Правила игры устанавливаются в первом же разговоре (телефонном)



взрослого героя с матерью:

— Алексей? Ты нездоров?

— Ничего. Ангина, наверное. Я тебя только что во сне видел. Как будто я ма-

ленький. Кстати, когда от нас отец ушел? В тридцать шестом или тридцать седь-

мом?

— Ну, во-первых, в тридцать пятом...

— А когда сарай горел?

— Все тогда же, в тридцать пятом. Ты знаешь, Лиза умерла.

— Какая Лиза?

—» Ну, Лизавета Павловна. Мы с ней в типографии работали, на Серпуховке.

— А когда?

— В семь часов.

— А сейчас сколько?

— Около шести.

— Утра?

— Что ты, вечера.

156

Глава первая. Фабульно-эмпирический хронотоп

Этот диалог разбалансирован во времени. Герой не знает, утро сейчас или

Вечер. Временные координаты он устанавливает не абсолютно—привязкой

События к времени, а относительно—привязкой одного события к другому

(«отец ушел» — «сарай горел»). События живы для него не датировками, а

внутренней значимостью. М. Бахтин отмечал, что это «фантастическая ло-

гика сна», использованная Достоевским: «Перескакиваешь через простран-

Ство и время и через законы бытия и рассудка и останавливаешься лишь на

точках, о которых грезит сердце»41. И наоборот, точное время, структурируя

физическую сторону событий, как будто отнимает жизнь («Лиза умерла в

семь часов»). Такое же инфернальное значение придавал времени Ф.М. До-


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!