Наглядно-действенное мышление



Мышление рождается из действия.В процессе манипулирования с предметами ребёнок решает различные мыслительные задачи.Позже в качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления.Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления.Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребёнку соединять детали разных образов.придумывая новые.фантастические объекты или явления.Например.сказочное животное.

Психологические качества, лежащие в основе фантазирования:

-чёткое и ясное представление образов предметов; -хорошая зрительная и слуховая память, позваляющая длительное время удерживать в сознании образ-представление; -способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей; -способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки.неопределённые образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.

Одним из направлений развития наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов.Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далёкие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинное мышление

Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением её в более широком теоретическом* контексте.

Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами:ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребёнок научается управлять своим мышлением:ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез.Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления.

Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности.используют различные методы и приёмы:

-приём образного сравнения(аналогии) -метод мозгового штурмакомбинированного анализа. -метод Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределённые, проблемные ситуации,называют эвристическим.Оно формируется к 12-14 годам Используется при решении нестандартных заданий.

Эвристическое мышление Современное обучение предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ученику. На уроках изобразительного искусства и художественного труда широко используются такие приёмы:

- дорисуй недостающие части; -работа с шаблонами; -составь целое из частей;

- работа в группах; -работа в парах и др.

Литература:

А. Э. Симановский "Развитие творческих способностей " Минц, Юсов "Изобразительное искусство в начальных классах".

23.Диагностика. Развитие творческих способностей. Дифференциация и индивидуализация обучения. Методика проведения ИЗО тестов.

Педагог должен хорошо знать художественные склонности и интересы каждого из своих учеников и всячески поощрять их; применять различные методы и приёмы воспитания и обучения детей в зависимости от их подготовки, способностей, темперамента. Это способствует всесторонне развивать личность школьника. Очень важно находить индивидуальный подход к каждому ученику.

Художественные способности могут быть рассмотрены на трех уровнях:

1. Эстетическое отношение к жизни (уровень зарождения художественных замыслов).

2. Уровень воображения (идейно-эмоциональное содержание образа).

3. Уровень воплощения замысла (осуществление замысла средствами живописи, скульптуры, поэзии, танца и т.д.).

В дошкольном возрасте дети часто не получают должной графической подготовки и их графическое «образование» начинается в школе. Отсюда возникает необходимость изучить, проанализировать рисунки шестилеток и сделать на основе этого выводы.

Существует определённая система тестов, которые дают возможность осознанно и дифференцированно подойти к графической подготовке шестилеток. Рисунки-тесты чередуются с упражнениями (развивающими, подготовительными, проверочными.)

Основные критерии оценки рисунков:

· правильность формы, конструкции,

· размер рисунка,

· количество элементов,

· распределение,

· реалистичность,

· декоративность,

· уверенная графика,

· многоцветность.

Изучая рисунки, сравнивая их, можно быстро и точно определить графическую подготовку каждого первоклассника, а значит и склонности детей к обучению.

Рисунки и упражнения оп изобразительному искусству развивают

· графическую подготовку,

· внимание, наблюдательность, зрительную память,

· логику, настойчивость, самостоятельность,

· навыки работы с красками,

· фантазию, творчество,

· интерес к изобразительному искусству, эмоциональность в процессе творчества,

· коллективизм, коммуникативность.

В системе эстетического развития младших школьников большое значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Одной из задач учителя является то, что он должен как можно лучше узнать ребенка, раскрыть его индивидуальность, личность, способности. Для этого используются комплексные тесты. Например

1. фигура человека, дерево (ёлка), дом, фантастическое животное;

2. робот, ракета, бабочка, цветок;

3. снеговик, машина, велосипед, узор.

Исследования необходимо периодически повторять, чтобы иметь возможность анализировать развитие личности, способности ученика.

КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ.

Сложить лист пополам в форму книжечки и нарисовать 4 рисунка.

1. Нарисуй себя сам и подпиши (10 минут).

2. Нарисуй красивый дом (5 минут).

3. Нарисуй ёлочку (5 минут).

4. Нарисуй фантастическое животное (10 минут).


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!