Изменение общеобразовательного расписания.



При условии, что фильмы будут смотреть во внеурочное время, на изучение одной ленты нужно не менее двух уроков. Итого, 200 часов (для сравнения: базовый курс МХК – 70 часов, профильный – 210). Если преподавать кино в обычном еженедельном ритме – на 100 фильмов потребуется 2 дополнительных часа в неделю в течение трех лет или такое же сокращение существующих школьных предметов. Сколько времени потребуется для реализации всей программы – судите сами. По оценке автора – несколько лет.

Если ограничиться факультативным кинообразованием, все значительно упрощается и в такой же мере обессмысливается. Вести школьные кинокружки могут и студенты гуманитарных вузов, и члены киноклубов, и кинолюбители с высшим образованием. Нужно лишь дать школам ставки для кинопедагогов внеклассного образования, объявить о наборе преподавателей и не удивляться огромному недобору. А в тех местах, где найдутся желающие, вступит в силу известный «общефакультативный» закон: если в учебном заведении 300 учащихся, на первое занятие придут 30, а к десятому останутся 3. Оно того стоит?

Но самое главное в том, что есть серьезные сомнения в необходимости школьного кинообразования. «Увеличение числа зрителей в кинотеатрах», о котором как о конечной цели говорит замминистра культуры Иван Демидов, во-первых, писано вилами по воде, а во-вторых, равнозначно не повышению культурного уровня зрителей, а всего лишь увеличению доходов проката. Нечего сказать – достойная задача.

В.Э.Матизен, кинообозреватель «НИ» (24.17.2012). Матизен В.Э. Кина не будет. 2012. 24.17.2012.

 

В то же время, пока министерство культуры размышляет, как наиболее оптимально и выгодно ввести кинообразование в систему общего школьного образования в пользу развития культуры у подрастающих поколений, Голливуд набирает обороты. Кинопрокатчикам выгодно показывать американское кино, оно обеспечивает их потоком фильмов, что гарантирует им и зрителей, и доход, но одновременно с этим, США не обложен налогами, а кинотеатры не платят даже НДС. Российские фильмы по сравнению с американскими, недостаточно прорекламированы, качество уступает зарубежным продуктам, и лишь немногие из отечественных лент окупаются. Американцы очень серьезно подходят к вопросам кинобизнеса. У них существует определенная норма: когда они снимают картину на 60 млн. долларов, то на ее раскрутку ассигнуют 120 млн. долларов, то есть два к одному. Так как, иностранная кинолента- это импортный товар, то на нее должна распространяться налоговая нагрузка. По отношению к отечественному кинематографу это будет справедливо. Такие меры не только поддержат финансово наш кинематограф, но еще и помогут российским режиссерам найти своего зрителя. Возможно, отечественные фильмы будут показывать больше, но произойдет перераспределение сеансов по времени – российские картины будут демонстрироваться в непопулярное время — рано утром или поздно ночью.

Трудно сказать, что американское кино, настолько востребованное в нашем российском обществе, несет что-либо положительное. В кинотеатрах царит беспредел: потоком пропускают голливудское кино в прокат, опуская процесс фильтрации, не учитывая возраст потенциальной аудитории и тот, который разрешен в фильме, закрывая глаза на то, что показанное в фильме аморально и не соответствует нравственным нормам общества. Действительно, зарубежное кино пропагандирует насилие, испытывает кризис морали. К примеру, эротическая драма «Нимфоманка» Ларса фон Триера, где в качестве музыкального фона звучит «Русский вальс», советского композитора и русского классика Д. Д. Шостаковича, а так же хоральная прелюдия фа-минор всемирно известного классика И. С. Баха. Ларс фон Триер имел смелость показать зрителю низменные желания человека, приравнивая их к высочайшим достижениям музыкальной культуры. Таким образом, кризис культуры кино заставляет людей переосмыслить и сменить исторически сложившиеся общественные ценности. «Нимфоманка» был запрещен к показу в Краснодарском крае, Румынии и Армении, так как относят фильм к разряду порнографических и считают необходимым запретить его показ.

Как мы видим, кинобизнес бросает вызов обществу, игнорирую социальные последствия, поэтому необходимо срочно принимать меры по сокращению проката зарубежного кино и увеличении квоты российских кинолент в кинотеатрах. Разумеется, говорится о популяризации не коммерческого, а социального, национального, авторского кинематографа. В продвижении таких фильмов важно видеть и идеологический процесс. То есть, в государстве способном социально меняться будет развиваться социальное кино.

На сегодняшний день в стране предлагаются идеи по ограничению проката американского кино. Владимир Мединский заявил о необходимости введений квоты на показ российских лент в кинотеатрах и на телевидении. "Квотирование обязательно, что бы на эту тему ни балаболили владельцы киносетей", - передает слова чиновника ИТАР-ТАСС. По словам Мединского, "без этого российскому кино не поможешь".

Мединский напомнил, что в СССР действовала квота на показ американских кинокартин, согласно которой в год могло демонстрироваться не более шести фильмов, снятых в США.

По словам министра культуры, в прошлом году российское кино добилось больших успехов. В качестве примеров отечественных блокбастеров 2013 года чиновник назвал "Сталинград", "Горько" и "Легенду № 17".

http://newsland.com/news/detail/id/1305457/

Депутат Госдумы от "Единой России" Роберт Шлегель подготовил законопроект об ограничении проката зарубежных фильмов в российских кинотеатрах. Согласно данному документу, доля фильмов зарубежного производства не должна превышать 50%.

По мнению Шлегеля, такие меры помогут привлечь в российскую киноиндустрию больше инвесторов, а вложения государства в производство фильмов станут более окупаемыми.

Роберт Шлегель отмечает, что ограничения коснутся прежде всего фильмов американского производства, так как нынешняя система российского проката изначально создавалась "под Голливуд".

"Процентов 20-30 зарубежных фильмов, которые выходят на наши экраны - это кино нижайшего уровня, которое совершенно не обязательно у нас показывать. При этом снимаются хорошие отечественные фильмы, которые никто не видит", - говорит депутат.

Законопроект отправлен в экспертную комиссию Госдумы и в ближайшее время может быть внесен на рассмотрение нижней палаты. По словам Шлегеля, введение квот может иметь временный характер и вполне соответствует общемировой практике.

Но существует противоположное мнение о том, что квотирование может быть неудачным. Кирилл Разлогов, киновед и культуролог, считает, что квоты на зарубежное кино не могут быть эффективными в отличие от экономических мер по поддержке отечественных кинематографистов.

"Такие предложения - это в основном политические жесты для саморекламы. В большинстве стран мира сегодня квот в кино практически нет, а те страны, которые пытались их применять, от них в итоге отказываются", - сказал Разлогов bbcrussian.com.

Впервые система квотирования фильмов была введена в Великобритании еще в 1920-е годы. В 1980-х годах она была полностью отменена.

В Бразилии система квот на национальные фильмы была введена в 30-х годах и к 1970-м годам стала очень жесткой. Сегодня власти придерживаются гибкой системы, которая зависит от количества экранов в кинотеатрах.

Система квот сегодня действует в Испании, однако там обязательная доля национальных фильмов в прокате должна составлять лишь около 16%.

Меры по поддержке национального кино принимаются во Франции, но там четко не установлен обязательный процент национальных фильмов, которые должны показывать кинотеатры.

С 1966 года квоты действуют в Южной Корее. Согласно закону о стимулировании корейского кино, кинотеатры были обязаны выделять местным фильмам 146 дней в году, но постепенно количество дней стало варьироваться.

Самая жесткая система квот действует в Китае. Недавно кинотеатрам страны разрешали показывать лишь 20 иностранных фильмов в год, однако ВТО добилась от властей страны разрешения показывать до 34 картины.

 

За последние два года депутаты Госдумы уже не раз предлагали различные механизмы по ограничению зарубежного кино в российских кинотеатрах, однако ни одна инициатива не была в итоге поддержана палатой.

В декабре 2012 года депутат Единой России Сергей Железняк внес законопроект о введении квот на российские картины в национальном прокате. Предполагалось, в 2013 году доля отечественных фильмов в российских кинотеатрах должна составлять не менее 20%, а с 2014 года доля показа отечественных фильмов будет устанавливаться правительством.

Документ также предусматривал штрафы в размере от 100 до 400 тыс. рублей за каждый факт нарушения законодательства со стороны прокатчиков.

В феврале 2013 года депутат от ЛДПР Дмитрий Литвинцев внес законопроект, который не только вводил лимиты на количество зарубежных фильмов в российском прокате, но также устанавливал ограничения на съемки фильмов в России.

Законопроект позволял создавать фильм на территории России только при условии, если не менее 60% актерского состава являются российскими гражданами, а среди остальных создателей фильма не менее 40% россиян.

На данный момент доля кассовых сборов национального кино в российском прокате весьма невелика и лишь небольшая часть фильмов российского производства приносит прибыль.

По данным издания "Кинобизнес сегодня", в прошлом году российские ленты собрали 257,6 млн долларов, что составило лишь 19% от общей кассы российского кинопроката. При этом затраты на их производство составили почти 250 млн долларов.

 

Лишь 10 из 59 российских картин, вышедших в 2013 году, принесли прибыль

По итогам 2013 года окупились или принесли прибыль в прокате лишь 10 отечественных картин из 59. По итогам 2012 года в десятке лидеров российского проката не оказалось ни одного отечественного фильма, а общая доля российских картин в прокате не превысила 15%.

Многие картины, созданные при господдержке и вышедшие в широкий прокат, не собрали даже половины от затраченных на их производство средств. Среди них "Август. Восьмого" Джаника Файзиева, "Матч" Андрея Малюкова, "Белый тигр" Карена Шахназарова" и "1812: Уланская Баллада" Олега Фесенко.

Самым успешным российским фильмом за последние годы стал "Сталинград" Федора Бондарчука, собравший в российском прокате более 50 млн долларов при бюджете в 30 млн. К созданию картины были привлечены кинематографисты из Канады, США и стран Евросоюза.

 

Введение мер по ограничению американского кинематографа на Российском кинорынке чревато последствиями. Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей считает, что депутаты, предлагая такие нормы, не учитывают мнения экспертов и профессионалов рынка и действуют отнюдь не в интересах кинематографистов.

Эксперты опасаются, что с введением новых норм могут повыситься цены на билеты в кино

"Похоже, что их задача - не принести пользу национальной кинематографии, а отчитаться перед Администрацией президента, что они "воюют с иностранцами", ведь любая борьба с иностранным капиталом является элементом патриотической деятельности", - сказал Би-би-си Дондурей.

Дондурей полагает, что закон станет "еще одной удавкой для кинотеатров", которые будут всячески стараться обойти эти нормы, чтобы не упустить прибыль, а цены на билеты будут расти. В итоге отчетность киносетей может стать "еще более непрозрачной".

Как отмечает пресс-секретарь компании "КАРО Фильм" Павел Лопанов, за последние два года количество отечественного кино в российском прокате значительно выросло и оно часто пользуется большой популярностью у зрителей.

"Квотирование не приведет ни к чему хорошему, потому что зрители "голосуют ногами". Это скорее грозит тем, что качество фильмов будет снижаться. Мы рискуем получить массу фильмов со слабыми сценариями, слабой режиссерской работой, так как многих кинематографистов эти меры могут расслабить", - отметил Лопанов в беседе с bbcrussian.com.

http://tevel1.com:81/russian/russia/2013/02/130207_duma_quota_films.shtml

Не смотря на печальный опыт стран, в чьей практике была или есть система квот, нам необходимо все же попробовать данную систему на отечественной кинорынке.

 

2 параграф Рычаги продвижения социального кино.

Кино социально всегда, если обращается к уму и сердцу, и производит какое-то движение, что бы оно не разбирало. Кино, как вид искусства - отражение человека, и в современном обществе оно играет очень важную роль. Даже будучи не продвинутым, не популярным, именно оно может изменить нас самих, наше общество, а затем и целый мир. Социальное кино нас учит, показывает, как нужно делать, а как нет на примере людских историй. Сюжеты пишет сама жизнь, поэтому в социальном кино мы видим свои прототипы. Каждый в своей жизни был тем или иным персонажем, который как-либо был задействован в фильме или был непосредственно связан с героем. Так, например, каждый мог встречаться с инвалидом, брошенным ребенком, бездомным человеком, каждый когда-то сталкивался со смертью близких людей, со страшной болезнью, зависим от наркотических препаратов, был не понят людьми, даже самыми близкими, и в итоге оставался наедине со своими переживаниями, мыслями и бедами; все знают, что такое преступность, и что от нее страдают абсолютно все, кто-то теряет близких, кто сам становится жертвой, а кто живет в постоянном страхе за родных. А преждевременное взросление детей? Несовершеннолетние уже в раннем возрасте живут половой жизнью, беременеют, делают аборты. Это ведь тоже трагедия современного общества. Но не всегда социальное кино это чернуха. В нем просто показана ситуация из нашей реальной жизни, более поэтизированная и благородная, снятая под другим углом, взглядом автора. Возможно, люди и смотрели бы социальное кино, но они боятся своих эмоций. Любой социальный фильм способен разбудить в нас те чувства, которые мы так скрываем, чувства жалости, обиды за себя, за родных, за людей вообще. Оно обличает наше общество во всей красе – убожество, нищета, расслоение населения, нужда, отсутствие поддержки, неуверенность в завтрашнем дне. Но, нельзя сказать, что все фильмы настолько трагичны, что в них нет надежды. В этом кино мы можем видеть и радостные моменты нашей жизни, благодаря которым мы не вешаем руки, стараемся жить и жить счастливо. Но, как правило, в основном все же, автор предпочитает показать зрителю именно трагедию. Да, в кино все довольно страшно и мрачно показано, пусть умер главный герой, брошенный детьми, пусть мать умерла в пьяном угаре, забыв о долге перед ребенком, пусть дети жестоко поиздевавшись, убили собаку... Но автор всегда старается спасти своего героя, посылая ему помощника, друга, спасителя либо вселяя в него веру в свои силы. Этим он нам доказывает, что есть выход из любой сложной ситуации и главное, есть люди, неравнодушные, готовые и желающие прийти на помощь. К таким обращены социальные фильмы, то есть, ко всем нам, ищущим помощи, готовым оказать ее, человечным и добрым.

Снято множество социальных фильмов, показывающих все ужасы окружающей нас жизни. И их смотрят! Особенно их стараются показывать в учебных заведениях и колониях, пропагандируя здоровый образ жизни, предостерегая подрастающее поколение от тотальных ошибок, способных негативно повлиять на всю жизнь. Но и среди вполне счастливых, благополучных людей есть те, кому небезразлична своя жизнь, жизнь семьи, и здоровье общества, где еще предстоит жить нам и нашим потомкам.

Наверно, многие не понимают необходимости развития социального кино и его продвижения в зрительскую аудиторию. Зритель посмотрев фильм, освещающий какую-либо незаживающую рану нашего общества может сразу решить для себя, насколько был понятен ему фильм, в чем смысл, и будет ли он в дальнейшем смотреть подобное кино. Если ответ отрицательный, то фильм здесь не виноват, просто зритель «не дорос», чтобы постигнуть смысл фильма. Каждый сам решает, нужно ему это или нет. И только здравомыслящий человек поймет, что это необходимо не только для него, а для всего общества. Автор своим фильмом дает толчок зрителю, который осознанно должен действовать и может действовать, сплотившись с другими неравнодушными к проблеме. Только объединившись, выступая друг за друга и защищая себя, семью и общество, возможно, обратить внимание на все трудности нашей жизни и преодолеть все преграды, создав социально-здоровое общество.

Необходимо отдать должное авторам и режиссерам, снимающим социальное кино, не смотря на то, что оно не популярно и финансово не выгодно. Это именно те люди, кто в первую очередь заинтересован в проблеме и требует нашего объединения и совместными силами устранения препятствий, возникших в обществе и прочно в нем укоренившихся. Пока даже те, кто смотрит социальное кино, вынужден это делать дома. Конечно, существует множество фестивалей, которые можно посетить, но они все временно проходящие. Нет отдельного кинотеатра, куда любой желающий мог бы сходить, встретить единомышленников, обменяться впечатлениями и мнениями. А ведь возможно устроить целую программу, куда будет входить просмотр фильма, его обсуждение, дискуссия, ценность для общества и, в конце концов, совет, решающий проблемы, поднятые в фильме и действующий согласно принятым решениям. Но что за смельчак возьмется за такую работу? Крайне невыгодно открывать кинотеатр, а потом еще и какие-то проблемы обсуждать и решать!!! Конечно, просто и финансово выгодно развлекать людей, ориентируясь на массу, чем заставить думать. А люди массы асоциальны, не участвуют в общественной жизни, поскольку их не интересует своя жизнь, жизнь родителей, будущее страны, у которых одна задача – разбогатеть. Их нельзя назвать гражданами. Отсюда возникает вопрос, на что рассчитывают руководители государства, ставя перед собой благородные цели, рассчитывая на воплощение своих планов, если у них нет граждан, если некому выполнять эти планы. Тогда можно говорить о вырождении нации. Разумный руководитель государства должен понимать что наука, культура, образование – главное, а техника – второстепенное. Но, как сложилось сегодня, технократическое сознание руководителей превалирует. К счастью, социальному кино все же оказывается поддержка, например, в лице Рустема Хамитова, президента Башкирии. К тому же, если государство будет поддерживать и продвигать социальное кино, то оно обретет массовость, станет популярным. Существуют различные государственные программы поддержки социального кино, гранты, конкурсы, фестивали, проекты.

 

С поддержкой государства появился фестиваль авторских фильмов «Кинозрение», впервые прошедший в октябре 2010 года. Фестиваль объединяет вокруг себя начинающих представителей кинематографа, где каждый интуитивно руководствуются девизом кинофорума: «Кино способно изменить мир к лучшему». Это особенно актуально в наши дни, когда коммерческое «искусство» продолжает навязывать культ насилия, жестокости и нравственной вседозволенности. Кино способно оказать сильное воздействие на сознание людей. «Кинозрение» не ставит перед собой задачу оценивать и отбирать киноработы, рассматривая их с высоты канонов академического киноискусства, но дает возможность победить в номинациях «Мир личности», «Мир семьи», «Мир общесва», «Экомир», «Мир души». Кинофорум имеет социальную направленность, а участники - непрофессиональные авторы короткометражного кино социальной тематики. Работы участников особенны тем, что наряду с отражением различных проблем идет поиск их решений. Участники в своих фильмов поднимают вопросы современной социальной реальности, как определение своего места в жизни, поиск себя, темы любви, верности, дружбы, жизни и смерти, экологии. Например, фильм «Дорогой малыш…» Ирины Горьковой рассказывает о молодой паре, у которой рождается ребенок с синдромом Дауна. Сложный выбор родителей – оставить ли малыша в роддоме или растить его самим – главный вопрос картины. В фильме «Мое собачье дело» представлены истории из жизни собак и спор между защитниками и противниками прав животных. Зрителю дана возможность определиться, на чьей он стороне. Фильм «Язык танца» посвящен любви: глухонемой молодой человек влюбляется в танцовщицу и с помощью танца хочет рассказать ей о своих чувствах.

Проект киномарафон "Народное кино" создан Киношколой Булата Юсупова и Общественным фондом развития города при поддержке Президента Республики Башкортостан и Министерства культуры Республики Башкортостан.

http://www.ehhuu.ru/film-festival-kinozrenie.html

Так же в Уфе в 2013 году прошел правовой международный фестиваль «Сталкер», берущий свое начало с 1995 года. Его организаторы — гильдия кинорежиссеров России, Московская гильдия актеров театра и кино, кинотеатр «Родина», Посольство Королевства Нидерландов в России. Главная цель — защищать права человека средствами кино. Сейчас «Сталкер» проводится ежегодно: сначала в Москве, а потом кинематографисты со своими работами ездят по всей стране.

 

http://susanin.udm.ru/news/2014/03/11/420369

Спустя 2 года известный режиссер, киновед Владимир Жерехов посвятил фестивалю «Кинозрение» 2010 года статью, в которой подробно описал свои впечатления. Как это было, что изменилось, что повлекло за собой данное событие.

«Завершившийся два года назад фестиваль «Кинозрение», казалось бы, не изменил ситуации с кинематографом в республике. Нужны были другие шаги, более масштабные и значимые. И вот пришла спасительная идея народного кино – предложение снять 50 дебютов за два месяца родилось в школе известного кинорежиссера, члена Правления Союза кинематографистов России Булата Юсупова и было поддержано Президентом республики Р. Хамитовым. В мировой истории уже было нечто подобное: 150 дебютов, осуществленных во французском кино за один год, позволили кардинально изменить и осовременить этот вид искусства. В основу движения было положено отношение к кино как к посланию, призванному изменить социальный мир. Девиз фестиваля «Кинозрение» тоже призывал к активному действию и вере в человека: «Кино способно изменять мир к лучшему!»

Одна из главных особенностей фестиваля в том, что в нем смогли принять участие абсолютно все желающие – непрофессиональные режиссеры и кинолюбители России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В оргкомитет Второго открытого фестиваля «Кинозрение» поступила 91 заявка из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Дубны, Ярославля, Самары, Казани, Уфы, Стерлитамака, Сибая, Октябрьского, Каменск-Уральского, Читы, Омска, Кривого Рога, Харькова, Кировограда (Украина), Караганды (Казахстан).

23 ноября у подхода к кинотеатру «Искра» всех почетных гостей и участников приветствовали огромным количеством праздничной атрибутики, подарками, выступлениями артистов. В фойе была развернута выставка художественных работ «Арт-класс Елены Любименко», проходили выступления творческих коллективов – клуба авторской песни «Белый ворон», ансамбля песни и пляски «Мирас», студии «Гамаюн».

В течение трех дней главный зал кинотеатра «Искра» принял всех участников, болельщиков, зрителей. Почетным гостем и председателем жюри фестиваля стал режиссер и актер Олег Фомин, чье исполнение роли Арлекино в ленте «Меня зовут Арлекино» в своё время стало поистине культовым. Фестиваль был осуществлен как проект школы Булата Юсупова и Общественного фонда города Уфы, проделавшего колоссальную работу по подготовке и проведению этого праздника.

В течение четырех месяцев шла напряженная работа по подготовке фестиваля. Стартовал небывалый в истории нашей республики республиканский «Киномарафон», жители любого района или города Башкортостана получили шанс войти в историю российского кинематографа. Авторитетнейшая комиссия провела кастинг среди 120 желающих попробовать свои силы в кинодебюте. И как только были отобраны 50 человек, Уфа превратилась в огромную съемочную площадку. Некоторые вопросы поначалу казались просто неподъемными. Например, где взять музыку для такого количества фильмов, при этом не став пиратами? Но настало время пожинать плоды упорного творческого труда, которым уже не один год увлеченно занимается школа Булата Тимирбаевича Юсупова. Ему удалось создать бесплатный фонд из произведений композиторов, бескорыстно поддержавших этот проект.

Конечно, режиссер понимал, что не сможет выдать на гора 50 высокохудожественных фильмов. Но задача была другой – дать возможность всем участникам отснять свой дебют и осмыслить важность социального кино. И создать ленты – события, которые достойно бы представили республику на фестивале «Кинозрение». Тем более, что ленты из районов и городовБашкортостана, других регионов России и даже из зарубежья день за днем пополняли фестивальный фонд. В конкурсный показ Второго открытого фестиваля вошло 40 достойных лент, половина их по праву могла тягаться с работами профессионалов. И, кроме того, все они обладали искренностью, энергией и задором молодых творцов, решивших в полный голос заявить о себе.

Голос Родины. Голос времен. Он раздался сразу, как только зазвучала неторопливая башкирская речь с экрана. Говорила о своей судьбе пожилая героиня лет восьмидесяти. А на экране звучала исповедь, оживало ушедшее время, потрясало драмой истории, пережитой народом. Поневоле подумалось: неважно, как это снято. Неважно, зрелищно ли это. Даже несовершенный фильм – это послание человеческой души. Возможно, лента «История степного камня», снятая Э. Хусаиновой из Благовещенска, была и традиционной. Но это было, несомненно, событие. «Такие ленты надо в Национальный музей сдавать как реликвию», – сказал кто-то из зрителей. А мне думалось: наступит время и вместо голливудских боевиков зритель придет в кинотеатр смотреть историю своего народа.

Но этот фестиваль нацеливал зрителя именно на социальное кино! Молодым предстояло выйти из мира своих личных привязанностей и интересов и вглядеться в очертания современного общества. Одновременно совместив свое обращение к зрителю со зрелищностью. Может быть, поэтому в большинстве лент дебютанты исходили из возможностей игрового кинематографа. Авторы брали на себя смелую задачу: практически без актеров – снимались в основном непрофессионалы – обозначить жанр и взволновать, заставить сопереживать зрителя. Другой нелегкой задачей стал поиск идеи, фабулы и развертывание вокруг нее игрового сюжета. Это было нелегко, и тут авторы порой проигрывали документальным лентам, где не требовался труд гримера, не требовалось вести поиск по законам сценического действия.

Но все же большинство тех, кто первый раз взял в руки камеру или стал драматургом, режиссером и монтажером, выбрали самый трудный путь авторского осмысления материала. Например, композиция фильма «Верьте в своих детей» совмещает воедино далекие друг от друга на первый взгляд темы: материалы о параолимпийцах республики и материалы, снятые в детском доме. Такая композиция позволила не только порадоваться успехам наших спортсменов, но и поставить вопрос: сумеем ли мы выиграть в будущем? Хотя лента просто потрясла своей зрелищностью, но в своей номинации она уступила очень скромному фильму «Нужные слова» Г. Узбековой из Уфы. На этот раз жюри проголосовало не просто за добрую и красивую ленту о спорте, а за фильм глубокий и критичный. В ней журналист, отправляющийся на задание в дом престарелых, получает напутствие редактора – дать позитив. А затем идет документальный материал о пожилой женщине, матери большой семьи, фактически брошенной и забытой детьми. Финал: в Доме престарелых читают именно тот позитив, что и был рекомендован редактором. Так, на наших глазах совершилось предательство, но автор не обвиняет героиню, он понимает ее. И все же вопрос возникает с позиций будущего: изменится ли общество, столь негативно сегодня меняющее человека?

Можно поаплодировать автору ленты – Е. Кравченко из города Октябрьска. Снимая свой сюжет, она нашла правильный угол зрения. Он выражен уже в названии ленты – «Там, где сердце». Сюжет и его воплощение на экране, в сущности, просты. Но фильм о главном – об отсутствии внутренней задушевности при фактической декларации и демонстрации ее. Герой фильма, подросток, поначалу попадает из детского приюта в дом родной матери, все-таки решившей исправить своей грех. Но проходит время, и мальчик возвращается. Там, где нет сердца, нет душевного тепла, невозможно жить. Фильм очень созвучен времени, он современен, призывает наше общество опомниться и заняться не фактической благотворительностью, а только реальной, с любовью сердца.

Другая проблема, волновавшая авторов – проблема личной жизни, когда напряженная работа, занятость уже не позволяют вовремя оказать помощь родителям или уделить время семье и ребенку. Авторы фильмов «Держать тебя за руку», «Кто, если не я» – Д. Шумакова из Москвы и И. Муратов из Уфы – показали героев, забывших о семейных ценностях, превративших свою жизнь в непрерывную погоню за добыванием денег или просто в работу.

На этот раз фестиваль превратился в поединок равноправных лент высокого качества. Поэтому темы «ноу-хау» оценивались выше. Очень впечатляющий фильм «Авзянская тальяночка» Е. Калугина из Белорецка вызвал споры у жюри. История земляка, смастерившего удивительную гармонику, воспоминания о нем сельчан, показались материалом, снятым в телевизионном формате. Но все же и эта лента была отмечена среди лучших. Так, отдавая дань традициям, шаг за шагом очерчивался новый облик фестиваля.

А социальное кино – это другое. Тут нужен масштаб, рожденный не только прошлым, но и будущим. Зритель социального кино готов запеть с Виктором Цоем: «Мы ждем перемен!» Особенно если при этом не заставят впасть в меланхолию или ограничиться сатирическим выпадом в адрес сегодняшних негативных явлений. Поэтому, казалось бы, очень зрелищное кино, разоблачающее врача-авантюриста, с великолепно введенным лейтмотивом – крутящейся пластинки с завораживающей мелодией, образом сладкой жизни – оставляет равнодушным жюри при всей фантастике цвета.

Завоевавший приз зрительских симпатий фильм «Вишневый день», пожалуй, можно привести в качестве иного примера. По сути, перед нами социальный ролик, призывающий озеленять и украшать Черниковку. Но именно в нем есть все то, что нужно молодому зрителю. Формирование молодой семьи, приглашение вступить в брак, ребенок в коляске… и финальное шоу с лопатами, неожиданно разворачивающееся на экране. Есть и задор, энергетика, ритмичная песня. Показ этой ленты, как правило, сопровождается бурными аплодисментами старшеклассников и студентов. Хотя призыв озеленять город никак не назовешь открытием. Открытием является форма общения со зрителем. Он наконец-то получает то, что и ждет от экрана.

Но еще ценнее убедительная ненавязчивость, когда в фильме «Дед. Несказочная новогодняя история» Е. Тереничевой из Читы – один герой, да и то просто дед. Герой готовится к встрече Нового года, но пробьют часы, а герой все один… И вот наконец мы видим молодую семью. Настойчиво звонят они в дверь... Эх, дед, заснул. Плачет ребенок на руках у папы. И вот дверь открывается… Но это другой дед. А где же наш герой? Звонит и звонит на столе сотовый… «А что стало с дедом?» – спросит удивленный зритель. Он умер? Что ответить на такой вопрос? А что стало с тобой, уважаемый зритель? Ты вспомнил о своем деде, родственниках, брошенных детях? О ком бы ты ни вспомнил, ты будешь прав. Мы не должны быть одиноки – эта мысль не только о поколении дедушек, это мысль о всех, кто остался один в новогоднюю ночь…

Фестивальная программа шла в уравновешенной дозе, объединяя печаль и радость. Звучала и башкирская речь, что, впрочем, ничуть не смущало зрителя. А может, и радовало: рождается новое национальное кино. Оно чуть-чуть похоже на сказку, но авторы уверяли, это уже есть в нашей жизни. В фильмах снималось немалое количество детей, они же стали участниками фестиваля. И были прекрасные актерские работы. Впрочем, что же… Ведь дети играть не умеют. Они просто живут в фильме. Как в сказке. И поэтому так достоверно у них получается! В фильме «Бусы из бирюзы» посещение маленькой героиней ювелирного магазина завершилось чудом. В руках у девочки подарок маме – дорогие бусы из бирюзы. Вот только обрадуется ли она такому сюрпризу? Мы взволнованно переживаем человеческую драму со счастливым концом. И если навернутся слезы на глаза – значит, все в порядке, фильм получился! Вот так в удачный дебют воплощается дружба с жанром. Автор Д. Мухамедьярова из Уфы сумела подвести нас к кульминации, заставила пережить катарсис, потому что показала ценности, в которые верит сама.

Лента одного из режиссеров – Ольги Стариковой – «Я – живой», получившая приз за лучшую режиссуру, после завершения фестиваля отправилась на другой фестиваль в Нью-Йорк. Главное в ленте – это документальная основа игрового фильма о мальчике инвалиде. Кульминация – финал, где случайный прохожий уверенно, улыбаясь при этом, неожиданно для деда заявляет, что его внук, страдающий тяжелой формой ДЦП, обязательно пойдет. Режиссер не ищет внешней зрелищности, снимает фильм черно-белым. Но откуда же тогда берется катарсис, возникающий как свет в, казалось бы, безысходной ситуации? Да потому, что фильм выстрадан автором. Режиссер давно и плодотворно занимается социальной помощью инвалидам. Поэтому не удивляйтесь, что лента «Я живой» немедленно вошла в практическую работу. Чудо свершилось в реальности! На социальной акции в городской библиотеке, где проходила выставка кукол мастеров-непрофессионалов, в центре внимания оказалась Наталья Ототюк, чей сын страдает ДЦП и частично аутизмом. Чтобы собрать деньги на лечение сына, она стала изготовлять куклы. В этот день мы увидели их не только на выставке, но и на экране сразу же после показа фильма «Я живой». В социальной акции приняли участие Наталья Якунина, одна из главных организаторов акции, руководитель творческого союза «Вдохновение», студенты и преподаватели БГПУ им. Акмуллы, редакция журнала «Бельские просторы» и авторы лент фестиваля «Кинозрение», показанных на акции – О. Старикова и И. Гринберг. Итог этой встречи был ошеломляющим: авторы пообщались со зрителем, студенты БГПУ, как и преподаватели, получили возможность реализовать свой теоретический проект на практике, и, наконец, одна из уфимских фирм смогла просто оказать солидную финансовую помощь. А Наталья Ототюк? Ее куклы не только раскупили, на них поступило огромное количество заказов.

Так раскрылось главное предназначение социальных лент, созданных на фестивале, – стать основой социальных мероприятий различного направления, жить не одномерной и скоротечной жизнью, как голливудская коммерческая продукция, а постоянной основой социальной жизни города. Бесценными сюжетами можно признать фестивальные ленты о детях и для детского зрителя. Короткий метр – самый подходящий для кинообразования, для проведения классных часов в школе, студенческих мероприятий.

Показ фестивальных лент в уфимской школе № 44 проходил при бурных аплодисментах и рождал незамедлительное желание самим снимать социальные проекты. Эффект социального кино не в кассовых сборах – хотя из всех лент, показанных на фестивале, легко можно собрать зрелищную кинопрограмму.

Итогом показа может быть участие кино в конкретной жизни общества. И если кино снимают молодые, значит, идеалы, воплощенные в их лентах, могут стать конкретными делами, нашим будущим.

Продвижение лент фестиваля на телевидение или в кинотеатры позволило бы зрителям увидеть фильмы молодых талантов, поверить в то, что непрофессионалы снимать могут.

Но как бы ни сложилась судьба лент, показанных на фестивале, очевидно одно: в республике есть школа, вокруг которой уже сегодня объединились лучшие силы молодых творцов. Пожалуй, во время республиканского киномарафона, порадовавшего всех своими результатами, школа выросла до киноиндустрии молодых, где работают, понимают друг друга и живут перспективой, в которую верят. Вспоминается первый фестиваль «Кинозрение»: не было денег, не было проекта «Народное кино», но была безграничная любовь к кинематографу и бесконечная вера в будущее. И этот час наступил. В памяти все чаще всплывает этот до предела заполненный зал кинотеатра «Искра», где под звучную мелодию группы «VIA CHAPPA» поют, радуются и живут вместе. Настоящая эйфория праздника!

 

 

Мировой опыт организации и проведения фестивалей огромен. К примеру, международный фестиваль социального короткометражного кино «Голый король», проходящий в Риге, посвящен детям и миру вокруг них.

 

Фестиваль является первым в своем роде мероприятием, созданным для того, чтобы обратить внимание общества на глобальные проблемы, открыть глаза на нужды людей и социума, которому может помочь каждый из нас.
Мы сами строим свой мир, и только мы, а не кто-то другой, способны сделать его прекраснее, добрее и дружелюбнее. Обнажая действительность, мы хотим показать, что происходит на самом деле, позволить людям показать, каким они видят этот мир, и дать возможность поделиться своим видением с другими. Фестиваль поможет сделать мир добрее, искреннее и человечнее.

http://professionali.ru/Soobschestva/kinofestivali_kotorye_my_vybiraem/festival_socialnogo_korotkometrazhnogo_kino_golyj_32541413/

 

Переходя к вопросу о финансировании социального кино, важно сказать, что в основном социальное кино малобюджетно, поскольку авторам необходимо сделать акцент именно на ситуацию, описываемую в фильме, чтобы зритель вникал в разговор героев и посторонние элементы не отвлекали его. Но говоря о поддержке кино финансово, продвигая его на рынок, нужно вложить в него достаточно средств, чтобы кино дошло до зрителя. Такую поддержку осуществляет фонд социального кино, это некоммерческая организация содействия развитию социального кино. Основной вид деятельности ФСК – производство, поддержка и продвижение социально значимых документальных фильмов Евразийского континента.

Отдельный предмет интересов ФСК - фильмы этнографической и научно-популярной тематики.

Кроме того, FSC оказывает поддержку молодым кинематографистам в области игрового кино: как выпускникам киношкол, так и непрофессиональным режиссерам.

Обязательным условием для сотрудничества является социальная тематика фильмов.

Источниками финансирования документальных проектов Фонда являются: производство рекламных фильмов, благотворительные пожертвования, международные и российские государственные гранты.

http://www.fundsocialcinema.org

 

Например Фонд социального кино (FSC) начал подготовку к новому полнометражному документальному проекту. По замыслу авторов, это фильм о ветеранах Великой Отечественной войны.

В основу фильма лягут реальные истории о Великой Отечественной, рассказанные самими ветеранами: о страхе и о его преодолении, о боли физической и душевной, о любви, разлуке, тоске, о потерях… о том, что давало силы со всем этим жить – о друзьях, о солдатских радостях, о письмах из дома и снова о любви… словом, о том, что чувствовал и чем жил человек на этой страшной войне, а также о дне сегодняшнем.

Цель проекта – не создание очередной шаблонной пафосной телевизионной агитки, а попытка взглянуть на события войны глазами мыслящего и чувствующего человека.

Так же ФСК проводит ежегодный бессрочный конкурс социальных короткометражных фильмов «Синица». Главный приз – финансирование нового короткометражного документального фильма автора-победителя.

Сумма финансирования: до 5 000 EUR. Тематика фильмов: люди с ограниченными возможностями, материнство, нарушение прав детей, одиночество, люди преклонного возраста, город и человек, социальное неравенство, ВИЧ, а так же любые другие, которые не противоречат нормам этики и морали, рассказывают о проблемах человека и общества. Исключаются темы с политическим уклоном.

 

http://www.fundsocialcinema.org/

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!