Из аннотации к пластинке: Г. Канчели. Оплаканные ветром. - Мелодия, 1991. А 10 00777006



...Это сочинение одновременно сложное и простое,но нигде не становящееся вторичным,уже сказанным. Мы как бы ощущаем взаимодействие трех слоев времени: времени метрически-драматического (неожиданные,внезапно оживающие вспышки истории),времени внеметрически-вечного (парящего,как облака возвышенной низменности) и времени суммирующе-итогового (где острова вечной драмы человечества и вечное пространство ее

низменного успокоения находят лично-надличностное,субъективно-объективное разрешение).

Такое ощущение формы,при всей своей новизне,воспринимается как объективное и глубоко убеждает - мы мгновенно ощущаем его как вечно уже существовавшее,но почему-то никем до Канчели не замеченное. Тут теряют свой смысл все прежние рассуждения о форме и динамике,о традиционном и небывалом; все это предстает в новом свете,и мы еще долго будем осознавать всю неизобретенную новизну этого удивительного композитора...

А.Ш. Насчет однообразия: я к этому отношусь спокойно. Вспомни,что писалось о мазурках Шопена,вообще о Шопене. Что это композитор,оставшийся таким же,как и двадцать лет назад. То есть,если взять первую и последнюю мазурки,то это якобы одно и то же. Современникам хочется,чтобы все время было бы что-то неожиданное. А для меня то,что делает Канчели - пусть как бы и не развивается в традиционном смысле,- но все равно по-своему полнокровно. Это другое - в сравнении с тем,что делает Сильвестров,- другое в сравнении с кем угодно. И даже то,что в его симфониях есть влияние киномузыки,- это не минус. Это - его стиль,его специфика. Сегодня - это киномузыка,а сто пятьдесят лет назад - вальсы. Время всегда сообщает композитору - кроме свойств,вне этого времени лежащих,- еще и свойства,этим временем продиктованные. Если бы Веберн родился не в свое время,а на семьдесят лет раньше,он,наверное,был бы похож на Шопена.

- Какие сочинения Софии Губайдулиной тебе особенно близки?

А.Ш. Я очень люблю Offertorium (Скрипичный концерт). В нем есть поразительный прорыв - из сферы магического волхвования в сферу религиозного воздействия.

- Значит,ты воспринимаешь музыку Губайдулиной в символическом плане?

А.Ш. Это сочинение - во всяком случае. Я не знаю его программы. Но то,что эта программа несомненно имеет отношение к Евангелию,- это факт,это читается. И,как во многих случаях,когда человек “прислоняется” к этой теме,он вырастает невероятно. Сама тема его поднимает.

- Случалось ли вам с Губайдулиной говорить об этом?

А.Ш. Мало,к сожалению,причем я сам в этом виноват: Соня на все разговоры шла. Контактов у меня с нею было маловато. В последний раз по-настоящему - несколько лет назад,когда мы в одно время оказались в Рузе летом,в августе. А с тех пор - только урывками,небольшие разговоры...

К.Г. Юнг считает,что у мужчин -женская душа (анима),а у женщин -мужская (анимус). Не знаю,как быть с первым,второе же вне сомнений: это подтверждают примеры и из истории искусства,и из недавнего прошлого (например,Ахматова или Юдина). Один из примеров в настоящем - С. Губайдулина. В наше время (да и во все предыдущие) проблемы творчества неизбежно являются проблемами моральными: становление,утверждение и сохранение творческой индивидуальности связаны с ежедневным решением вопроса “быть или не быть”,ежедневным выбором пути - направо,налево или посередине,ежедневной внутренней борьбой не только между разнородными понятиями (например,между искренностью и формой),но и между подлинными понятиями и их оборотнями (например,между искренностью и болтливостью,формой и схемой). Эта борьба требует мужества; победы и поражения не всегда видны окружающим - последние видят в художественном результате лишь то,что победило,и могут не догадываться о том,что могло победить,но погибло. Уже в самых первых произведениях Губайдулиной поражает удивительная цельность ее творческого лица - свидетельствующая о своеобразном внутреннем мире и непреклонной художнической воле. Проделанная ею стилистическая эволюция экспрессивно заострила ее музыку,но нисколько не изменила ее характера. Сопоставляя два вокальных цикла - Фацелия и Рубайят,разделенные двумя десятилетиями,мы в обоих случаях видим одни и те же достоинства: тонкость вокальной интонации при простоте и некоторой изысканности ее,напряженную экономность фактуры и точную функцию каждого звука,а также неизменно пронизывающую ее сочинения незримую нить смыслового и формального единства. Непреклонный максимализм вынуждает ее долго и тщательно отделывать мельчайшие детали,что однако приводит не к поверхностному изяществу,а к строгому аскетизму. Цельны и бескомпромиссные ее музыка и ее жизнь: неспособность к соглашательству как в творчестве,так и в практической жизни,предельная требовательность к себе -сочетаются с благожелательностью и деятельной добротой в отношениях с людьми,широтой взглядов и терпимостью к “чужому” музыкальному миру и языку.

Конец 1970 -х г.

Преобладание таинственного - это все более становится не только ее сутью,но и профессиональным качеством. Она -непонятное,и потому - явление. И притом - не имеющее аналогий. Может быть,какая-то аналогия есть с Галиной Уствольской и ее музыкой - о ней очень многозначительные и загадочные вещи рассказывают,но я ее не знаю и музыки ее слышал мало. Одно из сочинений очень хвалил Валентин Сильвестров - а он мало что хвалит. Он слышал какое-то сочинение Уствольской,по-моему,для четырех контрабасов,фортепиано и деревянного ящика -сочинение,по словам Сильвестрова,необычайно аскетическое; при этом ящик не производил какого-то шокирующего впечатления,наоборот -очень серьезное.

- Много ли контактов у тебя с Валентином Сильвестровым?

А.Ш. К сожалению,последние годы их меньше. Я его все реже вижу. У меня ощущение,что его отношение ко мне - заинтересованное,но критическое. Мое же отношение к нему - в основном восхищенное. Мне меньше нравится ранний,послесерийный Сильвестров. А вот Первый струнный квартет -изумительное сочинение! И симфонии - Четвертая, Пятая - производят сильнейшее впечатление. Я вообще считаю его одним" из крупнейших и тончайших композиторов.

- Но ведь эти симфонии - не совсем и симфонии. Можно ли сегодня их воспринимать как симфонии? Мне кажется,что в своей чистоте он находится в некоем замкнутом,закрытом пространстве.

А.Ш. У него симфония повернулась т а к. Если это и не совсем симфония,то качества музыки это не ухудшает. Но,может быть,в чем-то ты и прав. Действительно,человек может игнорировать то,что он оторван от всего,но вместе с тем это не может бесследно для него проходить. У меня ощущение,что Сильвестров,как и многие,чувствует свою оторванность и против воли с нею борется. Эта оторванность - всегда двоякая вещь. Человек,живущий в каком-то бойком месте,например,в Париже,может все время чувствовать себя нервным оттого,что ему покоя не дают,и он должен реагировать и на то,и на это. Но то,что он там живет,даже против воли взбадривает и не дает в этих условиях эаштамповаться или устать. Он должен все время реагировать на всякое новое и должен его отвергать. А человек,который живет в тихом месте и предоставлен сам себе,вроде бы имеет все возможности для развития,но ему не хватает ежедневного камня,который в него кидают. Ему очень нужно,чтобы в него кидали камень!

- Ранние сочинения Сильвестрова - Драма, Трио для флейты, трубы, челесты - были замечательными. Потом наступил период упрощения. Теперь - нечто среднее. Как ты воспринимаешь его музыку сегодня?

А.Ш. Сильвестров нашел выход в такое качество звука,которое не всеми понято,а поэтому и музыка его не всеми понята. Если его Тихие песни исполнять как вообще принято - это невозможно слушать. А когда это исполняется так,как ему нужно,- появляется магия,тихое потрясение или еще что-то,не знаю,как это назвать,- но возникает мир,который уже не кажется стилизацией под Алябьева или разжиженного Чайковского. Такой же мир возникает и в его Струнном квартете.

остлюдии - для скрипки,виолончели,голоса - очень теряют от хорошего,но обычного исполнения - не нащупывается это новое качество звука! А Сильвестров,видимо,не настолько точно это чувствует,чтобы подсказать.

- Может ли такое качество звука представлять постоянную ценность - или это лишь временное,преходящее качество,воспринимаемое только сегодня?

.Ш. Сильвестров - один из тех людей,которые подвергают установлен-

98 Беседы с Альфредом Шнитке

ный взгляд на звук и манеру интонировать большому сомнению,и я надеюсь,что это может привести к пересмотру. В частности,это больше всего касается пения. Но не только пения. Скажем,интонирование на скрипке или виолончели - меняется. Сейчас невозможно слушать записи скрипачей начала века. Это кажется невыносимо пошлым. Невозможно слушать и многих певцов. Ведь Шаляпина невозможно слушать! Или запись Пятой симфонии Бетховена в исполнении Артура Никиша. Как форте - так ускорение,предельно пошло. Это чудовищно,отвратительно!

- Значит,ты считаешь,что отношение к музыке Сильвестрова будет меняться со временем?

А.Ш. Я думаю,что от усвоения качества его музыки сама оценка,отношение к его музыке будут другими. В этой музыке откроется незримый,словами неопределимый спектр...


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!