Какие аргументы, подтверждающие этот тезис, можно привести?
Во-первых, справедливость вышесказанного подтверждает опыт
русской классической литературы. Вспомним, например, горькие, мучи-
тельные размышления героя повести А. И. Куприна «Поединок» Ромашова. Офицер
Ромашов (как и младший брат в тексте Л. Андреева) также пытается понять,
что такое война с ее неизбежными смертями, зачем она нужна. Может быть, ду-
мает он, это мировая ошибка? Ослепление? Ведь могут все (все человечество) ска-
зать «нет» войне! Через мысли своего героя А. Куприн, как и Л. Андреев, подводит
читателя к выводу о том, что в разумно устроенном обществе не должно быть
войн, так как война, кровопролитие противоестественны человеческой природе.
Во-вторых, мое согласие с авторской позицией можно обосновать
Еще одним аргументом. Война чудовищна и безумна, по-моему, и по-
тому, что она безжалостно соединяет изначально не соединяемые, «враждебные»
друг другу понятия, например: война и дети. Война лишает детей детства, обруши-
вается на них тяжким грузом, травмирует их неокрепшие души. Вспомним Кольку
из повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Война заставила ребенка
пройти через самое страшное – смерть своего брата-близнеца. Трудно читать сцену
гибели Сашки, который принял чудовищную, изуверскую смерть. Очень тяжело чи-
тать и эпизод, когда Колька везет на тележке мертвого брата и, обезумевший от
горя, ведет воображаемый разговор с убийцей Сашки. Обращаясь к чеченцу, ребенок
|
|
спрашивает, за что тот убил его брата. Мальчик подчеркивает, что их с Сашкой
привезли сюда не воевать, а жить. Устами повзрослевшего на наших глазах ребенка
А. Приставкин высказывает непреходящую истину: как хорошо было бы, если бы не
было войны и все были живы: и солдаты, и чеченец, и Сашка, и сам Колька...
В заключение хочется подчеркнуть, что нам, молодым, также нужно помнить
о войне, нужно, чтобы она «жила» в нас, потому что только память об опусто-
шающей абсурдности войны может помочь нам сохранить человеческий облик и
предотвратить безумные кровопролития.
68
ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ТЕКСТ
(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой
комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам
и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:
– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное –
сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину,
отбросить ее? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым.
(8)Тому же учили меня книги, какие я прочел, и мне мучительно жаль тех, кто
|
|
страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю
привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее
чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения.
(10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять
и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись
в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг
25
друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое,
ведь это сумасшествие?
(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими
глазами.
– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на мое
плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и
это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)
Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка еще горячей водицы.
(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос,
не вдумываясь в слова, и видеть все знакомое, простое, обыкновенное: медный,
слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фото-
|
|
графии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотогра-
фией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеется и шалит.
(23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли,
о красоте и мире.
(24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своем становится
близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей
воде, все то, что я видел там.
– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся
мне, как ребенку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался –
как взрослый, как старик, у которого большие и тяжелые мысли.
(27)Брат позвал слугу, и вдвоем они вынули меня и одели. (28)Потом я пил
душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня
отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость
была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и
только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всем этом ума
и чувства красоты!
(По Л.Н. Андрееву *)
* Леонид Николаевич Андреев (1871–1919) – прозаик, драматург, публицист, предста-
витель Серебряного века русской литературы.__
Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!