Формирование списка «100 лучших фильмов».



Гай Ричи. Проект, определивший дальнейшие работы режиссера «Карты, деньги, два ствола», малобюджетная, но одна из самых доходных английских картин. Поняв, что гангстерские комедии нравятся зрителям, Гай Ричи продолжил снимать фильмы, придерживаясь данного направления. Отличительной чертой фильмов Гая Ричи является отсутствие явных жестокостей. Гай всегда старается оградить зрителя от насилия. Фильмы Гая Ричи отличаются динамичностью, непредсказуемостью сюжета, наполнены особым режиссерским юмором.

 

Мэл Гибсон. Слава пришла к нему когда он снялся во второй части фильма "Безумный Макс", под называнием "Воин дороги". После этого на Мела наконец-то стали обращать внимание в Голливуде, и в итоге открыли ему дверь к всемирной славе. В начале девяностых Мел Гибсон стал основателем собственной кинокомпании, решив попробовать свои силы в роли режиссёра. Дебютной работой Гибсона в новом качестве стала картина «Человек без лица»; следующая режиссёрская работа была еще успешнее. «Храброе сердце» - эпическая драма про борьбу за независимость. Фильм получил пять «Оскаров» из возможных десяти.

Питер Джексон - культовый режиссер современности, своими картинами взорвавший мир кинематографа. Большинство его ранних работ было скорее предназначено для поклонников абсурдного юмора и кровавых ужасов. Выйти из малобюджетного кино Джексон смог благодаря своей картине «Небесные создания», обратившей на себя внимание авторитетных продюсеров Голливуда.

Настоящим прорывом для Питера Джексона стала трилогия "Властелин Колец". Сразу после выхода первого фильма, Джексон приобрел целую армию фанатов, в лице поклонников творчества Толкиена. Экранизация имела фантастический успех у зрителей.

После того, как «Властелин Колец» вышел на экраны, Питера Джексона перестали относить к режиссерам, снимающим фильмы "для избранных", он стал действительно популярным у широкой публики.

 

Джон Карпентер, чья любовь к ужасам и фантастике появилась в раннем детстве - с восьми лет он пытался снимать фильмы на любительскую камеру. После школы Карпентер оканчивает два университета (во время учебы в которых снимает с однокурсниками короткометражные и полнометражные картины, некоторые из которых получили награды), после чего начинает активную режиссерскую деятельность.

Начинал как независимый режиссер. Истинную популярность у широкой публики и финансовый успех Карпентер получает после выхода на экран фильма ужасов – «Хэллоуин»

Мартин Скорсезе, актер, продюсер, сценарист и режиссер, итальянец по происхождению тесно связан с «Новым Голливудом». Во время учебы в Нью-Йоркском Университете Скорсезе начинает съёмки своего первого полнометражного фильма - «Кто стучится в дверь ко мне». Премьера состоялась через три года после окончания съемок на кинофестивале в Чикаго. Это была вторая часть трилогии, задуманной Скорсезе, и показывающей жизнь человека на улицах Маленькой Италии, со всеми ее трудностями и заботами. Первая часть под названием «Иерусалим, Иерусалим» так и не была снята.

Картина "Таксист" - драма о ветеране Вьетнамской войны - не просто прославила тридцати четырех летнего Мартина Скорсезе, но сделала его культовой личностью среди всей американской молодежи семидесятых. По примеру главного героя, подростки считали своим долгом иметь в кармане "Магнум" сорок четвертого калибра.

За все свои общепризнанные шедевры Мартин Скорсезе обрел преданную армию поклонников по всему миру и прижизненный статус классика кино. Сейчас невозможно представить, как бы выглядел мировой кинематограф без столь талантливых фильмов Скорсезе. Истинные фанаты его творчества верят, что режиссёр еще подарит всем множество радостных встреч с настоящим искусством, ценность которого ощущается с годами все острее.

Квентин Тарантино - один из наиболее узнаваемых молодых режиссеров. В свое время он стал культурным явлением девяностых, и коснулось это не только кино. Тарантино внес огромный вклад в современный кинематограф, в своих фильмах создавая запоминающихся и ярких персонажей. Все его картины занимают отдельное место в киноискусстве. Помимо режиссуры, Квентин так же занимается актерской и продюсерской деятельностью, работает на телевидении.

Квентин Тарантино с детства имел непреодолимую тягу к кино. Из-за чего даже бросил школу и пошел работать в видеосалон. Позже, Тарантино устраивается на работу в Голливуд, где убирает площадки после съемок. Далее следовало пара актерских работ и начало самостоятельной режиссерской деятельности. Всеобщее признание Квентин получает после выхода на экраны картины "Криминальное чтиво", имевшей огромный успех у зрителей.

За свою двадцати пяти летнюю режиссерскую карьеру, Квентин Тарантино снял десятки картин, ставшие шедеврами своего времени. Несмотря на это, он никогда не придерживался какого-то определенного жанра.

Тим Бартон. Его называют фантазером и "Голливудским ребенком". Тем не менее, критики и исследователи относятся к его творчеству очень серьезно. Всех сбивает с толку та легкость, с которой Тим говорит о сложнейших философских вещах. Снимая свои фильмы, Бартон старается смотреть на все сразу с нескольких точек зрения. Изображение зла с такой страстью и очарованием - вот отличительная черта всех его картин.

Самый первый полнометражный фильм Бартона, "Большое приключение Коротышки" стал коммерческим бестселлером года. Спустя несколько лет, Тим начинает снимать мистико-сатирические комедии, которые и стали его визитной карточкой.

Френсис Форд Коппола, в самом начале своей карьеры ассистировал сценаристу и продюсеру Роджеру Корману. В это же время, Коппола ставит свой первый полнометражный фильм «Безумие 13». Сенсацию произвела работа режиссера под названием «Крестный отец». Эта картина Френсиса Форд Копполы до сих пор является его визитной карточкой. В своих фильмах Коппола часто размышляет о Добре и Зле, а так же о разрушительной силе Власти. Он является одним из четырех мастеров кинематографа, которые получали премию "Оскар" сразу в трех номинациях: за лучший сценарий, лучшую режиссуру и лучший фильм.

Френсис Форд Коппола - великий режиссер, чьи режиссерские работы оказали огромное влияние на кинематограф и на искусство в целом. Коппола поставил множество фильмов, каждый из которых стал творческим достижением художника. Также следует отметить, что он всячески содействовал актерской карьере своего родственника Николаса Кейджа.

Денни Бойл, известен большинству как талантливый сценарист и композитор, продюсер и режиссер. К фильму «28 дней спустя...» он написал несколько саунд-треков. Так же сыграл одну из ролей в сериале «Британский фильм навсегда». В числе его работ одна из популярнейших картин «Миллионер из трущоб»

Первые шаги в мире искусства Денни Бойл сделал, когда был обычным сотрудником компании «Joint Stock Theatre Company». До своего режиссерского дебюта Бойл успел поработать на телевидении. Денни был заместителем директора Королевского придворного театра. Поставил несколько спектаклей. Снял более десяти кинофильмов, за которые был не однократно номинирован на различные премии, среди которых премия Берлинского кинофестиваля и награда Британской Академии кино и телевидения.

Ридли Скотт, один из наиболее известных «визуалистов» мировой кинематографии. Прежде чем начать режиссерскую деятельность, Скотт закончил колледж искусств и успел поработать в Би-Би-Си художником-постановщиком. Его никогда не устраивала работа на кого-либо, поэтому он основывает свою собственную продюсерскую компанию. Первый опыт в роли режиссера у Ридли Скотта был довольно таки удачным, ведь за свою картину «Дуэлянты» он получил специальный приз Каннского кинофестиваля.

Ридли Скотт является режиссером, который знает что такое радость многомиллионных кассовых сборов, но в тоже время его не обошла стороной горечь от полных провалов.

Стивен Спилберг, наиболее удачливый режиссер и продюсер годдивуда, один из самых богатых людей Америки, лауреат премии «Оскар». Спилберг - основная фигура американского кинематографа.

Творчество Спилберга нельзя отнести к какому-либо определенному жанру: в каждом из его фильмов присутствуют элементы как боевиков и триллеров, так и фантастики. Это придает его картинам некую оригинальность и загадочность. Во время работы с компанией "Universal", Спилберг создает свои первые общепризнанные шедевры, такие как «Челюсти» и «Близкие контакты третьей степени». Позже, уже утвердившись как сценарист, продюсер и режиссер, основывает свою собственную кинокомпанию «Amblin entertainment». Несмотря на огромный успех фантастико-приключенческих фильмов, Спилберг снимает серьезные исторические картины о Второй Мировой войне, тем самым отдавая дань страшной истории двадцатого века.

Клинт Иствуд, вечный «голливудский», ковбой, сердцеед и вечный победитель, получивший «Оскар» за лучший фильм и лучшую режиссуру. "Малышка на миллион" принесла Иствуду звание самого пожилого обладателя Оскара.

И по текущий момент, невзирая на довольно таки солидный возраст, Клинт продолжает съемки. Он является авторитетным режиссёром и обладает двумя Оскарами за лучшую режиссуру.

Джордж Лукас. Окончив колледж, Джордж поступил в университет в Южной Калифорнии, где на протяжении пяти лет изучает киноискусство. Некоторое количество времени Лукас ассистирует Френсису Форд Копполе, благодаря этому он быстро научился азам кинематографии. В шестьдесят седьмом году Джордж Лукас снимает свой первый короткометражный фильм «Электронный лабиринт», а в семидесятом его полнометражную версию. Первой работой Лукаса, имеющей широкий успех, стала картина «Американские граффити». Фильм очень долгое время держался в лидерах национального кинопроката того года, а так же получил три номинации на «Оскар» и положительные отзывы критиков.

Величайшей работой Лукаса становится серия фильмов «Звездные войны».

Качество любой киноленты зависит не только от режиссера, но и от игры актеров. Чтобы пробраться на этот своеобразный Олимп киноискусства актерам приходится задействовать все свои таланты и связи. Чтобы сняться в кино, необязательно быть стройным, необычным, красивым как Бред Питт или Том Круз. Некоторые звезды Голливуда стали популярными даже не зная английского языка (Жерар Депардье), кто-то страдал проблемой с мимикой и дикцией (Сильвестр Сталлоне), а кто-то непривлекательный внешне и низкий ростом (Денни де Вито) стал любимцем публики. Но согласно всеобщему мнению, залог успеха в Голливуде –прекрасная внешность, идеальная фигура. Но кто знает, возможно, знаменитый режиссер на роль спасителя мира ищет низкорослого уничтожителя сладких булок?...

У фильма может быть большой бюджет, отличный режиссер и декорации, но всё это ничто без хорошей игры актеров. Именно актеры способны сделать из хорошего кино - гениальное творение. Можно вспомнить актеров прошлого, в частности, игравших в кинофильме "Унесенные ветром". Великолепная история Маргарет Митчелл, дополненная замечательной игрой, превратилась в настоящий шедевр. Играющие здесь актеры Голливуда - Вивьен Ли, Кларк Гейбл и прочие, прославились на всю жизнь, и помнят их именно по этой, одной роли.

Возможно, все голливудские актеры и актрисы по-своему великие. У некоторых из них карьера заканчивается печально, некоторые снимаются до конца жизни, а другие заработав денег открывают собственный бизнес или прославившись в кинофильмах идут в политику. Наиболее успешные политики из Голливуда - это Рональд Рейган и Арнольд Шварценеггер.

Хороший актер способен влюбить в себя зрителя, заставить сопереживать себе, играя даже отрицательных персонажей. Это удалось Энтони Хопкинсу в роли доктора Ганнибал Лектора, Хиту Леджеру в роли Джокера и Шэрон Стоун в роли Кэтрин Трэмел.

Сегодня в Голливуде находится только одна большая киностудия - это старейшая киностудия "Paramount Pictures". Сейчас Paramount, за время своего существования поглотившая немало менее крупных киностудий, занимает огромную территорию в Голливуде.

История Голливуда продолжает развиваться и сегодня - теперь фильмы, снимающиеся здесь, используют разнообразные спецэффекты и компьютерные возможности. Голливуд сейчас - это средоточие мировой киноиндустрии - именно здесь снимается большинство кинофильмов, именно этой студии сегодня подражают. Появившийся в Индии Болливуд - является копией Голливуда, призванной показать, что не один Голливуд может сниматься замечательные фильмы. Однако, по мнению большинства киноценителей, индийские фильмы не могут составить конкуренцию лучшим образцам Голливуда.

Основная продукция голливудского кинематографа, его конек – развлекательное кино с изобилием компьютерных спецэффектов и не нагружающие зрителя сложным сюжетом, уносящим его от реального мира, проблем повседневности. Экранизируются не только книги, но и комиксы, видеоигры, детские игрушки.

В последние несколько лет выпуск крупных Голливудских премьер сопровождается выходом видеоигр на ту же тему.

Голливудские фильмы служат не только для развлечения масс, но также является инструментом для размещения скрытой рекламы, пропаганды американского образа жизни. Не стоит забывать о том, что кинематограф является самым мощным инструментом для формирования умов людей. Хоть на Фабрике грёз трудятся творческие люди, главная цель которых - создание произведений искусства. Но изначальная цель огромных корпораций – создание высокобюджетного зрелищного кино, которое способно собрать внушительные кассы. Такое кино требует серьезной материально-технической базы, команды суперпрофессионалов, тривиально-жанрового, но идеально сбитого сценария, харизматичного руководителя, звездного состава актеров и огромных инвестиций.

 

Вина владельцев кинотеатров, цель которых- извлечение прибыли от зрелищных лент и отказ в прокате «умного кино».

Времена меняются, меняются и люди. Меняется аудитория кинотеатров. Запросы молодого зрителя, являющегося основным потребителем продукции кинотеатров, теперь совсем другие, изменившиеся в интеллектуальном смысле. Публика требует простого незамысловатого сюжета, выстроенного шаблонно, со своими любимыми актерами, но при этом жаждет экшена, спецэффектов, нереальности происходящего, идеальных героев неподвластных времени, жестокости, остающихся целыми и невредимыми во что бы то ни стало. Поэтому, можно сделать вывод, что аудитория предпочитает кино брендов авторскому. Авторское, художественно кино вытесняется и на рынке уже давно господствует американская кинопродукция. Действительно, авторское кино будучи успешно на фестивале может не стать таковым в прокате. Поэтому дистрибьютерам, программным директорам кинотеатров гораздо выгоднее брать в прокат зарубежное кино зрелищной направленности. Это приносит прибыль и популярность, востребованность кинотеатра среди любителей провести время за большим экраном, мысленно отдохнуть, наблюдая захватывающий сюжет. Кино для владельцев кинотеатра в первую очередь является продуктом, который успешно пойдет у зрителя. И лучше всего, когда этот продукт импортный. В наш век, когда деньги стали главной движущей силой человечества вряд ли найдется тот, кто откажется заработать миллион, другой. Не скупясь щедростью, кинотеатры показывают нам блокбастеры, мейнстрим… но увы, вряд ли вы пойдя в коммерческий кинотеатр попадете на «умное кино». Государственный кинотеатр в силу своей государственной принадлежности еще может стать дистрибьютером авторского кино, но и такая политика проводится в основном лишь на специальных кинофестивалях. Выходит, что у авторского кино не возникает возможности стать более популярным, вызвать спрос у зрителя, ведь в кинотеатрах больше ничего не «подают» кроме голливудских лент. В то же время технологии киносъемок совершенствуются, все большее значение приобретают возможности создания современного, например, виртуального зрелища. Этим владеет Голливуд, куда безостановочно поступают средства со всего мира. А в это время зрителям не из чего выбрать, и значительная часть аудитории, сытая по горло американщиной, предпочитает остаться дома. Иными словами, в кинотеатрах царит засилие Голливуда и совсем не по той причине, что зритель желал бы смотреть только голливудские фильмы. Возможно, именно эта часть зрителей, нуждающаяся в чем-то ином, в изменении идеальных потребностей была бы неравнодушна к авторскому кино. Возрастание социальной активности такого зрителя поддержит развитие национального кино, противопоставляемой голливудскому кинематографу.

Национально кино, прежде всего кино, выражающее интересы нации, проблемы, чаяния, стремление к развитию. Лишь национальное кино откроет зрителю настоящую жизнь, в частности, русского народа, ведь герои таких кинолент списаны с нас, это наш собирательный образ. Продвижение национального кинематографа среди соотечественников необходимо для единства народа, сплоченности, оказания взаимопомощи друг другу, возрождению патриотизма, любви, доброты и понимания среди людей. Этот вид искусства наглядно может показать, как на самом деле живет наш многочисленный народ. Мы не услышим со слов правительства о наших бедах, проблемах. С их же слов, мы - преуспевающая современная держава, сильнейшая и идеальная, давшая фору всем остальным странам. Правительство словно забывает о своем народе, помогая и решая проблемы других государств. В итоге, русский человек вынужден разбираться сам в своих неурядицах, одержать победу над ними или быть раздавленным ими же. Поэтому просто необходимо актуализировать проблему продвижения национального кино обществу. Так мы покажем нашу повседневность как есть. Несомненно, откликнутся люди, группы, отдельные слои населения, кому проблема того или иного фильма будет не чужда. Найдутся среди них те, кто будет в силах оказать помощь в решении проблемы. Только сплотившись, имея общее дело и общую цель, мы в состоянии улучшить нашу жизнь и жизнь всего народа. Если же в нашей стране власть принадлежит народу, пусть она реально принадлежит нам. Мы в силах поменять общество, его сложившиеся неверные устои. Только вместе, не поодиночке, возможно создать то общество людей, которое сможет продвинуть национальное кино, а общество, желающее смотреть его и действовать, уже сформировано в лице русского многострадального народа. Только вместе, действуя на всеобщее благо, люди в силах создать независимое общество, которое будет способно добиваться защиты и помощи населения, действовать в интересах каждого, кто нуждается в поддержке.

 

2 глава

1 параграф Кино-вторая реальность

Отражение действительности в кино.

Деятели кино утверждают, что в кино отражается действительность нашей жизни со всеми пороками, несчастьями, совпадениями и т.д.

Но по большому счету кино изначально показывает не действительность, а создает свою действительность, при этом формируя в нашем мышлении определенные стереотипы поведения. Пока киноиндустрия в лице коммерческого кино будет преобладать на кинорынке, наша жизнь будет иметь тенденцию к ухудшению, деградации населения и приведет цивилизацию к самоуничтожению. Когда кино станет механизмом созидания будущего в руках достойных нравственных людей, удастся возродить образованную нацию.

Но современная ситуация сложилась так, что кино способное заставить людей размышлять и действовать, не оставаться равнодушными к окружающим просто не популярно и не прибыльно для кинотеатров. Но именно в национальном, авторском и социальном кино мы можем увидеть действительность такой, какая она есть сегодня, как ее увидел автор. Сюжет таких фильмов списан с жизни простых людей, с каждого из нас. Человек, впрочем, непримечательный, со своей судьбой, возможно, воплощенный автором в образе всем известного с литературы - образе маленького человека.

 

Автором поднимаются проблемы общества, решение которых необходимо для современного общества. Автор пытается изобразить наглядно ситуацию с правильного ракурса, так, чтобы нужное решение лежало как на ладони, понятно и доступно. Но не всегда правильное решение проблемы так просто. В основном проблемы поднимающиеся автором носят характер вечных, которые сохраняются в возобновляемом людьми обществе. Автор во всяком случае всегда знает, какой решение необходимо принять, но в одиночку решить проблему, изменить общество и мир в целом ему не под силу. Единственный возможный ход - подтолкнуть людей к действиям, тех кто останется неравнодушен к определенной ситуации. Это могут быть те люди, кто увидел себя в герое кинофильма, те люди, кто столкнулся с подобной жизненной ситуацией. Автор как человек не менее заинтересован в решении проблемы своего героя. Как мы знаем, снимать «умное» кино довольно не выгодно, а значит автором движут не меркантильные цели, а чисто гуманистические, и появление фильмов подобного рода говорит о том, что есть люди ставящие здоровье нации превыше своего благополучия. Пока есть такие люди, заинтересованные во всеобщем счастье, возможно, спасти общество. Автор ищет единомышленников, готовых встать с ним на один путь и действовать.

Кино, как вторая реальность, дает нам возможность прожить ту или иную жизнь, пройти тот путь героя, который, возможно, мы можем выбрать в попытке поиска выхода из сложившейся ситуации, прочувствовать переживания и найти ответ на свой вопрос. Когда мы смотрим кино развлекательного характера, мы часто завидуем героям, хотим чтобы нам так же повезло в жизни как им, улыбнулась удача как поощрение за все проблемы. В таком кино все просто, и в какие бы нелепые ситуации не попадал герой, конец всегда счастливый. Авторское, социальное и национальное кино напротив – имеет конец печальный, будь он и верным, поскольку это кино о нас, о нашей жизни. Мы, будучи людьми социальными, каждый из которых имеет свои проблемы, разногласия с собственной жизнью, сложные, казалось, безвыходные ситуации, всегда ощущаем несоответствие между желаемой жизнью и реальной. Но мы не теряем надежду на лучшие времена, всю жизнь верим, что все будет хорошо. Поэтому нам в радость посмотреть веселый добрый фильм со счастливым концом. Прожить жизнью героини, испытать ее эмоции, нервничать, пугаться, сопереживать, радоваться искренне, мечтать… и снова продолжать ждать чуда, убедившись, что возможное в кино возможно и в жизни. Ведь кино списывается с нашей жизни, а наша жизнь строится на основе кино, с помощью которого мы учимся жить. Кино, своего рода, краткая модель жизни, где идентифицируя, сопоставляя себя с определенным героем, мы понимаем, что чувствуем те же эмоции, словом, находим себя, зачастую подсказывая герою как поступить в его случае, а оказавшись на его месте, берем с него пример. Мы не можем не учиться у кино, поскольку кино- это наша жизнь. Оно изображает проблемы человеческой жизни, подсказывает пути решения, помогает нам жить, оказывая психологическую реабилитационную помощь. Помогает нам верить в себя, не сдаваться, знать, что мы не одни с нашими переживаниями и проблемами, что есть такие же люди, пережившие несчастье, предательство, но продолжающие жить с новыми силами, тем самым мотивируя нас к жизни.

Национальное кино (понятие) примеры

Национальное кино- это кино о нас сегодняшних, кино, снятое на улицах городов, в которых мы живем, показывающее нам нашу же повседневность, знаки эпохи, способное уловить атмосферу времени, его ритм.

Национальное кино необходимо, потому в нашем обществе давно назрела потребность смотреть фильмы не только для того, чтобы отрешиться от реальности, но и для того, чтобы больше узнать о себе самом. Жизнь, не задокументированная искусством, утекает бесследно и безвозвратно, не трансформируется в историю.

Национальное искусство имеет в качестве источника культурную травму (исторические события, связанные с трудным путем народа к независимости) и возникает перед лицом необходимости сплочения нации.

Примеры национального кино:

Фильм "Пыль"(реж. Сергей Лобан) показан крайне аутичный и безвольный парень Алеша, над которым ФСБ в рамках какого-то секретного проекта ставит эксперимент. Алеша олицетворяет в фильме "простой российский народ", который безволен и нем. В процессе сюжета Леша терпит над собой ряд издевательств то со стороны местных бандитов, то со стороны авторов фильма, которые ближе к концу одевают его в женское платье и он носится в нем по вечерней Москве как трансвестит. В конце фильма звучит песня Виктора Цоя "Перемен требуют наши сердца".

Крайне важно, что в современной российской культуре всего через каких-то 10-15 лет после буржуазной революции 1990-ых годов появляются голоса, говорящие о переменах. Авторы фильма навряд ли ясно представляют себе, какие конкретно нужны перемены, но как интеллигенты в силу своего социального положения они не могут об этом не говорить.

Фильм "Изображая жертву" режиссера Кирилла Серебренникова продолжает ту же самую тему. Его персонаж сильно отличается по характеру - это молодой образованный, коммуникабельный парень, который, однако, по своей социально-психологической сути также как и Алеша - маргинал и абсолютно бесполезный человек. Он - молодой человек, который имеет силы и талант, но не знает, как их применить. Он работает в милиции, изображая на следственных экспериментах убитых и покалеченных, и заканчивает тем, что сам становится убийцей - убивает свою мать и невесту. Убивает просто от безделья, потому, что не знает, чем бы ему еще заняться и зачем жить. Автор фильма продолжает тему "лишних людей", о которых писали М. Ю. Лермонтов в «Печорине», А. С. Пушкин в «Онегине». Это люди, которые не занимаются ни чем, фактически не живут. Они не желают заниматься бизнесом, наукой, искусством, политикой, не хотят просто завести семью и стать обывателем, при этом вроде бы ни наркоманы, ни алкоголики, ни революционеры - они просто люди, не нашедшие себя в жизни. Посыл фильма - упрек потребительскому атомизированному обществу, которое порождает и воспроизводит таких людей. Обществу, которое не способно формировать четкие ценностные ориентиры. Нашему современному российскому обществу.

Другой режиссер - Бакур Бакурадзе, снял свой фильм "Шультес" на ту же самую тему! Молодой мужчина живет в одном из спальных районов Москвы со своей матерью, работает спортивным инструктором, а на досуге крадет бумажники и мобильники у зазевавшихся обывателей в общественном транспорте. Атмосфера напоминает повесть Камю "Посторонний" - одинокий, оглушенный, отупленный большим городом человек, у которого атрофировались все чувства. Опять тема "лишнего человека", атомизированного, не имеющего глубоких связей с другими людьми, человека, мало в чем заинтересованного, которому все безразлично. В нем мы видим себя: устаем, становимся равнодушными к окружающему нас миру, ничего не привлекает, наступает состояние отупления. Так и Шультес, такой же - абсолютно придавленный обыватель, находящийся на грани между глубокой депрессией и началом какого-нибудь психического заболевания.

Но почему появляются такие люди как Шультес, Алеша из "Пыли"? Наверное, как члены нашего современного общества, они не могут выйти за рамки исключительно повседневного бытия. Конкретно в "Шультесе" его авторы очень близко подошли к вопросу - почему в человеке обычная жизнь выдавливает личность, но попытаться даже ответить на этот вопрос не решились. Ведь начать отвечать на этот вопрос, означает - выходить за рамки художественной политкорректности. Начать выходить за эти рамки, значит неизбежно обращаться к "левацким" темам типа "Одномерного человека" Маркузе, Сартру, Камю, "Бегству от свободы" Фромма и пр. Все эти темы давно уже озвучены и проговорены в западной мысли и философии. У нас же, когда российскому капиталистическому обществу нет еще и двадцати лет, все это - возникшее на нашей почве, воспринимается как нечто крайне актуальное и новое.

Другой современный российский режиссер Никита Михалков, автор фильма «Двенадцать» снимает картину о судьбе чеченского мальчика, которого обвиняют в убийстве приемного отца - военного офицера. Двенадцать присяжных собираются, чтобы вынести приговор. Казалось бы, дело "простое" - "чеченец убил русского". Все всем понятно, лишь один присяжный голосует «против». Все недовольны, поскольку решение должно быть принято единогласно, начинается дискуссия, из которой и состоит весь трехчасовой фильм. Все персонажи по очереди, что называется, изливают душу. В конце концов, все голосуют против, один из присяжных объявляет, что хочет усыновить мальчика, чьи родители погибли в первую Чеченскую кампанию. Мораль данного фильма в том, что мы должны жить мирно, уважать жизни других людей независимо от национальности.

В отличие от Серебренникова или Бакурадзе у Михалкова есть рецепт, как все исправить. В фильме время от времени возникают разные лубочные символы - иконки, крестики. То есть идет обращение к религиозным мотивам, к тому, что поступать хорошо следует из религиозных соображений, но вывод из этого печальный - российской интеллигенции пока нечего предложить обществу, кроме "возвращения в прошлое", к "святыням", традициям и пр.

Мотив "опроститься", "обнародится" возникает также в фильме Кирилла Серебренникова - "Юрьев день". Успешная оперная дива, перед тем как уехать на ПМЖ в Европу, приезжает с сыном в глухой российский поселок, в котором она родилась. Приезжает с целью - проститься с родиной. Пока она посещает музей-монастырь, сын теряется, и она остается в поселке сначала на несколько дней, а потом, видимо, навсегда. Явная новизна в этом фильме в том, что здесь уже не Москва, а заброшенная российская провинция, которая также показана натуралистично. Весь фильм происходит как бы падение оперной дивы, сначала она напивается с горя местной самогонки, отчего теряет голос, а заканчивает тем, что устраивается уборщицей в барак зеков-туберкулезников за тысячу рублей в месяц. В этом смысле фильм скорее не реализм, а гротеск. Режиссер словно делает упрек столичным модникам и интеллигентам - "вот, смотрите, как народ-то у нас плохо живет". Да, многие живут именно так, как показано в фильме.

Главные персонажи этих лент по сути являются потенциальными будущими участниками радикальных политических группировок, только они ими не станут, так как не догадываются о том, что таких как они много, что можно куда-то пойти, а потому реальность просто раздавливает их. В силу своего еще молодого возраста, они зациклены на возникших перед ними проблемах и пока не знают, как их решить.

Большинство авторов фильмов, показывающих проблемы современного общества, как правило, или не понимают, почему эти проблемы возникли, или не пытаются понять. Они смотрят на них изолированно, исключительно с узко-художественной точки зрения. Авторы фильмов, как правило, для того чтобы раскрыть свои темы избирают маргинальных персонажей, чаще всего - людей отторгнутых от жизни, одиноких, положительных персонажей нет у них в принципе.

В таких фильмах как «Географ глобус пропил», «Долгая и счастливая жизнь», «Жить» несомненно, отражена жизнь народа. Смотреть эти картины достаточно тяжело, но страшней всего то, что мы окружены такой жизнью. Безденежье, алкоголизм, конфликты с окружающими, непонимание со стороны семьи, страдания, неудачи, смирение с собственной участью, потери близких, отнимающие у человека желание жить, неприятие своей судьбы, предательства, самоуправства и угрозы местной власти, потеря веры в себя – вот чем мы окружены. Нам трудно смотреть на это и страшно, но день за днем с этим мы сталкиваемся в нашей нелегкой жизни. Люди отвыкли от тяжелого интеллектуального кино. Мы открыто заявляем, что не любим такое кино, ведь фильмы могут нам напомнить определенный момент жизни, неприятный для нас, а в героях мы находим частичку себя, плохую и хорошую. В первую очередь, конечно, плохую. В фильме «Географ глобус пропил» увидят себя отцы, которые не в состоянии даже ради детей бросить пить, заработать для них денег, но в это же время, отцы, любящие своих детей и цинично читающие им сказки по вечерам, увидят себя мужчины, заглядывающие на жен своих друзей, увидят себя жены, которые после десяти лет замужества вдруг «прозревают» и понимают, что не любят своих мужей, а «любят» мужей чужих, увидят старшеклассники, которые взрослеют и ведут себя не так, как хотелось бы, не только окружающим, но и им самим. Фильм показывает нас самих и дает нам надежду, что мы, узнав себя, узнав нашу болезнь, начнем исцеляться. Авторы таких фильмов не столько осуждают, а скорее любят и жалеют своих героев, безобидных, готовых прийти на помощь, но при этом беспомощные сами и не растерявшие светлую душу среди серых унылых будней.

Тот же фильм «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, показывающий противостояние фермера Саши чиновникам государственной службы. Снова обличается местная власть российской глубинки, отнюдь не поддерживающая жителей деревни, а преследующая и угрожающая расправой любому, кто встанет на пути помешает интересам чиновников. К сожалению, фермер Саша в одиночку, без поддержки единомышленников, не в силах противостоять нечистым на руку, но, не имея ничего, кроме желания заниматься любимым делом, вынужден дать отпор врагам, нежели спокойно получить компенсацию и уехать наслаждаться жизнью.

Что касается фильма «Жить», то и это три печальных истории из жизни людей, потерявших близких и выбирающих каждый для себя свой исход. Что делать, как быть, как жить, когда со смертью близкого человека твой мир рушится? Есть ли смысл жить дальше, если теперь нет тех, с кем ты связывал дальнейшую жизнь? Василий Сигарев пытается достучаться до современного человека, ставшего равнодушным, бесчувственным к людским проблемам, неспособного и нежелающего прийти на помощь.

Еще один фильм Сигарева, берущий за душу, фильм «Волчок». Это история маленькой девочки, которая никогда не видела свою маму. Но, появившись однажды, та подарила ей игрушку- волчок. Игрушка, характеризующая девочку как диковатую, и ту беспросветную жизнь, которой живут дочь и мать, вертящаяся вокруг невидимой оси в погоне за желанием любить и быть любимой. Но вращение останавливается… Не знакома ли нам эта история? Провинция, пьющая гулящая мать, брошенный ребенок, жирные мужики харкающие мокротой, бедность, ненужность никому – честность! Вот что изображает нам автор, он показывает реальную жизнь не только провинций, но и бараков, окраин городов, где никому нет ни до кого дела, где все предоставлены самим себе, и даже дети. Даже родителям они не нужны. К сожалению, в стране это огромная проблема, с пьянством родителей параллельно увеличивается количество брошенных детей, заполняются детские дома, приюты. Такие дети не могут получить должного воспитания, родительской ласки и любви. Кто вырастет из них? Печально, что нация наша будет состоять из таких людей, неспособных вести нормальную достойную жизнь, не умеющих постоять и защитить себя, поддающихся низменным инстинктам и желаниям.

 

Социальное независимое кино. (понятие, примеры)

Социальное независимое кино – это профессиональные художественные фильмы, которые производятся в значительной или полной мере вне системы основных киностудий на негосударственные деньги, привлекаемыми режиссером или свои собственные, что гарантируют абсолютную свободу. Помимо того, что такое кино в основном снимается и распространяется независимыми компаниями, независимые фильмы также могут производить и/или распространять дочерние структуры крупных киностудий. Независимые социальные фильмы отличаются по своему содержанию, стилю и приемам, повествующие зрителю о злободневных современных проблемах, которые выбирают кинематографисты для художественной реализации.

Обычно, но не всегда, бюджеты у независимых фильмов гораздо ниже, чем бюджеты фильмов крупных киностудий. Как правило, сбыт независимых фильмов характеризуется ограниченным тиражом, но при этом он может иметь серьёзные маркетинговые кампании и широкий прокат. Независимые фильмы часто показываются на местных, национальных или международных кинофестивалях до проката. Независимое кинопроизводство может соперничать с кинопроизводством крупных студий, если оно обладает необходимым финансированием и дистрибуцией.

К примеру фильм Виктора Гинзбурга «Поколение П» по роману Виктора Пелевина. В картине присутствует много нецензурных выражений, мата, но при этом - полная свобода выражения. Критика того, как и чем телевидение разрушает человека, пытаясь одурачить массы, создавая лжеидолов.

 

Взаимосвязь национального и авторского социального кино.

Как мы уже говорили, Национальное кино — это кино о нас сегодняшних, кино, снятое на улицах городов, в которых мы живем, показывающее нам нашу же повседневность, знаки эпохи, способное уловить атмосферу времени, его ритм. В таком кино мы можем наблюдать за людьми ничем не примечательными, но живущими своей непростой жизнью. Это может быть пенсионерка с копеечной пенсией, живущая этажом ниже, семья безработных пьющих родителей с вечно голодным ребенком, деревенские старики, брошенные детьми в глухой деревне и т.д. Национальное кино показывает жизнь нашего народа, отдельно взятых людей, рядом с которыми мы живем, и в силу нашего равнодушия не знаем о проблемах и переживаниях, которые, возможно, они переживают. Не похоже ли по определению и характеристике национальное кино на авторское социальное? Ведь оно тоже о проблемах общества, которые волнуют автора, которое требует решения, вмешательства и помощи общества. Чем живет наше общество сегодня? С завершения Великой Отечественной Войны прошло 69 лет, а отголоски этой страшной трагедии доходят до наших дней. Война - это целая жизнь, которой жили наши предки, терпя разлуку, страдания, боль, физическую и душевную; горе, тоску, поражения, потерю близких, страх и его преодоление, о том, что помогало жить дальше и давало силы для новых побед – письма домой, любовь, дружба, верность и преданность. Современные люди забывают это, не понимают, какой ценой досталась победа и как дорога сегодня жизнь каждого, живущего в нашей стране. Руководствуясь лозунгом «каждый сам за себя» человек позабыл о своем долге перед ветеранами. А в это время неравнодушные к проблеме патриотизма, уважения и памяти воинам Второй мировой пытаются растопить наши сердца кинофильмами о жизни народа в те непростые годы, о том, как сейчас приходится жить ветеранам ВОВ, пенсионерам, получающим маленькую пенсию, но в свое время настрадавшиеся, разгребая разруху в стране. Наше поколение недалеко ушло от времен войны, но мало кто сможет назвать хотя бы годы начала и окончания войны, что уж говорить об уважении к старшему поколению, не воспитанное должным образом в современной молодежи. Как судить родителей, бросивших детей на произвол судьбы? Как бороться с пьянством, наркозависимостью, преступностью? Как помочь всем больным детям, страдающим страшными заболеваниями уже в раннем возрасте? Как поддержать человека, вытащить из депрессии, когда он не хочет жить? Как решить проблему отцов и детей, установить диалог поколений? Как сократить количество разводов? Как быть внимательней к людям, близким, семье? Как обращаться с природой, экологией, животным миром? Эти и многие другие темы являются предметом обсуждений и размышлений авторов, предлагающих свой взгляд на проблему. В кино автор может показать возможный способ решения данной им проблемы, а может предоставить это зрителю. Но в первую очередь, я думаю, мы просто должны быть внимательными к окружающим. Не забывать родных, поддерживать добрым словом, протягивать руку помощи. Пусть мы не в силах обратить необратимое, но главное- человечность и внимание. Уже это поможет окружающим не падать духом, поверить в себя, и тогда, ощутив поддержку общества, человек будет знать, что он не одинок, а за ним стоит вся страна. Только вместе люди способны к реальным прогрессивным действиям.

Нельзя сказать, что общество сгнило, изжило себя, забыло о морали, нравственности и гуманизме. Существует множество движений, волонтерских организаций, акций, фондов, которые не дают забыть нам о детях- инвалидах, брошенных, страдающих тяжелыми заболеваниями, о бережном отношении к нашей экологии, профилактике вредных привычек и т.д. Словом, защищающих ту или иную группу людей, призывающих и агитирующих своей работой быть и остальным более внимательными, и понимающе относится к чужой проблеме. Поэтому, пока есть неравнодушное общество, способное отозваться на помощь – есть смысл снимать социальное кино.

И именно поэтому социальное кино снимается и находит своего зрителя, группу людей, которым поднимаемая в фильме проблема близка, находит своего рода, революционеров, стремящихся установить порядок в борьбе за справедливость и дать шанс и право жить человеку согласно законам гуманизма.

Социальное кино более доступно для понимания широкой аудитории, нежели авторское. Да, авторское кино схоже с социальным, но в том и дело, что «авторское кино», исходя из названия, несет, прежде всего, идею автора - создателя, его мысли, взгляд. Наличие собственного авторского языка, налицо авторская киновыразительность, яркая образность, концепция мышления, объединяющая большинство фильмов автора. Как пример, фильм «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, автора, пытающегося поднять смелые остросоциальные вопросы общества. Обычному зрителю, воспитанному на зарубежных боевиках, триллерах, комедиях, где все разложено по полкам и предельно ясно будет не понятен авторский кинематограф. Необразованный неподготовленный зритель будет задаваться огромным количеством вопросов, вследствие непонимания картины, ожидая понятной ему концовки, и желательно счастливой. Но в большинстве своем, авторское кино – это кино об истории жизни одного человека. И оно мрачно, поскольку это вокруг нас и это про нас. Зритель, посмотрев такой фильм, естественно не поймет, что хотел передать автор. Что фильм не просто о человеке, а о проблеме всего общества в целом, загнавшего человека в скудную беспросветную жизнь, вынужденного самостоятельно безрезультатно бороться за свои права. Аудитория предпочтет посмотреть легкий фильм, поднимающий настроение, чем тот, что оставит неприятное ощущение. Да! Выходит, что наша жизнь не такая интересная, раз зритель не смотрит кино о людях, реально существующих, живущих рядом с нами и в нас. Но кто тогда обратит внимание на подобные фильмы, поймет их, выразит ответную реакцию и призовет людей к помощи? Ведь авторское кино требует осмысления, когда для обычного зрителя оно будет непонятно, недоступно и окажется не более чем «историей одного неудачника». Кинозритель часто не способен оценить мастерство и задумку режиссера только потому, что ему не хватает знаний в этой области. Поэтому человеку необходимо кинообразование, которое научит его разбираться в кинематографе. В школах необходимо ввести предмет кинообразования, ведь это важно для российского национального кино, а так же для выживания российского общества. Во многих странах Европы в школах уже давно есть предмет "киноискусство и история кинематографа". Во Франции уже давно успешно ведется противостояние кинематографу США. Так, например, фильм Сергея Дворцевого "Тюльпан", победитель Каннского фестиваля в категории "Особый взгляд" был куплен Министерством образования Франции как раз для показа в школах. А в России "Тюльпаном" не заинтересовались даже кинопрокатчики. На сегодняшний день кинообразование обязательно в школах с 1 по 12 классы в Канаде, Австралии, Венгрии, Чехии, Словакии и других странах.

 

Для осмысления авторского кино нужно кинообразование и поддержка государством национального кино.

 

Однако не так просто ввести предмет кинообразования в школы. Никита Михалков высказался, что в школах с 6-7 класса необходимо ввести предмет «сто лучших фильмов мира» хотя бы в виде факультативных занятий. Министр культуры Владимир Мединский уже было собирался приступить к исполнению, словно получил распоряжение от высшего начальства.

Но, ни министр, ни его подчиненные не до конца понимают всю серьезность этой неновой затеи. По их мнению, ввести кинообразование в школы просто, достаточно разработать и реализовать программу предмета, написать список фильмов, разослать по школам и все.

Но необходимо принять во внимание те действия, совершение которых требуется для внедрения курса «100 лучших фильмов мира», при этом оставив в стороне сам смысл приобщения школьников к кинематографу.

Формирование списка «100 лучших фильмов».

Любому киноведу известно, что таких списков очень много. И за каждым списком стоит его референтная группа, а у разных групп разные ценности. Поручите ВЦИОМ провести общероссийский опрос – получите один список. Опросите учителей литературы – другой. Поинтересуетесь мнением кинематографистов – третий. При этом состав списка будет зависеть от задаваемого респондентам вопроса. «Назовите сто лучших фильмов всех времен и народов» и «Назовите сто фильмов, которые вы бы рекомендовали для изучения в школе» – разные вопросы с разными ответами. Если иметь в виду отечественные фильмы, то в выпущенной институтом киноискусства книге «Российский иллюзион» перечислены 116 картин, а на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков приведен перечень 75 лучших фильмов. Чтобы сделать из них общий и приемлемый для школьников список, да еще добавить лучшие зарубежные фильмы, нужно составить новую экспертную группу, что само по себе непросто, и поручить ей это достаточно тонкое дело.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!