Денормирование повседневной жизни



Само по себе постепенное освобождение повседневной жизни от тех или иных норм является процессом, характерным для развития западной цивилизации в Новое и Новейшее время.

Преодоление ряда норм, регламентирующих религиозную жизнь общества, было сутью Реформации5. Демонстративный отказ от ряда общепринятых норм поведения, этикета, морали — «либертинаж» — получил широкое распространение в эпоху Просвещения. Отказ от норм поведения, выражавших сословные различия, распространение так называемого «естественного поведения»6 стало одним из результатов Великой французской революции. К той же эпохе относится и появление «свободомыслия» — провозглашаемого права на отказ от продиктованных традицией взглядов и мнений. Это, по существу, была заявка на свободу самостоятельного выбора «картины мира»7. Развивались также политические свободы, что выражалось в сокращении объёма норм, ограничивающих политическую и общественную деятельность людей.

Всё это заставляет многих считать последовательную либерализацию всех сторон жизни людей отличительной чертой европейской («западной») цивилизации. Безотносительно к тому, отражает ли это утверждение какую-то действительность или является идеологемой, наличие в нашей истории как этого мнения, так и самих явлений, на которых оно основывается, содействовало процессам, описываемым ниже.

Перелом в развитии этих процессов наступил в начале 60-х годов ХХ века, когда окончательно сформировалась модель экономики, основанной на экстенсивном потреблении8.

Этот перелом был связан с появлением так называемой субкультуры хиппи. Субкультуры существовали и существуют в рамках любых культур. Тем не менее в западной культуре до середины ХХ века они были почти исключительно привязаны к региональным, конфессиональным и сословным рамкам.

Беспрецедентность субкультуры хиппи состояла в том, что она была надстроена над определёнными течениями «массовой культуры» и приобрела массовое распространение, интернациональный характер и высокую степень унификации благодаря СМИ — основному средству распространения масскульта. Появление повального спроса на музыкальные записи, атрибутику и аксессуары принадлежности к ней встретило адекватную реакцию рынка. В свою очередь, рынок, посредством рекламы и иных присущих ему механизмов, способствовал дальнейшему распространению субкультуры. В результате произошла «маркетизация» субкультуры хиппи. Огромную роль в этом процессе сыграла приверженность её последователей к наркотикам. Рынок наркотиков в Европе того времени имел весьма скромные масштабы и в отличие от США с его обилием азиатских и латиноамериканских мигрантов, а также последствиями «сухого закона», был слабо криминализован. Поэтому чёрный рынок наркотиков рос синхронно с ростом рядов хиппи.

На фоне студенческих эксцессов конца 60-х миролюбивые хиппи представлялись наименьшим злом. Поэтому в обществе стала формироваться толерантность к носителям этой субкультуры, активно поддержанная рыночными силами, заинтересованными в соответствующих рынках.

Среди явлений, порождённых субкультурой хиппи, следует особо остановиться на одном — либерализации норм, регулирующих отношения между полами, получившей название «сексуальной революции». Безотносительно к другим содействующим факторам, отрыв хиппи от семейной среды и склонность к образованию «коммун» для совместного проживания привели к распространению в их среде весьма свободных нравов. Процессы маркетизации не могли пройти мимо столь экзотической особенности: эротические образы стали всё более широко и откровенно использоваться в рекламе.

Это имело далеко идущие последствия. Наступила эра сознательного увеличения значения бессознательного выбора в потребительском поведении. Параллельно свобода сексуальных отношений начала восприниматься как социально приемлемая форма поведения.

Главные итоги появления и распространения движения хиппи:

— ряд норм, ограничивающих поведение людей в повседневной жизни, был исключён из числа общепринятых и общеобязательных. Было признано, что может существовать сообщество людей, систематически не придерживающихся этих норм. Среди этих норм были и имеющие первостепенное значение: регуляторы сексуальной жизни и ограничения на употребление наркотиков;

— был сделан первый шаг к превращению толерантности из элитарной «масонской добродетели» в универсальную ценность. Последующие шаги на наших глазах привели к безграничной толерантности;


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!