Творческий метод П.П. Чистякова.



Педагогический метод Чистякова предполагал слияние непосредственного восприятия натуры художником с ее изучением. Он стремился, сочетая академизм (см. АКАДЕМИЗМ) с принципами реализма (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)), вызвать у своих учеников желание осваивать классические традиции и трепетно относиться к работе над пластической формой. «Бесконечность, бесформенность состоит из бесчисленного количества оформленных, а следовательно, конечных тел», — говорил Чистяков. Он учил передавать не внешние контуры и пятна, не «срисовывать», а рисовать, анализируя структуру формы, «малейшие изгибы, выступы и уклонения форм. При этом тушевка от рисунка не отделяется, потому что тени или полутени не суть буссмысленные пятна, а формы, следовательно, имеют перспективу, рисунок». Рисунок, по его методу, следовало строить разбивкой на мелкие планы — плоскости; стыки этих плоскостей образовывали грани объема с его впадинами и выпуклостями. В учебных рисунках криволинейные объемы трактовались как многогранники. Сначала рисунок выглядел угловатым, кристаллическим, но на завершающей стадии углы и плоскости смягчались, и в результате он становился похож на обычный. Этот метод Чистякова (который по идее должен быть скрыт от зрителей) М. Врубель (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) сделал элементом своего стиля, имеющим собственное эстетическое значение. Однако в среде представителей более молодого поколения художников о методе профессора-академиста Чистякова имели смутное представление и часто заблуждались (например, Александр Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич), считал, что эта система основана «на каком-то механическом неосознанном срисовывании видимости»). Далее Чистяков полностью посвящает себя Академии художеств, становится преподавателем и привносит свои взгляды на живопись в массы и непосредственно своим учениках, которые как и специалисты того времени начинают понимать, что система обучения начинает себя изживать, а Павел Петрович искусно преодолевает ее, аргументируя недееспособность старой: «Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте её сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что... Всё, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает. Нужно жить, шевелиться, хотя на одном месте, да шевелиться». Так он образовывает так называемую свою школу «чистяковцев», которых он обучает своим методом «поиска таланта»: если он видел, что в человеке есть искра, незамедлительно начинал развивать ее, но не рутинных уроках, а с помощью индивидуальных занятий уже в своей мастерской.

 

 


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!