Зажигательная связь на побережье в Сочи



Алексей Дериев

Купи меня (книга о гипнозе)

“Вначале было Слово, затем появилось Предисловие...”
Автор

Вместо предисловия

 

Здравствуй, дорогой читатель! Я рад, что ты держишь в руках эту книгу. Я не знаю, что заставило тебя купить эту книгу. Моя фамилия? Она известна только в узких кругах. Может быть тебя заинтересовало название книги? Так это я сам придумал, да это я придумал так назвать книгу: “КУПИ МЕНЯ”, это моя идея! И я буду заботиться о тебе, дорогой читатель, я прослежу за тем, чтобы текст книги был набран крупным шрифтом, чтобы твои глаза не уставали, я буду следить за тем, чтобы речь моя текла плавно и чтобы ты не спотыкался о запятые, а если тебе будет что то непонятно, ты не стесняйся, останавливай меня, я повторю и ты всё поймёшь!

Я думаю, что нам необходимо познакомиться. Меня зовут Алексей, и мне нравится когда меня называют Алексеем. Не Лешей, не Леней, не Аликом, а Алексеем. Мне нравятся буквы, из которых состоит мое имя, и что то внутри меня радуется, когда я слышу своё имя полностью. Конечно я могу отзываться и на другие имена: Алексей Яковлевич, Анатолий Яковлевич (так зовут моего брата-близнеца и нас часто путают, хотя он не врач, а профессиональный композитор, но мы очень похожи и привыкли к тому, что нас часто путают и не всегда поправляли собеседников для того чтобы не конфузить их, хотя в детстве мне очень нравилось говорить: “А я не Толя, а Алеша“ или наоборот и смотреть на удивленные лица людей). Я могу отзываться и на имя Александр Яковлевич, но не потому, что у меня есть старший брат Александр (не близнец и не композитор, а горный инженер), а потому что имена Алексей и Александр очень похожи, в них много общих букв и многие люди просто путают эти слова. Мои мама Антонина Александровна и папа Яков Трофимович очень гордились тем, что у них три сына и все с высшим образованием

А я желаю тебе успехов, дорогой читатель и быть профессионалом в своем деле.

Алексей Дериев

Еще предисловие

Свежекупленный телевизор "Фотон" показывал идеально. Настолько, что добрая половина Экибастуза побывала у меня в гостях. Гости смотрели, как идеально работает моя покупка.

Потом я переехал в Шахтинск и перевез телевизор с собой. И дальше мой «Фотон» сопровождал меня в переездах. Но однажды он начал барахлить. Мне пришлось стукнуть верное чудо техники. Слегка и сверху. Изображение восстановилось. Попозже оно опять стало подрагивать, появились полосы и стал пропадать цвет. Но все восстанавливалось после легких ударов сверху и сбоку.

В конце концов экран погас. Никакие похлопывания не помогали. Помог мастер. Он не стал стучать по телевизору. А достал свой чемоданчик со множеством инструментов и деталей (отверточки, транзисторы, предохранители, щупы), о предназначении которых я не догадывался. Произвел замеры, заменил детали. И телевизор стал работать великолепно.

Из всех известных инструментов нам больше всего знаком, наверное, молоток. И привычнее и надежнее. Я хотел бы, чтобы моя книга стала пособием для врачей психотерапевтов, просто терапевтов, которые хотели бы пополнить свой чемоданчик с инструментами для работы.

Автор

 

Маленькое предисловие

* * *

На пороге - сосед Дима. С вопросом:
- Алексей, вы клятву Гиппократа давали?
- Давал! (?)
- Тогда дайте мне две таблетки аспирина!
"Аспиринизация" Димы прошла удачно.

* * *


На пороге - сосед Дима. С вопросом:
- Алексей, а почему вы не спрашиваете, как завелся автомобиль?
- Дима! Что случилось, как завелся автомобиль?
- Автомобиль завелся с первого раза! Спасибо, что вы поинтересовались!

 

О том, как писалась эта книга...

 

Дорогой читатель!

Иногда происходят очень странные вещи. Какая то непонятная цепь событий. Идея написания этой книги у меня возникла после попытки прочтения нескольких книг моего знакомого, врача-психотерапевта Александра В. Я так и не смог дочитать их до конца, даже до середины, даже до одной трети, потому что я постоянно спотыкался на знаки препинания, какие то извинения, меня раздражала речь терапевта, и я уже не говорю о б идеях книг... Он вообще то хороший парень, беззлобный, мы с ним жили в одной комнате во время проведения семинара по психотерапии и поэтому понадобилось мое мнение о содержании книг и о сути предлагаемых автором тренировок по саморегуляции. Мне действительно было не легко, потому что врать я не хотел, сделал какие-то замечания, а затем мне пришла в голову идея, что я смогу писать, по крайней мере, не хуже... Даже, наверное, лучше. Он рассказал, что набирает свои книги на компьютере, и что это очень просто. Меня и моего брата Толика (который композитор) всегда интересовали электрические приборы. С раннего детства. Он даже сказал, что основной критерий для покупки какого-нибудь прибора - это чтобы от него отходил проводок. Мы с братом занимались любительскими киносъемками, фотографией, затем видеосъемками, монтажом фильмов. У меня давно возникало желание узнать, что такое компьютер и научиться на нем работать. Мой друг, Саша Малышев показал на одном из семинаров по психотерапии как работать на компьютере, и убедил меня, что я его освою, во всем разберусь и что это очень просто. А тут еще можно и самому издать СВОЮ КНИГУ! Весной 1996 года я купил себе Pentium 166, накупил книг по работе на компьютере и сразу приступил к работе над книгой. У меня быстро, за несколько минут, получилось Предисловие к книге, само родилось название книги и на этом работа остановилась надолго, потому что меня заинтересовали компьютерные программы. Моим друзьям идея книги очень понравилась (и название тоже) и они всячески меня подгоняли, напоминали, торопили, потому что хотели увидеть в печатном виде этот бестселлер, мне пообещали издать ее очень быстро и оперативно, только пиши. Но после написания Предисловия наступил глубокий творческий кризис. Появлялись отдельные идеи и главы, но в голове и никак не хотели ложиться на лист бумаги... За это время я овладел многими компьютерными программами, освоился в Интернете, в графических редакторах, но страницы будущей книги, кроме главы "Песни психотерапевта" оставались пустыми. И вот только сейчас, в 1999 году наметились проблески, и я надеюсь, что все-таки издам свой первый опус, впрочем, год издания ты, дорогой читатель сможешь увидеть на обложке.

Автор

Неэрмитажно

 

Во времена кооперативного бума умельцы предлагали украсить квартиры гипсовой лепкой. Типовая площадь легко и просто получает свои особенные черты. Спрос находил предложение.

Меня пригласили посмотреть на одну из преображенных "хрущоб": "Приходите. Квартира смотрится шикарно! Как в Эрмитаже!"

Все-таки "хрущобу" с Эрмитажем не перепутаешь... Витиеватая кооперативная лепка с мордашками львов, выглядывающих из углов комнат, еще сильнее подчеркивало убожество малогабаритной "хрущовки". "Хрущовка" смотрелась неэрмитажно. Да и предназначение у нее другое.

Первое интервью с клиентом

 

Разумеется, первое интервью - это не просто разговоры и сбор анамнеза. Это очень важная часть работы врача и клиента. И успех предстоящей терапии во многом зависит от качества проведенного интервью. Именно во время интервью психотерапевт может получить массу разнообразной информации от клиента, которую затем можно использовать в своей работе.

Когда мы покупаем магнитофон, то прежде всего мы проверяем качество воспроизведения звука, не "тянет" ли магнитофон, как работает перемотка, работает ли автостоп, как магнитофон записывает звук, внешний вид и т.д. И, наверное, меньше всего обращаем внимание на то, что записано на кассете. Во всяком случае, я не встречал человека, который бы купил магнитофон только на том основании, что он проигрывал монологи Жванецкого.

Некоторые клиенты заранее готовятся к приему врача, записывая на бумажке свои жалобы, как протекает болезнь (даже по часам!), чтобы "ничего не пропустить", и сидя в приемной терапевта повторяют или перечитывают их. Иногда создается впечатление, что клиенты (или их родственники) стараются убедить врача в уникальности и неизлечимости своего заболевания. Много ли проку можно получить от прослушивания подобной информации? Вообще то много, если не слушать, что говорит клиент, а наблюдать за тем, как он это делает. Наблюдать за жестами, интонацией, за тем, какие слова выделяет клиент, перед какими делает паузы или глубокие вздохи, как двигаются глазные яблоки, конгруэнтно или неконгруэнтно выдается информация, как и на какие слова реагируют родственники клиента. Для этого, конечно, надо научиться слушать, не слушая, а наблюдая и отмечая про себя все эти детали. Важно "не утонуть" в содержании, не влазить в "шкуру клиента", самому не погрузиться в состояние транса (иначе, кто кому должен платить за прием?). Врач не обязан сочувствовать клиенту, он может продемонстрировать сочувствие, не обязан влазить в шкуру клиента (он увидит то же самое, что и клиент, следовательно, не увидит выхода из проблемы...).

Большая часть работы с клиентом проводится во время первого интервью. Тело психотерапевта превращается в инструмент для проведения психотерапии. И я не люблю, когда между мной и клиентом находится стол или какая-либо преграда. Обычно клиент сидит в удобном кресле, а я - напротив него в кресле на колесах, чтобы можно было гибко менять дистанцию, приближаться или отдаляться от клиента. Традиционно первая встреча с клиентом проходит с родственниками. И важно отмечать для себя, как на информацию, выдаваемую клиентом, реагируют родственники, какие комментарии они отпускают. Зачастую бывает так, что клиент молчит, а говорит мама. Иногда приходится ее незаметно "гасить", давая возможность говорить клиенту. Мне важно знать, как клиент сам представляет происходящее с ним. Присутствие родственников клиента во время проведения интервью желательно и потому, что часть инструкций для клиентов можно дать непосредственно обращаясь к родственникам, а не к клиенту. Я могу объяснять матери "механизм действия" некоторых процедур, смысл "кодирования". При этом важно не смотреть многозначительно на клиента, просто его не замечать. Все слова обращены к родственнику. Клиенту остается только "подслушать" наш разговор. Обычно косвенные внушения выполняются точнее и с большим усердием.

Параллельно я отслеживаю движение глазных яблок, жесты и интонацию, с которой говорит клиент. Если подача информации не конгруэнтная (словесные жалобы и рассказы о неудачах сопровождаются счастливым выражением лица и бодрым голосом, смехом), то тут пора вмешиваться. Есть несколько способов работы с неконгруэнтностью:
1. Терапевт может заняться отзеркаливанием этой неконгруэнтности. В ответ на жалобы счастливого клиента он с не менее счастливым лицом соглашается: "Да! Все происходящее с вами - это ужасно и страшно!", то есть ведет себя так же неконгруэнтно, как и клиент.
2. Можно отзеркаливать клиента полярно. Комментировать счастливого визави, опечалив свое лицо: "Да, это просто здорово, это великолепно, что у вас так болит голова". Своей неконгруэнтностью терапевт вынуждает быть клиента конгруэнтным...
3. Менее изящный метод - комментирование неконгруэнтности, особенно на "пике" неконгруэнтности: "У вас такое счастливое лицо, когда вы мне рассказываете о своей головной боли. Интересно, что хорошего вы в ней нашли?"
4. Можно сразу же приступить к работе с вторичной выгодой болезни, если у вас хватит упорства довести эту работу до конца и вы не боитесь прослыть "плохим врачом". Приготовьтесь к тому, что клиенту эта работа не понравится. Для того, чтобы говорить с клиентом о вторичной выгоде, надо уже иметь достаточный авторитет.
Обычно я дистанциируюсь от обильных жалоб клиента, не "включаюсь" в его переживания. Делаю каменное лицо и молчу, или слегка кручу головой вправо и влево (невербальный жест "нет"). Если клиент все-таки вспоминает что ему когда-то было хорошо или я вынуждаю его говорить о том периоде, когда он был здоров или чувствовал себя лучше, я тут же "включаюсь", меняю интонацию голоса, оживляюсь, киваю головой (невербальный жест "да"), улыбаюсь, прошу его рассказать поподробнее об этом периоде, прикасаюсь к нему, накладывая кинестетические "якоря". Если клиент опять начинает рассказывать о болезни, мое лицо снова каменеет, а голова покачивается вправо-влево ("нет-нет-нет").

Очень важно следить и за речью человека , пришедшего на прием , уточнять информацию, комментировать искажение информации. Клиент, у которого ВСЕГДА болит голова, может подумать над вопросом: "А всегда ли? Был ли в вашей жизни хоть один день, когда голова не болела?" И если такой день или час найдется, то голова болит не ВСЕГДА, а ЧАСТО. Подробнее об этом написано в книге "Структуру магии" Бендлера и Гриндера. Там можно найти ценный материал о том, как работать с опущениями, ограничениями и искажениями информации.

Очень важно отмечать для себя специфические слова клиента, сочетания слов для того, чтобы использовать их для работы с этим посетителем.

Важно выяснить ресурсные состояния клиента, где он любит отдыхать, проводить свободное время, как он расслабляется. Пораспрашивать о том времени, когда он был здоров или занимался спортом, или имел какие-то успехи.

Наверное, исключение (во всяком случае для меня) - это наркоманский сленг. Конечно, наркологи его понимают. Но все-таки специалист - не друг, с которым вместе употребляют наркотики. К терапевту идут не затем. И сленг в его устах звучит неорганично. Кстати, клиенты обычно стесняются использовать сленг в кабинете нарколога. Я видел интервью, где нарколог с увлечением расспрашивал клиента о том, как он "вмазывается, зависает, как кумарит и как раскумаривается и т.д.". Я прошу тебя, читатель, вернись на страницу 13 и перечитай главу "Неэрмитажно".

Во время первого интервью проводится и работа с "Жизненными линиями" и проводится наведение транса, но об этом в специальных главах.

Операция "Утилизация"

 

Конечно, эриксоновский гипноз - это совместный транс клиента и терапевта (или как сейчас говорят, оператора). С той лишь разницей, что у терапевта это более управляемый транс. И очень важно утилизировать реакции, которые выдает клиент непосредственно во время сеанса.

Если клиент после выхода из состояния транса говорит, что не спал, я отвечаю: "Конечно, вы не спали, вы все слышали. Это такое состояние легкого расслабления".

Утилизировать можно все. Все установки клиента хороши. Клиент сомневается и не верит в успешность лечения. Терапевт: "Все правильно. Вы и не обязаны мне верить. Даже хорошо, что вы мне не верите. Тем удивительнее будет результат".

Конечно, не всегда легко и просто сделать так, чтобы все симпатии и антипатии клиента, все его сомнения заработали во благо психотерапии. Это не всегда легко и просто, но, может, этим и отличается врач от хорошей и понятливой соседки, с которой можно поделиться горем и станет легче.

Любая реакция, которую выдает человек, пришедший на прием, совершенно правильная. Потому что это - его реакция. Клиент имеет право сохранять свою тайну, свои границы. Он будет погружаться именно на тот уровень транса, на котором удобно работать ему, а не мне. Важно утилизировать какие-то сомнения, страхи, объяснить клиенту, что состояние транса совершенно безопасно. Это необходимо сделать перед наведением транса или в первые минуты транса. Обычно я говорю клиенту: "Вы всегда сможете вернуться в свое обычное состояние, если почувствуете себя неудобно или будете не согласны с тем, что я скажу". После этого можно добавить: "И, может быть, поэтому можно почувствовать себя хорошо и спокойно, продолжая расслабляться..."

Если раньше меня раздражало, когда клиент не закрывал глаза или открывал их во время наведения транса, то сейчас мне это даже нравится. Я могу утилизировать и это: "И не важно, открыты у вас глаза или закрыты, это состояние можно испытать и с открытыми глазами, а можно позволить своим глазам закрыться, продолжая погружаться в это интересное состояние. Просто позволив себе расслабиться и отдохнуть".

Если у клиента во время транса появляются на глазах слезы, я могу сказать: "Я понимаю, что вы испытываете очень важные для вас чувства".

Особая разновидность - клиенты интересующиеся психологией и психотерапией. Они отслеживают ваши слова и жесты. Утилизация возможна и здесь: "Продолжайте внимательно следить за тем, что я говорю". (Они и так это будут делать, так дайте им это задание!)

При наведении транса важно обезопасить себя от возможных проколов, непопаданий. Тут может поработать такая фраза-утилизатор: "И если мои слова не будут соответствовать вашим картинам, образам и воспоминаниям, то позвольте моему голосу проходить сквозь вас, огибая ваши картины, образы, воспоминания, как вода огибает препятствия на своем пути, продолжая свое течение или как река огибает подводные камни. Потому что не важно слушаете вы меня или не слушаете...". Понятно, что если я действительно ляпну что-то не то, клиент может эту фразу пропустить, не принимая во внимание мой прокол.

Шероховатости

 

Cеминар по аутогенной тренировке шел в теплой комнате и полной тишине, Мы все сидели в круге, а психотерапевт погружал нас в транс: "Вы хорошо слышите мой голос, Вы чувствуете, как сидите в кресле, продолжая расслабляться".

Я начал погружаться в транс. Но вдруг я услышал скребущий звук, и глаза сами собой открылись. Не только у меня. Еще несколько человек решили увидеть источник неприятного звука.

"Неблагозвучным" оказался... сам психотерапевт. Он старательно скреб руками по стулу и приговаривал: "Вы можете пропускать посторонние звуки, а можете погружаться глубже в это состояние",

Я не стал бы создавать звуки, которых нет, чтобы потом их утилизировать. На тон семинаре ПОСТОРОННИХ ЗВУКОВ не было. В реальности существовала тишина. Я бы предпочел утилизировать тишину. Те же барашки у кранов с водой мы не будем срывать специально. Но мы найдем способ починить кран, если он вдруг сорвется.

Мокрое дело

 

Когда я только начал заниматься гипнозом, ко мне пришел отец клиентки. Семнадцатилетней девочки. Спрашиваю, что происходит.
- Вы знаете, доктор, она у меня ссытся.
- Давно ли у вашей девочки ночное недержание мочи? - продолжаю я интервью.
- Да. С трех лет. Нет-нет, но обязательно обоссытся.
- Обращались ли вы по поводу энуреза к терапевтам?
- Да. После лечения она какое-то время не ссытся, потом опять начинает ссаться. Сейчас дочь заканчивает училище. Надо ехать на сельхозработы. Боюсь, что там начнет ссаться.
- Пригласите девочку.
Заходит девушка тургеневского типа.
- Что тебя беспокоит?
- Доктор, я ссусь!
Тут я понял, что пора переходить на язык клиентки:
- А как часто ты ссышься?
Тогда я занимался классическим гипнозом и, разумеется, дал ей инструкции, чтобы она "не ссалась". Терапевт должен использовать в наведении транса слова клиента, даже если некоторые из них ему не нравятся, но именно они характеризуют то состояние и те патологические процессы, которые происходят с клиентом.

Зажигательная связь на побережье в Сочи

 

Обратная связь с клиентом во время сеанса поможет эффективней использовать трансовое состояние.

Есть смысл еще до сеанса договориться с клиентом, как он будет давать сигналы да или нет. (Например, кивок головой или шевеление левым пальцем руки могут означать да).

Это не обязательно, но это удобно: поддерживать обратную связь с клиентом. Вы задаете вопросы типа: "Можем ли мы продолжать дальнейшее погружение в транс?". В ответ вам могут кивнуть или, наоборот, не кивнуть.

... Ко мне пришла женщина с неврозом. Ее допекали неясные боли и жжение в животе, кишечнике, желудке и вообще во всем теле. Она находилась больше четырех месяцев на больничном листе и уже прошла консультации психиатра и невропатолога. Ей рекомендовали лечебный гипноз в кабинете психотерапии.

Тогда я только начал заниматься гипнозом и оперировал словесными формулами типа: "Я сосчитаю до десяти и вы заснете. Вы почувствуете, как руки становятся теплее, как ноги становятся теплее. "Пять, шесть, - продолжал я привычный счет, - Сейчас вы чувствуете легкое тепло в области живота".

Клиентка, не открывая глаз, говорит: "Жжет в заднем проходе".

Лихая фразочка произносится сдавленным голосом, в котором явно звучат заговорщицкие нотки. Я отвечаю с металлом в голосе: "Спать!"

Клиентка честно храпит. Я продолжаю: "И тепло распространяется по всему телу". Клиентка приоткрывает глаза и произносит свою коронку: "Жжет в заднем проходе".

Как начинающий психотерапевт я дал инструкцию, о которой до сих пор вспоминать стыдно:

"И вы не будите испытывать никакого жжения в заднем проходе". Мне казалось, что это был полный провал гипнотического сеанса. Но когда его время закончилось, честная женщина сказала, что гипноз был "очень сильным". И ей это понравилось.

А эта история была не так давно. Клиентка была в полном трансе. Я произнес отработанную фразу: "И многие люди любят отдыхать на природе или на берегу моря..." "На море в Сочи", - уточнила клиентка, не выходя из транса. Я ее прекрасно понимаю. Любую обратную связь можно утилизировать, какой бы странной она не была. Я тоже принадлежу к тем многим людям, которые любят "море в Сочи".

О работе с "жизненными линиями"

 

Во время первого интервью желательно несколько раз погрузить человека в естественный транс. Для этого можно задать вопросы типа: "С какого возраста вы себя помните? Кем вы хотели быть в детстве?"

Вот тут, наверное, и нужны глазные паттерны. Большинство людей, когда вспоминают что-то, смотрят влево вверх. Когда конструируют зрительные образы - вправо вверх. Отвечая на мой вопрос, связанные с детскими воспоминаниями, большинство клиентов смотрят влево вверх, затем глаза плавно переходят вправо и вниз, в кинестетику, чувственные воспоминания (все дети - кинестетики.)

И я уже могу работать с "жизненными линиями"

Когда визави ("человек напротив") жалуется, я шевелю своей правой рукой, отправляя в Прошлое клиента все эти жалобы. И словесные конструкции строятся так, чтобы незаметно оставить жалобы в Прошлом:

- У меня бывают запои, когда я напиваюсь, теряю контроль.

- Когда у вас были запои и когда вы напивались и теряли контроль, то как это происходило?

Очень важно следить за своей речью во время интервью, четко представлять себе о чем мы можем говорить в прошлом времени, в настоящем времени и будущем времени. Жестом своей правой руки терапевт может "отправить" в Прошлое "все что было". "Это уже не важно. Там вы уже ничего не измените. Важно то, что бы вы хотели получить от терапии". Тут начинает работать левая рука терапевта для того, чтобы клиент смотрел вправо и вверх. Само по себе подобное "разделение" Прошлого и Будущего уже поднимает эмоциональный фон клиента. Можно пойти дальше. Попросить клиента представить себе "линию Прошлого" в виде дороги или тропинки, или школьного коридора. В этом отношении лучше положиться на фантазию клиента. Можно окрасить "линию Прошлого" в какой-либо цвет. Если это дорога, то почему бы ее не сделать ровной в прошлом? Что мешает заасфальтировать прошлые канавы и ямы? Можно сделать "линию Будущего" длинной до бесконечности, попросить приподнять ее немного вверх под углом 45 градусов. Можно предложить клиенту окрасить ее в приятный для него цвет. Может быть "посыпать" ее блёстками или искорками, сделать более привлекательной?

 

Конечно, до начала работы с "жизненными линиями" необходимо получить согласие клиента, может быть предложить ему просто попробовать поэкспериментировать с этими линиями. Я говорю клиенту фразу, после которой обычно получаю соглашение на любые эксперименты с "жизненными линиями": "То, что мы сейчас будем делать - это всего лишь проверка как организовано Прошлое и Будущее внутри вас. Вы всегда сможете вернуться к тому варианту Прошлого и Будущего, которое было у вас или выбрать любой другой, удобный для вас вариант". После этого клиенты охотнее включаются в работу, чувствуя себя в безопасности.

Можно попросить клиента "пропустить" "Линию жизни" сквозь себя или поместить ее перед собой. Выяснить, в какой позиции он чувствует себя спокойней. После этой работы можно предложить клиенту расслабиться и проверить, как он себя сейчас чувствует.

Важно помнить, что у некоторых клиентов линии жизни идут наоборот, справа Прошлое, слева вперед - Будущее. Есть и другие варианты сзади - Прошлое (прямо за спиной), спереди - Будущее. Во время интервью я рисую варианты "жизненной линии" и ее направление в амбулаторной карте, отмечаю ее цвет (чтобы не забыть). У "правшей" позитивные якоря я накладываю на правую половину тела, у "левшей" на левую, там где находится Будущее.

Более подробно о работе с "жизненными линиями" можно прочитать в специальной литературе по НЛП. Здесь я хотел бы заострить ваше внимание на том, как важно терапевту следить за своей речью и речью клиента, за своими жестами и жестами клиента, за движениями глазных яблок клиента и движениями своих глаз.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!