Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 17 страница



Важно понимать, что сами по себе ритм и стихотворные размеры не обеспечивают мелодическую и поэтическую выразительность стихотворения. Большую роль играет его словесно-образная структура. Например, в этом стихотворении образ мчащейся тройки обрамляет рассказ о печальной  судьбе девушки. Такое сочетание задаёт песенную тональность всему тексту, при этом первое упоминание тройки звучит как тревога, предупреждение, последнее – как поэтический рассказанной истории. Трагичность будущей судьбы девушки представлена через противопоставление мишурной иллюзии и грубой реальности, образы корнета, заглядевшегося на неё «подбоченясь красиво», и «мужа-привередника», «неряху мужика», бьющего жену. Жестокость жизни выражена в драматическом изменении ее лица, глаз, взгляда. Сравним, как изменилась героиня в жизни:

Из под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок. <…>

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный вечный испуг.

Песенный строй стихотворения создают и единообразные глагольные формы, например, «разорит, кинет, поживешь, попразднуешь, пойдешь, перетянешь…», союз «и», организующий повествование. Гармонию стиха также обеспечивает и звукопись. Рассмотрим подробнее первую строфу, в ней каждая строка благодаря своему звучанию выражает отдельное настроение, и сливаясь вместе они передают девичьи чувства,  эмоциональную сторону истории. Опорным словом первой строки является определение «жадно», передающее желание, нетерпение.  Вторая  строка («В стороне от весёлых подруг…») сочетанием «в стороне от» словно отделяет лирическую героиню от предназначенной ей  судьбы. В третьей – звукопись «знать, забило сердечко» выражает внутреннее «жжение». На четвёртую  приходится эмоциональный всплеск: «всё лицо – вспыхнуло вдруг». Таким образом, лирическая тема в стихотворении развивается в гармоническом сочетании ритма, слова и звука.

Обращают на себя внимание и нежные интонации авторской поэтической речи, словного обращения к девушке. В нём звучит личное предупреждение и забота, в которых можно увидеть два разных по глубине уровня проблемы: социальный и жизненно философский. Судьба девушки показана на фоне уничтожающих личность отвратительных условий существования - нищеты, невежества, грубости и грязи. Не менее важен второй смысл последнего стиха: «и к другой мчится вихрем корнет молодой…» - автор говорит о пагубности стремления к чужой жизни.

Д

Исследователи называют «Тройку» лирическим монологом. Согласны ли вы с этим определением? Обоснуйте свою точку зрения.

Е

Узнайте, какие строки стихотворения обычно не включаются в текст «народной» песни. Подумайте, почему.

——

А

Как вы думаете, почему поэт точно указывает место и время описываемых событий? Обоснуйте свою точку зрения.

* * *

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

 Сестра твоя родная!»

1848 год

Б

1. Укажите два ведущих поэтических образа стихотворения. Что их объединяет?

2. Какова главная тема стихотворения?

3. Охарактеризуйте лирического героя.

4. Объясните, почему в стихотворении мало эпитетов и много глаголов. Отвечая на вопрос, приводите примеры из текста.

5. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.

–—

Стихотворение «Вчерашний день…» судя по сжатости текста и энергии, от него исходящей, видимо, родилось внезапно, будто творческое воображение Некрасова было поражено какой-то сильной ассоциацией. Ассоциация возникла на основе зрительного сходства: перечеркнутый цензором крест-накрест красными чернилами лист рукописи и иссеченная в кровь кнутом спина жертвы. Стихотворение не было результатом впечатления от реального случая, но стало своего рода обобщением, символом истязания, которому подвергается живая мысль и страдающий от побоев и притеснений народ. Поэтому поэтическую ткань стихотворения организуют два образа: один зримый, реальный, близкий ранимой душе поэта – образ молодой крестьянки, воплощения народной души; и высокий, абстрактный - образ Музы.

Стихотворение состоит их двух строф: в первой рассказано о наказании крестьянки, во второй – поэт обращается к музе. Может показаться, что это обращение вызвано фактом жестокого истязания женщины-крестьянки, и Некрасов таким образом показывает истоки своей поэзии. Однако  мысль поэта и тоньше, и глубже. Две строки, описывающие несчастную жертву, объединяют образы крестьянки и Музы:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

Отметим, что «кнут» во второй строфе назван «бичом». Это более  высокое слово включает неприглядное физическое наказание в возвышенный контекст, представляя его как высокое страдание. Очень важно правильно понять выражение «ни звука из ее груди» - оно обычно объясняется стойкостью, гордостью молодой женщины. Это, конечно, так, но есть еще одно соображение: Некрасов, безусловно, знал, что после нескольких ударов кнутом у людей пропадает голос. Тогда молчание крестьянки и молчание Музы совпадают в своем значении: такова участь народа и поэзии в России. И когда поэт называет молодую крестьянку «родной сестрой» Музы, он не снисходит к ней, а говорит об их единокровном родстве.

Некрасов выбрал местом поэтического события Сенную площадь - людную торговую площадь в Петербурге, на которой в том числе проводили и телесные наказания. Это было место, известное грубостью нравов, злачными заведениями, где совершались преступления, - иначе говоря, Сенная площадь была центром морального нездоровья города и общества. Площадь «привлекала» многих писателей, например, события романа Достоевского «Преступление и наказание» происходят рядом с ней, эти места  описывают Гоголь и Лермонтов. И поэтому Некрасов упоминает Сенную площадь как Лобное место, на котором совершается бичевания русского человека.

Д

Согласны ли вы с критиком, назвавшим это стихотворение «газетной поэзией; стихами, так сказать, в номер…»? Обоснуйте свою точку зрения.

–—

А

Читая стихотворение, обратите внимание на то, что в нём необычно для любовной лирики?

* * *

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и нежившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты —

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она недалека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

1850 год

Б

1. Можно ли определить жанр этого стихотворения как послание? Обоснуйте свою позицию.

2. Проследите, как меняется настроение стихотворения. Как ритмический рисунок помогает передать это изменение?

3. Найдите в тексте развернутое сравнение. Как оно помогает понять идею стихотворения?

4. Найдите в тексте антонимы. Определите их роль в тексте.

5. Какой предстает лирическая героиня? Чем она непохожа на предшествующих героинь русской лирики?

6. Укажите в тексте метафоры. С какой целью их использует автор?

7. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.

 

––

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» относится к любовной лирике и входит в так называемый «панаевский» цикл стихотворений Некрасова, посвященных его возлюбленной Авдотье Яковлевне Панаевой.

В стихотворении Некрасов прибегает к уже знакомой нам форме поэтического обращения к женщине. Основная его лирическая интонация – взволнованность, которой дышит речь лирического героя. Проследим, как развивается лирическая тема стихотворения, состоящая в том, герой предупреждает возлюбленную от страшной ошибки в их прежде искренних отношениях – появления иронии, то есть легкого насмешливого тона, скрывающего недовольство и охлаждение друг к другу. Однако сначала обратим внимание на структуру стихотворения, составленного из трех строф по пять строк в каждой. Строфы призваны последовательно передать движение поэтической мысли, в этом помогает разная последовательность расположения рифмующихся строк.

Первая строка стихотворения говорит о причине лирического переживания:

Я не люблю иронии твоей…

Так часто неосторожное слово, неуместное замечание, ненужная эмоция служат началом разговора между близкими людьми. Поэтому первая строфа – это быстрый ответ на иронию любимой и просьба оставить её. Поэтому три подряд рифмующиеся между собой строки представляют эмоциональное объяснение, почему им нельзя допускать иронию в свои отношения. А заключает строфу продолжение начального тезиса:

Я не люблю иронии твоей…

<…>

Нам рано предаваться ей!

Вторая строфа отражает следующую стадию развития темы: герой пытается убедить любимую в своей правоте, он делает это настойчиво и страстно. Некрасов использует очень выразительный ритмико-синтаксический прием, объединяя риторический рисунок строфы с принципом рифмовки строк:

Пока еще застенчиво и нежно

<…>

Пока еще кипят во мне мятежно

<…>

Не торопи развязки неизбежной!

В третьей строфе звучат интонации увещевания, призывающие беречь чувство друг к другу от неотвратимого холода жизни без любви. Вот почему стихотворение заканчивается фразой, обращённой в вечность:

Но холодней бушующие волны…

Так ирония в словах возлюбленной вызвала к жизни поэтический гимн любви, обреченной на угасание, но вечной – ведь угасая в обычной жизни, любовь останется между ними в жизни идеальной, подобно тому, как это было отмечено в элегии Пушкина «Я вас любил» (1829).

Д

Согласны ли вы с высказыванием литературоведа: «Лирический герой Некрасова – человек с напряжённой, противоречивой, сложной внутренней жизнью»? Отвечая на вопрос, приводите примеры из текста произведения.

 

Проектные задания к разделу:

1. Хронология жизни главных героев романа «Евгений Онегин».

2. Тема и образ пира в творчестве Пушкина.

3. Исповедь героя в произведениях Лермонтова.

4. Провинциальный российский город в изображении Гоголя и других русских писателей XIX века.

5. Фет как переводчик зарубежной поэзии.

6. Некрасов – новаторство любовной лирики.

 


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Русская литература XX в. более чем когда-либо в истории страны была связана с политикой и идеологией, поскольку дважды за столетие радикально менялся государственный строй: в 1917 г. социалистическая революция привела к созданию Советского Союза вместо Российской Империи, и в 1991 г. произошел обратный переворот – распад Советского Союза и образование государства Российская Федерация. Эти драматические события явственно отразились в русской литературе, ставшей летописью бурного исторического XX-го века.

В первое десятилетие нового века наиболее чувствительной к общественной и духовной ситуации в стране оказалась поэзия, искавшая художественные пути для выражения тревожного духа времени. Самым  бурным поэтическим течением был русский футуризм во главе с Маяковским. Растерянность человека и трагизм его положения, «метель» революции проявились в поэзии символиста Блока. Глубина и тонкость чувств выразилась в поэзии Ахматовой. Уходящая деревенская Россия блеснула своей тихой красотой и прозвенела прощальным колокольным звоном стихов Есенина. Период начала XX в. в русской поэзии ознаменовался появлением стольких оригинальных поэтов, таким многообразием стихотворного полотна страны, что его по аналогии с «золотым веком» русской поэзии (1-ая половина XIX-го в.) называют «серебряным веком».

После смерти А.П.Чехова (1904) и Л.Н.Толстого (1910) первенство в литературе переходит М.Горькому, ещё в конце XIX в. поразившему современников своим творчеством революционного романтизма и заложившему литературные основы стиля социалистического реализма. В 1920-е гг. русская проза возвращает свое прежнее значение, и это объясняется тем, что в революционном обществе эпическая литература оказывается наиболее востребованной. Среди множества прозаиков ярко выделяются такие писатели, как Горький («Жизнь Клима Самгина»), М.А.Шолохов («Тихий Дон»), А.Н.Толстой («Хождение по мукам»). Новая советская действительность получает глубокое критическое осмысление в творчестве М.А.Булгакова, в его острых повестях и социально-философском романе «Мастер и Маргарита». сатирическое описание – в романах И.Ильфа и Е.Петрова. Вместе с прозой развивается новая советская драматургия, представленная пьесами Горького, комедиями В.В.Маяковского, революционными трагедиями В.В.Вишневского, драмами Б.А.Лавренёва, философско-аллегорическими сказками Е.Л.Шварца и другими.

Период Великой Отечественной войны вызвал в русской литературе небывалую волну патриотических произведений, не спадавшую в течение нескольких десятилетий. Назовем наиболее заметных авторов: Шолохов («Они сражались за Родину»), А.А.Фадеев («Молодая гвардия», А.Т.Твардовский («Василий Теркин»), В.П.Астафьев («Пастух и Пастушка»), повести В.В.Быкова, стихотворения К.М.Симонова и многие другие. Военно-патриотическая литература, её искренность показала, что самой большой ценностью в жизни человека является Родина, семья и родная земля и что любовь к ней неизменна и не зависит от политического режима.

Значительную веху в русской литературе представляет период 1960-х гг., отмеченный появлением замечательных поэтов-шестидесятников – Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко и поэтессы Б.Ахмадулиной. Время шестидесятых годов в советской русской литературе – это время «оттепели», возрождения свободного духом творчества, восстановления традиций классической русской словесности. Русская поэзия в эти годы обогащается творчеством поэтов-бардов, исполнителей авторской песни – В.Высоцкого и Б.Окуджавы. Важным событием в русской прозе стало появление в ней таких писателей, как В.Т.Шаламов и А.И.Солженицын, в прозаических произведениях которых изображаются тяжелейшие испытания, выпавшие на долю советского человека и осмысляется тернистый путь к социальной справедливости.

Современный этап русской литературы отмечается непрерывным поиском новых форм выражения жизни, слиянием элементов разных стилей, созданием образов и характеров нашей эпохи, осмыслением её актуальных вопросов.

Б

1. Почему русская литература XX века в большей степени, чем предшествующая, связана с политикой и идеологией?

2. Объясните, почему именно поэзия оказалась наиболее чувствительной к общественной и духовной ситуации в стране? Почему поэзию начала XX века называют «серебряным веком»?

3. Чем можно объяснить активное возрождение эпических жанров в 1920-е годы?

4. Какова главная идейная направленность литературы периода Великой отечественной войны?

5. Укажите особенности поэзии и прозы «шетидесятников».

6. Чем характеризуется современный этап развития литературы?

 

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Портрет

(1868-1936)

Русский писатель Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) прожил необыкновенно насыщенную жизнь. Потеряв в возрасте 4 лет отца, а в 10 - мать, будущий писатель вынужден был начать работать ещё мальчиком. Он перебывал на многих мелких работах: служил в магазине, в мастерской чертежника, посудником на пароходе, рабочим и десятником на ярмарочных постройках, булочником… Тяжелая жизнь и безденежье лишили подростка возможности получить какое-либо образование – все свои довольно обширные знания Горький приобрел самостоятельно, благодаря интенсивному чтению.

В юности Горький увлекся революционной деятельностью, был арестован и провёл месяц в тюрьме. Он  на всю жизнь сохранил большую симпатию к борьбе простого народа за свои права. На революционные взгляды Горького, безусловно, повлияло трудное рабочее детство и огромный личный опыт, он не понаслышке знал о лишениях бедных людей, испытывал острое отвращение к социальной несправедливости. Дважды молодой Горький отправлялся в странствие по России, пройдя весь юг империи по донским степям, побывав на Украине, в Бессарабии, добравшись до Дуная, затем отправившись в Крым и на Северный Кавказ до Тифлиса. Именно в Тифлисе в газете «Кавказ» был опубликован первый рассказ Горького «Макар Чудра» - с этой публикации началась постоянная литературная деятельность Горького; тогда же появился и псевдоним писателя.

Всероссийскую известность Горький приобрел быстро, популярность его была огромна, через несколько лет он был знаком со всеми знаменитыми писателями того– Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, И.А.Буниным, А.И.Куприным и другими. За первое десятилетие творчества Горький написал много превосходных рассказов и очерков, среди которых особенно выделяются рассказы «Старуха Изергиль» и «Челкаш» (оба – 1895) «Мальва» (1897). Горький также работал в уникальном жанре, новизна которого состояла в объединении прозы и песни, тем самым продолжая традиции стихотворений в прозе Тургенева. Образцами этого жанра в раннем творчестве Горького стали «Песня о Соколе» (1895) и «Песня о Буревестнике» (1901), воспевавшие «безумство храбрых» и «жажду бури». В начале своего творческого пути Горький пишет сказки «Девушка и смерть», «О маленькой фее и молодом чабане».

Интерес к ранним произведениям Горького возник благодаря демократическому содержанию его рассказов и очерков, близкому широким кругам российского общества, однако более всего читательскую Россию привлек свежий, бодрый голос, прозвучавший в его произведениях, жизнеутверждающий пафос, необыкновенно мощное сочетание реализма в изображении жизненных ситуаций и романтического духа.

В 1900-е годы жанровый и тематический спектр творчества Горького значительно расширился: с этого времени Горький обращается к драматургии. Самым глубоким по смыслу драматургическим произведением стала социально-философская драма «На дне» (1902), сюжетной основой которой было изображение судьбы обитателей ночлежного дома – несчастных и опустившихся, но тем не менее жаждущих жизни людей. В 1906 г., сразу после  Первой Русской революции (1903-1905) Горький пишет роман «Мать», ставший на несколько десятилетий главным произведением социалистического реализма – направления в советской литературе XX в., соединявшего принципы реалистического стиля с идеологией социализма. За Горьким прочно закрепилось определение «первого пролетарского писателя», хотя последующее творчество писателя доказывает, что такой подход к его писательским заслугам сужает истинный масштаб и значение его творчества.

В 1910-е годы из-под пера Горького выходят рассказы, включённые в сборник «По Руси». Этот сборник можно назвать «второй волной» интереса писателя к описанию разнообразной жизни нашего отечества, судеб, характеров, социальных типов. В нем центральная фигура героя ранних рассказов – «босяка» - получает бо́льшую социальную определенность, однако сохраняет свою бунтарскую сущность. Приверженность Горького к своему типу героя удачно объяснил критик горьковского времени Д.В.Философов: «Он стоит за "босяка" не только потому, что тот угнетен, а потому, что в нем есть сила. <…> Босяк - это существо, отрицающее данный общественный уклад, это темперамент, не вмещающийся в рамки данного строя».

После революций 1917 г. – Февральской, приведшей к отречению от трона императора Николая I, и Октябрьской, установившей новый политический режим с идеологией социализма, Горький как писатель и гуманист часто оказывался на распутье, размышляя о справедливости действий власти и честности своей человеческой и общественной позиции. Будучи  непререкаемым лидером и живым классиком советской литературы и продолжая писать до самой своей смерти в 1936 г., Горький создал ряд серьезных произведений. Главное из них - роман-хроника, по замыслу призванный охватить и осознать всю бурную эпоху Горького - «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936).


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 608; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!