Этапы просвещения семей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников



1) Создание сети просвещения для родителей, цельных курсов или отдельных лекций с привлечением в качестве лекторов православных медиков, педагогов, священнослужителей.

Такие лектории или систематические занятия могут проводиться на базах семейных центров, воскресных школ, педагогических училищ, общеобразовательных школ, вузов.

Тематика лекций может быть посвящена насущным проблемам молодой семьи: оздоровительным программам (подготовке молодых супругов к беременности, родам, уходу за малышом), семейным традициям, русскому традиционному укладу жизни семьи, годовому кругу праздников.

2) Вслед за просветительским этапом в работе с семьей должен идти этап совместной деятельности семей на базе общественных семейных клубов, детских творческих студий, предусматривающий совместные походы, экскурсии, проведение праздников, взаимную помощь семей по уходу за детьми.

3) Завершающий этап в духовно-нравственном просвещении семей – их совместное воцерковление, стремление к созданию церковной общины на благо служения ближним, обществу, отечеству.

В рамках общественных инициатив реализации системы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье необходимо выделить следующие направления:

· просвещение родителей (встречи, лекции, беседы с использованием фото-видео-слайд материалов по тематике интересующей родителей с опорой на духовно-нравственные принципы устроения семьи, создание библиотек (межсемейных, клубных, при храмах);

· действенное приобщение детей дошкольников к культурным традициям русского народа (народным сказкам, рукоделию, отечественному героическому эпосу, житийным повествованиям, истории святых и достопримечательных мест родного края);

· организация предметной среды игрового пространства в домах и семейных клубах (использование традиционных народных игр, русской народной игрушки, игрушек самоделок, выполненных в традиционном ключе);

· содействие организации совместной детско-родительской деятельности:

жизни семей в ритме годовых церковных и светских праздников,

подготовке и проведении домашних праздников церковного и светского календаря (обращение к истинному смыслу христианских праздников, отделение его от обрядового, магического, языческого).

Среди возможных форм катехизации можно выделить раздельные и совместные занятия детей и родителей, знакомство с евангельскими и библейскими повествованиями через произведения мировой культуры и искусства.

Духовно-нравственное воспитание в государственном,

муниципальном (светском) дошкольном образовательном

учреждении

Основными задачами духовно-нравственного воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является

– профессионально педагогическая помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традиционной духовной культуре,

– воспитание у детей навыков доброжелательного поведения, чуткости, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств,

– формирование гражданского самосознания и любви к Родине, русскому народу,

– развития начал, исторического сознания, ощущения причастности к прошлому и будущему своего отечества.

Данная концепция призывает к поиску и обретению нравственных и духовных оснований воспитания на традиционных для России началах, в котором нуждаются все дети, независимо от типа воспитательно-образовательных учреждений, которые они посещают.

Содержательный блок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходимо включить во все комплексные программы дошкольного воспитания и образования, интегрировав содержания духовно-нравственное содержание в разделы по эстетическому, интеллектуальному, физическому развитию ребенка. Особенно необходимо отметить взаимосвязь духовно-нравственного и трудового воспитания с целью содействия формированию у детей отношения к сознательному труду как к добродетели, жизненной необходимости, содействия обретению детьми потребности в нем.

Ведущим принципом в работе дошкольного образровательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

В последние годы в образовательной среде разрабатывается идея создания образовательных учреждений со статусом национальных детских садов с этнокультурным компонентом.

Целью этих воспитательно-образовательных учреждений является подготовка духовно воспитанных, культурных и образованных граждан отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многонациональную культуру России и других стран на основе осознания внутрикультурных исторических корней и связей.

В дошкольном образовательном учреждении с этноокультурным русским компонентом образования возможно вплотную подойти к решению сложной задачи: формирования уклада жизни, соответствующего духовно-нравственными традициями русского народа, традициями православной педагогики.

Среди ключевых понятий, на которых базируется концепция образовательного учреждения с этнокультурным русским компонентом образования можно выделить следующие: э тнос, нация, национальность, патриотизм, Родина, русская культура, национальное воспитание, национальный детский сад.

Определяя понятие “ национальность”, русский философ И.А. Ильин указывает:

“... национальность человека определяется не его произволом, а укладом его инстинкта и его творческого акта,... и больше всего, укладом его бессознательной духовности. Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь “знать” и “понимать”; как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, – скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын. И все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного.

А этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего – в детстве. Воспитание есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов”. (Ильин И.А. “О национальном воспитании” // И.А. Ильин “Путь к очевидности”, М., 1993, С. 237).

В содержании образования учреждения с этнокультурным компонентом наиболее полно представлено богатство национальной культуры, уклада жизни народа, его традиций, социальных норм поведения, духовных целей и ценностей. Кроме того этнокультурный компонент предполагает обеспечение равноправия культурного диалога представителям различных национальностей. При освоении этнокультурного содержания образования обеспечивается возможность личностной самоидентификации воспитанника как представителя той или иной национальной культуры и традиции; создание условий для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением.

Стержнем этнокультурного русского компонента образования, как уже отмечалось, является православное Христианство как культурообразующая для России религия. Предполагается, что жизнь детского сада с этнокультурным русским компонентом в образовании будет строиться в соответствии с гражданским, природным и православным церковным календарем. А предметно-развивающая среда – в соответствии с этико-эстетической традицией русской православной культуры.

Задачами государственного, муниципального образовательного учреждения, получившего статус ДОУ с этнокультурным русским компонентом образования является

· формирование уклада жизни дошкольного учреждения в соответствии с духовно-нравственными традициями русского народа, традициями православной педагогики,

· приоритет духовно-нравственного, патриотического, национального воспитания детей,

· содействие развитию у детей начал исторического сознания, гражданского самосознания, ощущения причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, осознанного благоговейного отношения к русской святости и русским святыням,

· ориентация содержания образования на углубленное изучение основ отечественной культуры, отечественной истории (в первую очередь культуры и истории своего края);

· ориентация на ознакомление дошкольников с русской словесностью во всем ее многообразии, с народным искусством, традиционными видами рукоделия.

Функционирование ДОУ с этнокультурным компонентом образования предполагает дополнительную просветительскую и методическую работу со всеми сотрудниками ДОУ, а также просвещение родителей воспитанников по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого в культуре, жизни семьи и образовательного учреждения.

Основные содержательные (тематические) разделы по

духовно-нравственному воспитанию дошкольников в

государственном, муниципальном дошкольном

образовательном учреждении:

В содержании духовно-нравственного воспитания и образования детей в государственных, муниципальных (светских) дошкольных образовательных учреждениях целесообразно выделить следующие разделы:

1. Семейно-бытовая культура,

2. Наше Отечество.

3. Основы православной культуры,

4. Мир вокруг.

Кратко обозначим задачи и содержание этих разделов.

 

 

1. Семейно-бытовая культура

Задачи:

воспитание уважения, милосердного отношения к ближним, понимания своего места в семье и деятельного участия в домашних делах, ориентации на мужественный и женственный эталоны поведения.

Содержание:

знакомство с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной российской семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних забот и трудов.

Наше Отечество

Задачи:

воспитание патриотизма, чувства причастности к историческому прошлому и настоящему Родины, потребности в сознательном труде и служении на благо Отечества,

знакомство с историческим прошлым и настоящим русского государства.

Содержание:

знакомство с героическим эпосом русского народа, важнейшими вехами истории Отечества, русского государства, с государственными символами, жизнью русских героев, святых подвижников, великих полководцев, досточтимых людей земли русской. Знакомство с главными отечественными святынями, в первую очередь святынями и памятными местами родного края.

2. Основы православной культуры.

Задачи:

показать культурообразующую роль Православия для России, раскрыть духовные основы отечественной культуры, познакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из истории христианства (жизнь Иисуса Христа, труды апостолов, фрагменты из житий чтимых святых), дать представление о Заповедях Божиих как основе нравственной жизни.

Воспитывать желание подражать благим образцам, жить по совести.

Способствовать формированию уклада жизни дошкольного образовательного учреждения в соответствии с гражданским, природным и церковным календарем.

Содержание:

знакомство с миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, честь, совесть, и др.) посредством произведений искусства (устное народное творчество, литература, музыка, иконопись, архитектура, живопись) и обращения к повседневному опыту,

знакомство детей с Евангелием, главными событиями жизни Иисуса Христа, Библейскими и Евангельскими Заповедями доброй жизни, соблюдением этих Заповедей святыми разных времен, опасными последствиями нарушения Заповедей Божиих,

подготовка и проведение с активным участием детей и родителей календарных праздников, раскрытие их подлинного жизненного смысла.

3. Мир вокруг

Задачи:

открыть детям путь к познанию Творца через знакомство с окружающим миром, способствовать становлению творческой личности ребенка, как создателя и преобразователя, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Содержание:

знакомство с рукотворным и нерукотворным в мире.

 

Формы организации духовно-нравственного воспитания и

образования в светских дошкольных образовательных

учреждениях

Следует отметить, что в организации работы по духовно-нравственному воспитанию особенно важно использовать активные формы различных видов деятельности:

организацию совместного проживания событий взрослыми и детьми,

занятия с использовнаие активных методов обучения,

игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические),

тематические беседы на диалоговой основе,

интерактивные экскурсии,

рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей в одновозрастных и разновозрастных группах,

просмотр слайдфильмов, видеофильмов и использование других технических средств обучения,

семейные праздники, досуги, благотворительные акции.

Церковное духовно-нравственное воспитание

дошкольников

Учитывая тот факт, что большинство приходов Русской православной церкви на сегодняшний день развернули воспитательно-образовательную деятельность, открыв воскресные школы, организуя детские праздники, семейные паломничества, летние поселения, целесообразно особый раздел Концепции посвятить церковному духовно-нравственному воспитанию, выделив в нем особо работу с детьми дошкольного возраста.

Основные понятия с точки зрения православной педагогики

Вос-питание – питание души человека Благодатию Божией. В отсутствии Благодати душа заболевает и постепенно умирает.

Духовное воспитание – воссоздание общей жизни человека с Богом-Троицей, утраченной после грехопадения прародителей, происходящее при целительном воздействии Благодати Святого Духа.

Нравственное воспитание – содействие процессу самоопределения человека в Боге, формирование у него целостной иерархической структуры личности, постепенно преобразующей прежнее внутреннее устроение и внешний облик человека и приводящей его к обновленному духовному состоянию.

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленная деятельность, связанная с приобщением человека к совместной жизни с Богом-Троицей через воздействие Благодати Святого Духа и постепенным взращиванием цельной структуры личности, нравственно преображающей и обновляющей духовный облик человека.

Определения ключевых понятий показывают, что духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

Цель духовно-нравственного воспитания состоит в духовном обновлении человека, постепенном раскрытии и выявлении творческих ресурсов личности, формирующихся благодаря совместному действию Благодати Святого Духа и внутренней активности личности, обусловленной присутствием Образа Божия в душе человека. Духовно-нравственное воспитание приводит к появлению благоговейной любви к Богу как к Творцу и Создателю мира и человека, имеющему Промыслительное и Отеческое попечение о Своем творении, формированию отношения к себе как чаду Божиему, призванному к участию в деле Спасения мира через принятие Креста Господня, проявлению чувств милосердия и сострадания к ближним, обусловленных восприятием их как духовно близких людей, готовности непосредственно участвовать в созидании семьи как “домашней церкви” и церковной общины как Тела Христова.

Основным принципом духовно-нравственного воспитания христианина являетсяпринцип уподобления Христу как высочайшему идеалу для духовного подражания, ориентируясь на который человек может совершать нравственную работу над собой для того, чтобы образ Божий раскрылся в его душе во всей своей силе и полноте. Понимание и восприятие Святости Господа Иисуса Христа как единственного духовно-нравственного идеала, достойного для подражания человека и научения добродетельной жизни приводит к духовному обновлению человека и формированию у него:

· нравственных христианских чувств (стыда, совести, долга и ответственности, веры, надежды и любви),

· нравственной христианской позиции (самоотверженной любви, готовности к подвигу и несению жизненного креста),

· нравственного христианского облика (кротости, смирения, терпения, милосердия, миротворчества, незлобивости и способности прощать обиды, стойкости и мужества в гонениях и поношениях),

· нравственного христианского поведения (готовности к служению Богу и людям, проявлению духовного рассуждения и послушания, бесстрастного и волевого действия).

Основным средство христианского духовно-нравственного воспитания является создание духовно обновляющей и формирующей личность среды, в которой закладывается правильная иерархия ценностей жизни человека и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности как христианина. В созиданию данной среды способствуют три группы факторов:

I. возможность участия в богослужениях и церковных таинствах, очищающих сердце человека и приобщающих к действию Благодати Божией, а также дающих возможность лично соприкоснуться со спасительным церковным опытом богопознания и Богообщения, духовного наставничества и пастырского попечения;

II. возможность получать необходимые для участия в деле спасения духовные знания, умения, навыки;

III. возможность приобретать личный опыт христианской жизни в семье и церковной общине, за счет которого постепенно формируется новый нравственный облик человека и его служение в церкви и в миру.

Святая Церковь издавна именуется “училищем благочестия”, т.к. она хранит в себе спасительный опыт преодоления греха и приобретения добродетелей. Церковь несет в себе таинственный опыт богочеловеческого общения, возникающий на основе согласования воли человеческой и воли Божией при посредничестве Благодати Святого Духа. Таинства Церкви открывают человеку возможность войти в контекст этого мистического опыта и стяжать личное благодатное сокровище, собрать “Духовный жемчуг”. Господь дарует пастырям Церкви опыт духовного “уловления” душ человеческих, соприкосновение с которым обогащает человека переживанием радостного и ненасильственного, постепенного приобщения к исполнению Заповедей Христовых.

Церковная Воскресная школа открывает человеку возможность получения систематических духовных знаний, умений и навыков, необходимых для построения “программы личного Спасения”, духовного и нравственного обновления своей личности. Преподаватели церковных воскресных школ продолжают дело пастырского попечения о человеческих душах и поэтому в их работе невозможно авторитарное воздействие на учащихся-воспитанников. Духовно-пастырское и педагогическое влияние на воспитанников в церковных школах должны быть едины по духу и по составу значимых содержательных компонентов. Главными из них являются:

· смирение педагога перед несовершенством личности воспитанников, готовность проявить милость и снисхождение по отношению к духовно немощным учащимся, не ожидать быстрых результатов и избавиться от стремления форсировать процесс их нравственного и духовного обновления;

· способность устанавливать теплые, сердечные и доверительные отношения с воспитанниками, готовность к общению с ними, диалогу и сотрудничеству;

· способность совершать “водительство” ко Христу, не просто духовно назидать, но делиться своим личным духовным и жизненным опытом, прежде всего опытом борьбы и преодоления греховных наклонностей, опытом “исповедничества” и “трудничества” ради Христа, готовность духовно просвещать и деятельно заботиться о своих воспитанниках;

· готовность предоставить воспитанникам необходимую самостоятельность в построении “программы личного Спасения” и стремление избавиться от желания навязывать им сове понимание жизненно важных задач.

Семья, содействующая духовно-нравственному воспитанию христианина, понимается как малая, домашняя церковь. Первоначально именно семья была для ребенка Школой: школой любви, школой свободы, школой верного авторитета и школой практической жизни в миру, ведения хозяйства и организации бытовой жизни. Именно в христианской семье происходила опытная проверка жизненности приобретенного духовного опыта Церкви и полученных духовных знаний, а также их закрепление в навыках и умениях. Если бы семья сохранила свои прежние воспитательные функции и осталась бы подлинной Домашней Церковью, педагоги церковных школ могли бы ограничиться преподаванием Закона Божия, но в нынешних условиях разрушения и распада семьи это уже невозможно. Практические задачи духовно-нравственного воспитания детей теперь распределяются между родителями и педагогами следующим образом:

родители по-прежнему несут полноту ответственности за нравственное развитие ребенка, а педагоги им деятельно помогают установить с ребенком необходимый контакт, исправить порочные наклонности и применить полезные педагогические приемы. Педагоги также содействуют подбору душеполезной литературы и предметной среды, содействующей духовному росту ребенка.

Результаты духовно-нравственного воспитания выражаются в ощущении личной включенности в жизнь Божию, жизнь общества и окружающего мира. Духовно и нравственно развитый ребенок живет с ощущением своей духовной “сопричастности” с жизнью и ритмом окружающей его действительности, он имеет живой интерес к происходящим событиям, искренние и добрые чувства по отношению к окружающим людям, сердечно устремление к Богу, а также чувство ответственности за свои действия, слова и мысли.

 

 

Духовно-нравственное воспитание

в церковном конфессиональном

дошкольном образовательном учреждении.

 

Краткое обозначим особенности содержания и методики духовно-нравственного воспитания детей в церковных дошкольных образовательных учреждениях и православных группах, организуемых силами церковных приходов на базе государственных и муниципальных ДОУ.

Православное воспитание в церковном дошкольном образовательном учреждении имеет целью:

– пробуждение личности ребенка, сердечного устремления ее к Богу;

– воспитание у детей чувства благоговения перед святыней, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру – Божиему творению;

– содействие умственному и физическому развитию ребенка, раскрытию его творческих способностей.

Воспитательно-образовательную работу в церковном ДОУ целесообразнее всего организовывать на традиционной основе деления дошкольников по возрастным группам: младший (3 – 4 года), средний (4 – 5 лет) и старший (5 – 6 лет) дошкольный возраст, для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовные, познавательные и телесные возможности, особенности общения со взрослыми и сверстниками. В ряде моментов жизни дошкольного учреждения возможно сочетание традиционных форм работы с разновозрастными.

За основу в работе с детьми в православных детских садах могут быть взяты комплексные программы дошкольного образования, рекомендованные Министерством Образования Российской Федерации, с условием дополнения этих программ разделом по духовно-нравственному, религиозному воспитанию.

В содержании духовно-нравственного воспитания и образования в церковных ДОУ целесообразно выделение следующих тематических блоков:

– Ребенок и его окружение;

– Бог – Творец мира;

– Молитва – общение с Богом;

– Церковь – дом Божий;

– Новый Завет – жизнь Иисуса Христа;

– Священная история Ветхого Завета;

– Божьи Заповеди;

– Церковные праздники;

– Жития святых;

– Дни Ангела детей.

Особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь православного детского сада так, чтобы семья и образовательное учреждение не заменяли, а дополняли друг друга.

1. Православное воспитания детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!