Цвет освещения и колористическое единство объектов пейзажа



 

В процессе живописи пейзажа надо приобрести умение отвлекаться от привычки видеть предметные цвета (собственную окраску), выработать зрительный опыт замечать цвета, обусловленные освещением и удаленностью. Именно этому главным образом должны быть посвящены задания и упражнения по живописи на пленэре на начальной стадии обучения.

Имея некоторый опыт в выполнении краткосрочных этюдов на передачу общих цветовых отношений с учетом состояния освещенности, можно перейти к упражнениям, рассчитанным на два-три сеанса. В процессе работы над длительными по времени этюдами тоже следует выполнить в начале широкую прописку основных цветовых отношений (основных пятен), затем переходить к детальной проработке объектов переднего, среднего планов и т. д.

Начинающему художнику поначалу трудно видеть цвета предметов и объектов, измененных расстоянием, силой и цветом освещения. Ему мешает полученное ранее представление о собственном цвете предмета. Например, в какой бы световой среде ни находился наблюдаемый предмет, прошлое знание действительного цвета предмета сохраняется в памяти. Именно этот знаемый действительный цвет и воспринимает неопытный живописец, когда пишет этюд. Цвет травы на дальнем плане (100— 300 м) он видит таким же, как и на переднем. Между тем этот цвет на дальнем плане выглядит совершенно иначе: сам оттенок зеленого цвета и его насыщенность изменились под влиянием удаления и среды. Основными ошибками у малоопытных художников являются: потеря чувства целого, увлечение перечислением мелких форм и цветовых пятен, стремление точно скопировать какой-то участок пейзажа, не подчинив его общему тону и целостному зрительному образу натуры.

С особыми трудностями связано видение тех качественных изменений предметных цветов природы, которые зависят от силы и спектрального состава освещения (днем, вечером, в солнечный день, пасмурный). Например, ствол березы вечером при закате солнца будет окрашиваться в оранжево-красные оттенки. Однако обычное представление о цвете ствола березы, как о белом, у начинающего живописца не исчезает. Эта особенность зрительного восприятия, как мы уже говорили, в психологии называется константностью и заключается в постоянстве отдельных свойств и качеств зрительно воспринимаемых объектов, независимо от происшедших с ними изменений.

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!