Тема. Многообразие и мировоззренческая целостность философских учений в средние века и в период Возрождения (2 часа).
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки критики ценностей античного мировоззрения в период средневековья.
2. Зарождение и становление средневековой философской картины мира.
3. Сущность системообразующего принципа христианского мировоззрения и его трансформация в различных философских средневековых учениях.
4. Задачи, проблемы и специфика их рассмотрения в различные периоды развития средневековой философской мысли.
5. Личность и «Я» в христианской философии – что они для современного человека?
6. Место и роль средневековой философии в истории философской мысли и современных картинах мира.
7. Учение Августина как теоретический фундамент схоластической философии.
8. Философское учение Фомы Аквинского, его интерпретация в философии неотомизма.
9. Роджер Бэкон, Дунс Скотт и Уильям Оккам о соотношении теологии и философии.
10. Изменение социально-экономической жизни Европы 15-16в. Особенности городского образа жизни, появление гражданских свобод, секуляризация культуры.
11. Переход от теоцентризма к антропоцентризму в возрожденческой философии. Обоснование творческой сущности человека. Эстетическое как доминирующий аспект культуры Ренессанса.
12. Мировоззрение гуманистов (П.Мирандола, М.Фичино, Л.Валла, Э. Роттердамский, М.Монтень, А.Данте, Ф. Петрарка). Обращение к природе, античной мудрости, утверждение идей человеческого достоинства, свободы воли, активной добродетели.
|
|
13. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм и гелиоцентризм (Кузанский, Парацельс, Коперник, Бруно). Возникновение предпосылок для становления инженерного подхода к действительности (Леонардо да Винчи).
Основные понятия: теология, теоцентризм, фидеизм, вера, разум, фатализм, креационизм, теодицея, схоластика, номинализм, реализм, универсалии, концептуализм, томизм, антропоцентризм, пантеизм, деизм, теизм, атеизм.
Великие мыслители: Тертуллиан, Климент, А. Августин, С. Боэций, И. С. Эриугена, П. Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Ф. Аквинский, Д. Скот, У. Оккам, Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Газали, Ибн-Рушд, П. Мирандола, П. Помпонацци, Н. Кузанский, Д. Бруно.
Темы рефератов, научных докладов и сообщений:
1. «Исповедь» Аврелия Августина.
2. Аристотелизм и философский синтез Фомы Аквинского.
3. Средневековая мистика.
4. Начало исламской философии.
5. Философские аспекты суфизма.
6. Европейское Возрождение и античная культура.
7. Ренессанс и становление новоевропейской науки и философии.
8. Философия и наука в творчестве Г. Галилея.
9. Натурфилософия и гелиоцентрическая картина мира.
10. Религия как основа средневекового правового сознания.
11. Антисхоластическая направленность философии гуманизма.
|
|
12. Гуманистическая концепция человека в философии Возрождения.
13. Соотношение божественного и человеческого в философии Возрождения.
14. Пантеизм как философское обоснование религиозного свободомыслия и активности индивида в философии Возрождения.
15. Николай Кузанский об ученом незнании.
16. Специфика решения проблем теории познания в философии Возрождения.
17. Этика Э. Роттердамского и Лютера.
18. «Религия разума» и пантеистический атеизм Дж. Бруно.
19. Концепция гуманистического индивидуализма М. Монтеня.
20. Коперник и революция в космологии.
21. Николло Макиавелли об идеологии централизованного государства
Вопросы для самопроверки:
- Каковы философские истоки монотеизма? Каковы философские истоки теоцентризма? Имеет ли креационизм научное обоснование?
- Почему философия в средневековье получила прозвище «служанки богословия»?
- Спор об универсалиях, в чем его философский смысл? Какая позиция более приемлема? Почему и поныне не утихает спор между номиналистами и реалистами?
- Онтологическое доказательство бытия божия Ансельма Кентерберийского. Доказательства Фомы Аквинского. Кажутся ли вам они убедительными?
- Чьими усилиями была установлена гармония веры и разума? Возможна ли такая гармония сегодня?
- Чем арабояэычная философия отличается от христианской апологетики?
- Объясните содержание теории «эманации» арабских мыслителей, теории «двойственной истины».
- Проблема бессмертия души. Как она решалась Ибн-Рушдом?
- Почему XV - XVI века европейской истории называют эпохой Возрождения?
- Кто и как обосновывал свободу и достоинство человека в эпоху Возрождения? Почему мировоззрение эпохи Возрождения стало антропоцентрическим?
- Найдите различия в таких понятиях, как теизм, деизм, пантеизм.
Литература:
|
|
1. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005.
- История философии: учебник для вузов/ Под ред.В.П. Кохановского, В.П. Яковлева.- Изд. 5-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2007.
4. История мировой философии. – М.: АСТ, 2007.
- Августин А., Исповедь. М., 1996.
- Августин. О граде Божьем. М., 1994.
- Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.
8. Уильям Оккам. Избранное. – М.: Едиториал УРСС, 2007.
9. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
- Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М.,1986,
11. Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1996.
|
|
12. Курантов А. П., Стяжкин Н. И., Стяжкин Н. И. Уильям Оккам. М., 1978.
13. Левит К. От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении XIX в. – СПб., 2002.
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.
15. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.
16. Реале Дж. Антисерн Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. Спб., 1994.
17. Чанышев A.M. Философия Древнего мира. Изд. 3-е. - М.: Высшая школа, 2003
- Шаймухамбетова Г. Б. Арабояэычная философия средневековья и классическая традиция. -
М.,1979.
19. Штекль А. История средневековой философии. Спб., 1996.
20. Новая философская энциклопедия в 4Т.-М.: Мысль, 2010.
- Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.
Семинар № 4.
Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!