Формирование позиции Пушкина в жизни и её проявление в поэзии 14 страница



Что же касается образов крестьян, мы положительно судим о них, потому что знаем: от их труда зависит жизнь помещика, чиновника, всего населения страны. Источник физического существования и духовной жизни нации возникает в крестьянстве, распространяясь в другие слои общества. Мы не видим созидательного труда крестьян, не слышим фольклорных песен, творческая одаренность русского простого народа проявляется эпизодически, например, в лирическом отступлении о русском слове или мастерстве каретника Михеева. Гоголь видит свою задачу в том, чтобы показать, как подавляется творческая воля и жизненная активность человека в условиях крепостного рабства. Вот почему на передний план выходят судьбы крепостных крестьян. Гоголь не скрывает их слабости, недостатки, дурные качества, то есть он идеализирует  крестьян, но и не относится к ним свысока, как к жертвам крепостного режима. Пафос гоголевского обличения выше и сложнее: описывая крестьянские судьбы, художник создаёт истории гибели людей, изначально лишённых прав на свободную и достойную жизнь. Печальна судьба плотника Степана Пробки, жизнь которого сломала крепостная неволя: он не мог остановиться в страсти зарабатывания денег, брался за любую работу и в результате погиб. Гоголь говорит здесь о том, что можно заработать денег и выкупить себе волю, но нельзя купить чувство свободы, будучи рождённым в неволе.

Таким образом, призыв быть «не мёртвыми, а живыми душами» обращён Гоголем не только к помещику или  крестьянину – герой произведения, но к каждому из нас. Гоголь не осуждал человека, не преследовал его своей сатирой. В смехе Гоголя много скорби, но есть и надежда. В  лирическом отступлении в начале седьмой главы писатель говорит о своём предназначении и судьбе: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»

Б

1. Как в названии поэмы отражается её главная нравственно-философская идея?

2. Что такое, по Гоголю, «омертвение» души?

3. К кому обращён призыв поэмы быть «живыми душами»?

 

ПРОЗА И ДРАМАТУРГИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 

Центральным процессом в русской литературе с 1840-х гг. XIX века стало развитие социального романа. Первым оригинальным русским романом в прозе считается роман Лермонтова «Герой нашего времени» (1840). В нём соединились основные жанровые аспекты романа того времени: социальный, исторический, психологический, философский, моральный, - то есть он представил грандиозную попытку выразить русскую жизнь в эпической форме. Роман «Герой нашего времени», выросший из жанра повести 1830-х гг., придал импульс развитию прозы. В 1840-е гг. появляется социально-политический роман А.И.Герцена «Кто виноват?» (1846) и социальный роман воспитания «Обыкновенная история» (1846) И.А.Гончарова. В конце 1840-х гг. русская проза обогащается новаторскими рассказами Тургенева, а 1850-е гг., ознаменовавшиеся началом реформ правления Александра II, в отмечены тремя основными литературными явлениями: романами и повестями Тургенева, романом Гончарова «Обломов» (он вышел в 1859, хотя писатель работал над ним всё десятилетие), и драматургией А.Н.Островского.

Три вершинные произведения в русского литературе того времени - роман «Обломов», драма Островского «Гроза» (1859) и роман Тургенева «Отцы и дети» (1862). Каждое из них по-своему отражает историческое время и жизнь России. В романе «Обломов» показана судьба поместного барина, оказавшегося в Петербурге, изображён многосторонний конфликт, возникший из-за непримиримости прежнего деревенского уклада жизни и современного городского. В драме «Гроза», имеющей также жанровое определение трагедии, конфликт старого и нового вынесен в патриархальный приволжский город Калинов и разворачивается в купеческо-мещанской среде. В центре конфликта находится патриархальная купеческая семья, расколотая трагической любовью молодой купчихи Катерины. В социальный фокус изображения русской жизни в романе «Отцы и дети» попадают поместное дворянство и молодой учёный, разночинец Базаров.

В пореформенный период 1860-х гг. крепнет творчество двух корифеев русской прозы – Ф.И.Достоевского и Л.Н.Толстого. В 1866 г. Достоевский пишет самый известный из своих пяти романов – «Преступление и наказание». Время, описанное Достоевским в романе, захватывает первые экономические и нравственные последствия социальных реформ в России, когда российская жизнь «выходит из берегов» и под угрозой оказываются её духовные ценности. Сюжет романа формируется вокруг страшного «идейного» убийства студентом-разночинцем Раскольниковым старой ростовщицы и её сестры. По жанровой принадлежности роман «Преступление и наказание» совмещает в себе черты социально-психологического, нравственно-философского и религиозного романов. Вторым по значению прозаическим произведением пореформенного десятилетия является роман-эпопея Толстого – «Война и мир» (1863-1869). В отличие от остросовременного романа Достоевского, жанр эпопеи «Война и мир» - исторический, нравственно-философский роман. Толстой выбирает для сюжета своего произведения период наполеоновских войн 1805-1813 гг. В центре его оказывается нашествие Наполеона на Россию 1812 г. и Бородинское сражение. Обращаясь к героическому времени, Толстой ищет источник нравственной силы и духа русского народа, которые могли бы служить опорой в строительстве новой России.

На смену тревожной литературе 1860-х гг. приходят два направления. С одной стороны, в результате разочарования в государственных реформах усиливается критическое настроение  общества. В литературе это нашло выражение в сатире Щедрина, его сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» (обе – 1869) и других (1880-х гг.), а также в романе «Господа Головлёвы» (1875). С другой – в некоторых пьесах  Островского звучат оптимистические мотивы. На исходе 1860 гг. Островский работает над комедией «Лес» (1870), в которой художественными средствами делает обнадеживающий социальный прогноз. Место действия комедии русская глухая провинция, поместья, окружённые лесом. Социальная среда пьесы – поместное дворянство и два купца, отец и сын, призванные дополнить картину социальных отношений в России того времени. Жанр комедии выбран Островским, по его словам, потому что смех обладает той нравственной излечивающей силой, которая так нужна восстанавливающейся от реформ стране. В пьесе сочетается три типа комедии, отражающих сложную российскую действительность. Первый – сатирическая комедия, обличающий смех которой направлен против дворян-помещиков, эгоистически закрытых для новой жизни. Противостоит ей комедия с высоким героем  (по психологическому строю похожим на Чацкого), дворянином по рождению и артистом-трагиком по судьбе - Гурмыжским-Несчастливцевым. И дополняет картину народная комедия о любви бедной дворяночки Аксюши и молодого купца Петра Восмибратова. Комедия «Лес» дышит жизнерадостностью и верой в будущее. Проникнута ощущением радостной жизни и другая пьеса Островского, уходящая корнями в мифологические, доисторические времена, - весенняя сказка «Снегурочка» (1873). В этой сказке-мистерии содержится аллегория победы света, торжества весны. Гибель Снегурочки носит жертвенный характер, она предпочитает свою холодную оболочку теплу жизни и жару любви:

Но что со мной: Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О Мать-Весна, благодарю за радость,

За сладкий дар любви!

Б

1. Охарактеризуйте значение романа Лермонтова «Герой нашего времени» в развитии русской эпической литературы.

2. Что объединяет три вершины прозы 1850-60-х годов – роман «Обломов», драму «Гроза» и роман «Отцы и дети»?

3. Охарактеризуйте жанровые особенности «Преступления и наказания» Достоевского и «Войны и мира» Толстого.

4. В чём причина появления в 1870-80-х годах обличительной литературы (Салтыков-Щедрин) и вместе с ней произведений с оптимистическим пафосом (Островский)?

 

 


ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

Портрет

(1818-1883)

Иван Сергеевич Тургенев - русский прозаик. Творчество Тургенева пришлось на время, следующее за литературной эпохой Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя, так называемого «золотого века» русской литературы. В прозе Тургенева отразился период исторических перемен в российском обществе и государстве, происходивших, прежде всего, в его социальном устройстве, политике и идеологии. Поражение в Крымской войне, реформы времени правления императора Александра II, освобождение крестьян, духовные поиски интеллигенции, революционные настроения в обществе были содержанием жизни в России 1840-х – 1880-х гг.

Тургенев начинал своё творчество как поэт: он сочинял  стихи с конца 1830-х гг., а в  в 1843 г. опубликовал поэтический сборник. Однако вскоре писатель полностью переключился на прозу. В 1840-е гг. Тургенев был активным участником литературного кружка В.Г.Белинского в Петербурге, на его творчество оказали определённое влияние стилевые черты «натуральной школы», присущие писателям этого кружка. Они проявлялись, прежде всего, в натуралистическом описании действительности, внешнего мира. Как оригинальный писатель, имеющий свою индивидуальную манеру, творческую и гражданскую позицию Тургенев впервые выступил в цикле рассказов-очерков «Записки охотника» (1847-1852). В этой книге он показал неизвестную прежде в большой литературе жизнь крестьянства, богатые национальные характеры, жизненную энергию и душу русского человека.

Последующее десятилетие отмечено высокой активностью творчества Тургенева: начиная с середины 1850-х гг. из под его пера выходят четыре романа и две повести. Всплеск писательской активности Тургенева, безусловно, связан с политическими событиями в России эпохального значения – его произведения того времени были непосредственным откликом на них, а в некоторых случаях даже опережали сами события, точно выражая дух времени. Таковы романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860). К этому периоду творчества относятся и повести, посвящённые таинству первой любви, -  «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860) и, наконец, выдающийся роман «Отцы и дети» (1862), в котором Тургенев изобразил русское общество времён эпохальной для России XIX в.  Реформы – отмены крепостного права.

Б

1. Какие общественно-исторические события оказали влияние на прозу Тургенева?

2. Назовите главную тему всех произведений, входящих в цикл «Записки охотника».

3. Охарактеризуйте проблематику произведений Тургенева середины 1850-х – начала 1860-х годов.

4. Чем вызван всплеск творческой активности писателя в середине 1850-х годов? 

 

 

СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ И.С.Тургенева

В 1870-е гг. в творчестве Тургенева возникает уникальное  жанровое направление – стихотворения в прозе. Эти небольшие по объёму произведения (миниатюры) создавались в течение 5 лет: с 1877 по 1882 гг. Они появились как результат, обобщение жизненных наблюдений, переживаний и размышлений: Среди 83 стихотворений из тетради Тургенева, переписанных набело и пронумерованных самим писателем, выделяются  напоминающие притчи философские стихотворения, которые посвящены темам  старости, одиночества, смерти. Значима для стихотворений в прозе и тема жизни человека и его родины. Отдельные стихотворения посвящены общественно-политическим событиям.

Цикл открывается стихотворением «Деревня», помеченным февралём 1878 г., и завершается философским этюдом «Моя деревня» (ноябрь 1882 г.). В стихотворении «Деревня» Тургенев, восхищенный  величественным покоем русской природы, восклицает: «О довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!» А в последнем стихотворении смертельно больной писатель словно бы с мудрой грустью улыбается тому, как полумёртвый человек называет тысячелетний дуб «своим» деревом: «И мне показалось, что старый дуб отвечал добродушным и тихим смехом и на мою думу – и на похвальбу больного». Порядок расположения стихотворений не случаен: Тургенев стремился показать полноту, расцвет жизни, возможные лишь  в согласии с природой,  хотел научить человека без ропота принимать неизбежность своего ухода. Тургенев в этом смысле продолжает мысль Пушкина, высказанную в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829):

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

В  обращении к читателю Тургенев так объяснял цель своего поэтического цикла: « Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд; тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

В этом обращении Тургенев подтвердил преемственность своего творчества, продолжение в своих стихотворениях в прозе традиций, прежде всего, Пушкина и Гоголя.

Б

1. Назовите основные темы и проблемы стихотворений в прозе Тургенева.

2. Раскройте принцип расположения стихотворений в сборнике.

—–

Враг и друг

А

Перед чтением текста вспомните, героем каких известных вам лирических и лиро-эпических стихотворений является узник, пленник. Какой момент его жизни изображен в произведении? Какова идея каждого произведения?

Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать... За ним по пятам мчалась погоня.

Он бежал изо всех сил... Преследователи начинали отставать.

Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая — но глубокая река... А он не умеет плавать!

С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занёс на неё ногу... Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.

Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:

— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!

— Но ведь другой переправы нет... а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.

— Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул.

Враг засмеялся самодовольно — и пошёл прочь; а друг присел на бережку — и начал горько плакать о своем бедном... бедном друге!

Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал... ни на миг.

— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.

— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!

— А все-таки жалко, по человечеству!

И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своём злополучном друге.

Декабрь, 1878

Б

1. Чем это стихотворение в прозе похоже на притчу?

2. Сформулируйте главную проблему стихотворения?

3. Докажите, что антитеза – ведущий композиционный принцип стихотворения. Объясните значение этого принципа для понимания главной идеи произведения.

4. Как вы полагаете, почему Враг в тексте не произносит ни слова? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Почему Друг назван «ревностным»? Обоснуйте свою позицию.

6. Как вы понимаете смысл последнего предложения текста?

 

–—

Стихотворение «Враг и друг» представляет собой рассказ-притчу, который тем не менее не является рассказом в обычном смысле. Дело в том, что в нем не говорится о каком-то конкретном заключённом и его побеге. В  этой поучительной миниатюре все поучительно, поэтому все рассказываемое носит условный и обобщающий характер, как в притче: один заключенный бежит и тюрьмы, на берегу вдруг оказываются его враг и друг, действия описаны без всякого правдоподобия. Следовательно, в притче важно не то, о каких конкретных людях и каких конкретных поступках рассказывается, - на первый план выступает мораль рассказа.

В этой притче также не имеют значения характеры друга и врага, хорошие ли они люди или плохие. Автор хочет сказать, что таков человек вообще, то есть все мы. Примечательно, что враг здесь ничего не говорит, не совершает никаких действия. Зачем же тогда появляется упоминание о нём,  ведь можно было просто назвать стихотворение, например, «Друг»? Дело в том, что Тургенев и названием, и персонажами притчи показывает ее основную проблему, которая заключается как раз в том, насколько не просты в нашей жизни представления о настоящей дружбе и насколько неоднозначны наши поступки. Ведь враг – всегда враг, он в любом случае желает вам зла, поэтому говорит ли он что-либо или делает значения не имеет. Задача этого образа – служить для сопоставления: в какой мере наш друг отличается от нашего врага. Обратите внимание, что друг беглеца, казалось, искренен, он не лукавит, как часто ведут себя ложные друзья, - он горячо переживает и «спасает» своего друга-беглеца, утопив того в порыве помочь. Заключает стихотворение тонкое наблюдение автора: совершив, пусть нечаянно, плохой поступок, мы не понимаем своей вины, а всячески объясняем неизбежность случившегося и оправдываем себя.

 

—–

Русский язык

А

Прочитайте стихотворение. Каким вы представляете его лирического героя?

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Июнь, 1882

Охарактеризуйте пафос стихотворения?

Сформулируйте  проблематику стихотворения.

Докажите, что это лирическое произведение.

Раскройте роль риторических вопросов, обращений и восклицаний в тексте.

Выделите в тексте стихотворения эпитеты. Как они связаны с идеей и пафосом стихотворения? 

——

Тургенев обращается к теме русского языка, поскольку она предполагает не только, разумеется, восхваление родного языка за его богатство, красоту, выразительную силу. Русский язык для Тургенева, как и для любого русского человека, не обязательно писателя или поэта, составляет все в жизни: прошлое своего народа, представленное в письменных памятниках, его настоящее - звучащее в живой речи. Родной язык – это среда нашего существования, столь же насущная, как воздух. Язык – это наши мысли, чувства, наша связь с родиной, без него не могла бы существовать наша культура.

Русский язык для Тургенева – источник силы и веры в жизнь в особо трудные времена, «во дни сомнений, тягостных раздумий». Каждое из четырёх определений, данных Тургеневым русскому языку, выражает конкретную мысль. Эпитет  «великий» характеризует его богатство; «могучий» - силу, весомость русского слова в мировой культуре; «правдивый» утверждает его нравственную основу, пророческую суть; «свободный» означает, что русский язык и народ, на нём говорящий – единая сущность, и никакая власть или ничья воля не могут подчинить их себе. Эти характеристики русского языка естественно подводят к итоговому выражению стихотворения - «великий народ».

Обратим внимание на то, что абстрактная, высокая тема русского языка пронизана чувством гражданской тревоги автора, переплетена с личными, биографическими мотивами. В этом проявляется важнейшая особенность творчества Тургенева и его индивидуального стиля: созвучность своему времени, «со-временность».

Стихотворение «Русский язык» наиболее показательно для ответа на вопрос: почему же все-таки тексты, написанные прозой, называются стихотворениями? Прежде всего, проза и стихи – это способы речи, различающиеся типом организации повествования, поэтому в литературе возникают подчас переходные жанры, такие как стихотворный роман, или прозаическая поэма и другие. Определяющим для жанрового определения является другое – наличие в нём эпических, лирических и драматических элементов, их сочетание. Источником прозаических миниатюр Тургенева оказывается лирическое переживание – основа любого лирического произведения. Стихотворения в прозе Тургенева насыщены лиризмом, по канонам лирической поэзии все содержание произведения организуется вокруг главного чувства и мысли и даже требование традиционного стихотворного ритма для них не обязательно. Так, стихотворение-притча «Враг и друг» написано как рассказ, без ритма и рифмы,  а вот стихотворение «Русский язык» во многом сохраняет ритм и форму античной поэзии.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 628; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!