в общих чертах представить эту истину, столь полно выраженную в Священном Писании и в Традиции. В повседневной жизни Церкви истина о Божьем милосердии, явленная в Библии, постоянно отражается в многочисленных литургических чтениях. И Народ Божий, благодаря своему подлинному чувству веры, глубоко сознает это, о чем свидетельствуют многочисленные выражения, порожденные личным и общинным благочестием. Было бы весьма трудно привести или хотя бы перечислить здесь все такие выражения, ибо большая часть их глубоко скрыта в сердце и сознании Народа Божьего. Некоторые богословы утверждают, что милосердие есть величайший атрибут Божий, величайшее из Его совершенств. Библия, Традиция и вся жизнь в вере Народа Божьего дают тому неисчислимые свидетельства. Речь здесь идет не о неисследимом совершенстве сущности Бога, скрывающейся в самой тайне Его Божества, но о том Божественном совершенстве и атрибуте, благодаря которым всякий человек, стяжавший внутреннюю истину своего существования, входит в наиболее глубокие отношения с Богом Живым. Согласно словам, сказанным Христом Филиппу "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14.9-10), "видение Отца" - созерцание Бога посредством веры - становится благодаря Христову милосердию столь же простым и преисполненным внутренней истины, как та встреча сына с отцом, о которой рассказывает притча о блудном сыне.

"Видевший меня видел Отца". Церковь исповедует милосердие Божье; Церковь живет этим милосердием и весь свой обширный опыт веры, а также свое учение строит, непрестанно созерцая Христа, сосредоточиваясь на Нем, на Его жизни, на Его Евангелии, на Его Кресте и Воскресении, на всей полноте Его тайны. Все, что в живой вере Церкви и ее учении приводит к "видению" Христа, приближает нас и к "видению Отца" во всем Его святом милосердии. И Церковь как-то по-особому исповедует и почитает милосердие Божье, может быть, именно тогда, когда обращается к сердцу Христову. Действительно, приближение ко Христу, к тайне Его сердца, позволяет сосредоточиться на том, что является в каком-то смысле центральным и в то же время наиболее доступным в человеческом плане, то есть на Откровении милующей любви Отца, которое и составляет главное содержание мессианского делания Сына Человеческого.

Церковь живет подлинной жизнью, когда исповедует и проповедует милосердие, наиболее изумляющий атрибут Творца и Искупителя, и когда ведет людей к источникам милосердия Спасителя, - того милосердия, которое она хранит и раздает людям. И лишь благодаря этому постоянное молитвенное размышление над словом Божьим и особенно сознательное и благоговейное участие в Евхаристии и в таинстве покаяния или примирения приобретают великий смысл. Через Евхаристию мы вновь и вновь приближаемся к той любви, что сильнее смерти: "И поистине, всякий раз, как мы вкушаем этот хлеб и пьем из этой чаши", мы не только возвещаем смерть Искупителя, но также и проповедуем Его Воскресение "в ожидании Его пришествия" в славе (1 Кор 11.26). Евхаристическое служение, совершаемое в память Того, кто Своим мессианским служением - Своими словами и Своим Крестом - раскрыл Отца, являет неистощимую любовь, в силу которой Он - Христос - желает постоянно быть в единении с нами, образовать с нами единое целое, устремляясь ко всем человеческим сердцам. В таинстве покаяния и примирения исправляется путь каждого человека, даже если он отягощен тяжкими прегрешениями. В этом таинстве каждый человек может каким-то неповторимым образом пережить милосердие, то есть ту любовь, которая сильнее греха. В энциклике "Искупитель человека" мы уже говорили об этом, и все же необходимо опять вернуться к этой важнейшей теме.

Поскольку в мире, который Бог "так возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного" (Ин 3.16), - в этом мире пребывает грех, Бог, Который "есть любовь" (1 Ин 4.8), не может раскрыться иначе как через милосердие. И это соответствует не только глубочайшей истине той любви, которая есть Бог, но также и внутренней истине человека и того мира, который служит его временной родиной.

Милосердие, будучи совершенством бесконечного Бога, само бесконечно. Следовательно, бесконечно и неиссякаемо стремление Отца принять блудных сыновей, возвращающихся к Нему домой. Также бесконечны готовность к прощению и сила его, непрерывно истекающие из поражающей своей бесконечностью жертвы Сына. Никакой человеческий грех не может стать сильнее этой силы, не может ее ограничить. Силу эту может ограничить лишь отсутствие у человека доброй воли, отсутствие готовности к обращению и покаянию, иными словами, его постоянное и упорное противление благодати и истине, и особенно свидетельству Креста и Воскресения Христова.

Именно поэтому Церковь проповедует обращение и призывает к нему. Обращение к Богу неизменно состоит в раскрытии Божественного милосердия, то есть любви "долготерпеливой и многомилостивой" (см. 1 Кор 13.4), каков и есть Бог Творец и Отец, - любви, которой "Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа" (2 Кор 1.3) в истории Своего Союза с человеком верен до конца, вплоть до Креста, смерти и Воскресения Своего Сына. Обращение к Богу всегда есть плод возвращения к Отцу, богатому в милости.

Истинное познание Бога милосердия, Бога благостной любви есть источник силы обращения - постоянного и непрекращающегося. Такое обращение есть не только некое внутреннее однократное духовное движение, но также постоянное устремление к Богу, постоянное состояние души. Все, кто так познал Бога, все, кто именно так "зрит" Его, не могут жить иначе как в непрерывном обращении к Нему. Все они, следовательно, живут в состоянии обращения; и именно такое обращение образует наиболее глубокую основу земного паломничества всех людей - странников в этом мире. Очевидно, что Церковь исповедует Божье милосердие, раскрывшееся во Христе, распятом и воскресшем; Церковь исповедует Божье милосердие не только неся миру свое учение, но, прежде всего, раскрывая перед ним напряженную полноту жизни всего Народа Божьего. Свидетельствуя об этой жизни, Церковь совершает свою миссию - миссию Народа Божьего, миссию, сопричастную мессианскому посланничеству Иисуса Христа, и миссия эта в определенном смысле есть продолжение Христова посланничества.

Современная Церковь живо сознает, что только основываясь на милосердии Бога она может осуществить задачи, поставленные Вторым Ватиканским Собором, и прежде всего экуменическую задачу, которая заключается в достижении единства между всеми, кто. верует во Христа. Предпринимая многообразные усилия в этом направлении, Церковь со смирением признает, что лишь такая любовь, своей силой превосходящая все, что разделяет людей, может окончательно привести к тому единству, о котором Христос умолял Своего Отца и о котором Дух не перестает умолять ради нас "воздыханиями неизреченными" (Рим 8.26).

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 361; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!