Музыкальность в исследованиях Б.Теплова
(1947 г - «Психология музыкальных способностей», закончил Московскую консерваторию с золотой медалью)
Теплов выделил категорию одаренности с общими психологическими особенностями (внимание, память, воображение) и специальными компонентами музыкальной одаренности, которые он назвал музыкальными особенностями, их качественное сочетание – музыкальностью.
Центральным параметром Теплов назвал способность, без которой музыкальная деятельность невозможна. - эмоциональная отзывчивость на музыку.
Музыкальность | |
Основные музыкальные способности (без них деятельность невозможна) | Неосновные музыкальные способности важны для отдельных видов музыкальной деятельности |
1. Ладовое чувство (эмоциональное переживание отношений между звуками, тяготение тонов) 2. Способность к слуховому представлению мелодии (умение воспроизводить мелодию) – звуковысотный слух 3. Чувство метроритма (ощущение равномерности, подчиненное художественным задачам) 1+2+3 = сенсорные способности (чувственные) | 1. абсолютный слух 2. Тембровый слух 3. динамический слух |
. Музыкальная память зависит от сенсорных способностей и является проявлением памяти вообще.
Основные идеи.
1. Музыкальные способности существуют только в развитии
2. Существует качественный подход к музыкальности – она может быть врожденной (Шопен). Существуют природные задатки и анатомо-физиологические предпосылки способностей.
|
|
На развитие ребенка влияет музыкальный социум. В системе музыкальности есть явление компенсаторики (развит звуковысотный слух, а метроритмическое чувство – в меньшей степени).
Исследования Теплова продолжил Н.Голубева, Т. Русалова, А.Зак.
Музыкальные способности «по Заку».
Элементарный уровень | Средний уровень | Высший уровень |
1. высота звуков 2. громкость 3. тембр 4. длительность звуков 5. музыкально-слуховые ощущения 6. врожденные способности | Определение, запоминание звукорядов, интервалов, аккордов, сочетание тембров, длительности звуков; Музыкально-слуховое восприятие, память, воображение (Моцарт) | Мышление: интонационное, музыковедческое, теоретическое, исполнительское, гармоническое |
Способный – талантливый – гениальный
Тембр – в 2-3 месяца ребенок различает на перцептивном уровне, в 2-3 года - можно развивать через игры.
Метроритмическое чувство
Теплов – проявление в 9 месяцев
Бентли – сначала телесные движения под музыку беспорядочные, затем совпадают с пульсом музыки.
Ильина 2,5 – года ребенок может воспроизводить ритм, 3-5 лет – ритмическую канву песни.
|
|
Тарасова – до 2 лет хорошо воспринимает быстрый темп, 3х лет – средний темп, 6-7 лет – медленный темп, 4 года – узнают мелодию, 4-7 лет – воспроизведение мелодии. Чувство лада – различают с 4 лет (dur, moll). Обучение с 6-7 лет. Репродуктивный компонент, мелодичность слуха – 4- 7 лет.
Левое полушарие – мышление
0-1 г. младенчество, 3 г. – кризис, 7 лет – система социальных отношений, 7-10 лет – развитие мышления, подросток – бурное развитие.
Правое полушарие – внутриутробное развитие, интуиция.
Раздел II. Общие вопросы музыкального обучения на сольфеджио.
Тема 1. Системы преподавания сольфеджио, хорового сольфеджио.
План ответа.
1. Интервальная система.
2. «До-дека» метод.
3. Ступеневые, графические системы.
4. Относительная ладовая сольмизация.
5. Абсолютные ладотональные системы, ладогармонические системы.
6. Инициирование работы с детьми в различных системах.
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!