Рассмотрим следующие важнейшие ценности, провозглашаемые в современном обществе (слева) в сравнении с нормами, общепринятыми в христианской культуре (справа).
Ценность индивидуальной жизни и здоровья:жизнь каждого человека обладает наивысшей ценностью; здоровье, физическое благополучие делает жизнь полноценной; сохранение жизни и здоровья — достойная цель существования человека; лишение их — преступление, повод для вмешательства публичной власти. | Спасение души и вечная жизнь обладают наивысшей ценностью; только они — достойная цель существования человека; ради их достижения допустимо принесение в жертву как своих, так и чужих жизни и здоровья; воспрепятствование спасению души — грех и преступление. |
Ценность благосостояния:материальное благосостояние, возможность удовлетворять все желания, не противоречащие сохранению своих и чужих жизни и здоровья, достойны человека; каждому члену общества должна быть предоставлена возможность достичь благосостояния, а тем, кто по не зависящим от него причинам не может этого достичь, общество обеспечивает общепризнанный минимально допустимый уровень достатка; сознательное причинение ущерба чьему-либо благосостоянию — преступление. | Материальное благосостояние достойно человека, если не препятствует спасению души; чрезмерное усердие в достижении благосостояния (стяжании благ) — грех, несовместимый со спасением души; самоограничение в материальных благах (как форма аскетизма) — добродетель. |
Ценность свободы личности:личность человека является самодовлеющей ценностью; все проявления личности, не идущие вразрез с проявлениями личности других («социально приемлемые»), имеют право на существование, не могут быть поводом для неодобрения; воспрепятствование таким проявлениям предосудительно и может быть признано преступлением. | Только те проявления личности, которые ведут к спасению души, достойны человека (добродетельны); добродетелью является также сдерживание всех иных проявлений личности; допускать иные проявления личности (своеволие), значит, поддаваться соблазну, ведущему к греху; признавая слабость человеческой природы, такие проявления личности следует не осуждать, а исправлять путём поучения. |
Толерантность: поведение, высказывания и иные проявления личности или группы допустимы, пока остаются социально приемлемыми; их неодобрение или проявление неуважения к этим личностям и группам — социально неприемлемо и может быть признано преступлением. | Несоблюдение христианских норм поведения в христианском обществе недопустимо и заслуживает открытого осуждения; демонстративное пренебрежение к этим нормам может быть признано преступлением; следует обличать обычаи сообществ, не соответствующие христианским нормам, и побуждать членов таких сообществ к исправлению всеми доступными средствами. |
|
|
Мог бы привести такие же сопоставления и с фундаментальными нравственными основами жизни иудаизма, ислама и буддизма — с тем же превосходным результатом.
|
|
Даже беглое сопоставление приведённых формулировок указывает на то, что прокламируя приверженность к этим ценностям, современное общество заявляет о состоявшемся или предстоящем разрыве с историческими основаниями собственной цивилизации.
Впрочем, от общества, заменившего традиционные основания нравственности аморфной «светской религией», иного трудно было бы ожидать.
Этот вызов обращён уже к каждому из нас: сможем ли мы пред его лицом сохранить не только национальное, но даже человеческое достоинство?
Сохранение собственной культурной и цивилизационной идентичности предполагает сохранение всей своей цивилизации. Это — задача не для государства только, правящего класса или отдельных интеллектуалов. С ней может справиться только нация в целом, народ, а не население. И сделать это может единственно такой народ, для которого солидарность — не пустой звук и не исторический пережиток, а главная непреходящая Ценность.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!