Потребность во вненаучном познании
Данная потребность встречается не у всех людей. Например, потребность во вненаучном знании проявляется у уфологов, занимающихся изучением неопознанных летающих объектов (НЛО). Потребность во вненаучном познании можно приписать священникам, которые рассматривают существование мира и человечества с духовной точки зрения, а не с научной. Они считают, что все в мире и сам мир появились по воле Бога (теософическая концепция). Однако ученые считают, что мир появился вследствие Большого взрыва. Кто из них прав, выяснить невозможно.
Вненаучное познание можно классифицировать следующим образом:
о ненаучное - понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
о донаучное - выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
О паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах (например, парапсихология) и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;
Ф д^сенаучное — сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;
0 квазинаучное - как правило, внедряющееся методами насилия и принуждения. Оно обычно расцветает в условиях иерар-хизованной науки, где невозможна критика руководителей науки, где жестко проявлен идеологический режим;
|
|
о антинаучное - утопическое и сознательно искажающее представление о действительности; примером этого могут служить действия академика Т.Д. Лысенко, который, исказив учение Н.И. Вавилова, продвигал свое лженаучное исследование и тем самым отбросил развитие генетики на несколько десятилетий назад;
о псевдонаучное — спекулирующее на совокупности популярных «теорий», когда интеллектуальная активность развивается, например, вокруг истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс1.
У наших современников во всем мире возросла потребность познания мира через духовные аспекты; эту потребность можно отнести к специальным потребностям в познании, например потребность познания в эзотерике.
Эзотерика — это мистическое познание мира. В России эзотерика стала популярной сравнительно недавно, после распада СССР. До этого данная наука была доступна небольшому кругу лиц, в основном искусствоведам, археологам, переводчикам с восточных и древнеславянских языков. Литература такого плана издавалась давно, однако в СССР она была запрещена. У человека есть потребность в мистическом познании мира: ему интересно, откуда он произошел, что с ним случится в настоящем и будущем, кто кроме нас живет в этом мире, может ли погибнуть наша цивилизация и когда это может произойти и многие другие мистические вопросы. Однако способность эзотерического понимания мира дана ограниченному числу людей через определенную генетическую программу. Это такая же редкость, как наличие таланта в той или иной области. Поэтому массовой потребности в познании эзотерики нет и в ближайшем будущем не будет, так как в основном люди живут одним Днем и не думают о мистическом будущем, тем более о вечности.
|
|
1 См.: Лешкевич Т.Г., Мирская Л.А. Философия науки: интерпретация забытой традиции. Ростов н/Д, 2000. С. 144-145.
196 Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании 11.7. Потребность в образовании
Структура систем образования в современном мире имеет наряду с национальными традиционными чертами ряд общих характеристик: о гуманистический характер образовательного процесса, его
ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей; о светский характер образования в государственных учебных заведениях всех уровней и всех видов;
о общедоступность и в большинстве стран обязательность массового начального и среднего школьного образования. Понятие образования имеет два значения. Во-первых, образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности. В понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умение критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности человека и общении человека с ему подобными.
|
|
Во-вторых, образование — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта.
Суть образования в том, что оно как идея есть концентрированное выражение и отражение социально-экономических, политических, нравственно-правовых и культурных потребностей общества в образованных и развитых людях, удовлетворяемых специально созданной государственно-общественной системой общеобразовательных и специальных учебных учреждений. Образование относительно стабильно только в своих материальных объектах — учебных зданиях, пособиях, орудиях труда, лабораторном и ином оборудовании, а в остальном образование есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое.
|
|
Внешняя цель образования как социального института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретных историче-
|1.7. Потребность в образовании
ских условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. В современном меняющемся мире, в глобальном информационном пространстве знания, умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильные соответствия истине, реальным вещам, происходящим процессам, качественным преобразованиям. Меняются техника и технология, совершенствуется связь, электроника проникает во все сферы жизни. Современный человек должен быть не просто «держателем» знаний, но их активным творческим пользователем. У человека появляется потребность в необходимости постоянно обновлять свои знания, научиться владеть методами и способами образовательного самосовершенствования, уметь устранять в своем сознании закостеневшие шаблоны и стереотипы привычного мышления и действий. Сегодня жизнь в социуме резко изменилась и среди требований к современной личности на первое место вышел общеразвивающий эффект образования.
Внутренняя целевая направленность образования поэтому заключается не только в овладении прочными знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, но и в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности. Образование и воспитание-органическая целостность и единство. Однако они различны по существу, содержанию, механизмам и не всегда совпадают по конечному результату. Воспитание в своих целях непременно использует содержание и механизмы образования, так же и образование привлекает воспитание в целях повышения качества образования.
Сегодня, когда образование обретает насущную потребность и черты процесса становления каждого индивида в качестве интегрированного члена общества, обучение становится основным и самым эффективным механизмом образовательно-воспитательного становления личности.
Важнейшая социальная функция образования — создание личности, соответствующей социальным требованиям. «Строительным материалом образования является мировая культура — духовная и материальная, отражающая все богатство на-
198 Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании
копленного человечеством опыта»1. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев, кто приобрел много знаний и, кроме того, умеет быстро и верно принимать решения, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Выделение естественных наук в самостоятельную область, активное их развитие накануне Промышленной революции XVIII в. и становление техносферы способствовали формированию классического рационализма как системы правил, алгоритмов и эталонов материальной и духовной деятельности, базирующихся на жестких логических и причинно-следственных связях и отношениях. В этот период рационализм превратился в единственную форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуального образования. Начиная с эпохи Просвещения образование стало пониматься в узком смысле: не как обретение универсального знания, дающего основу для занятий любым видом творческой деятельности, а как система определенного круга сведений и профессиональных навыков, составляющих предмет одной из многочисленных дисциплин. К основным принципам просвещенческой системы образования относятся сциентизм (ориентация на науку), дифференциация знания в преподавании (урок, лекции), ступенчатость подготовки (класс, курс), монологизм и авторитарность (доминанта преподавательского голоса), утилитарность (польза).
Творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX в. к антропогенной цивилизации будущего приводит к изменению ценностных ориентиров во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества — политике, экономике, науке, культуре, образовании. Сегодня наступает новая формация образования. Ученые едины во мнении, что должна произойти смена основного смыслового знака образования «рационализм» на знак «культура». Идеалом современного типа образования выступает формирование в человеке целостного
СтоляренкоЛ.Д-, Самыгин СИ. Психология и педагогика. Ростов н/Д, 2003. С. 395.
I
11.7. Потребность в образовании
мира культуры в его гармоничной организации, что связано с развитием ценностного, а не только сциентистского (ориентация на науку) мышления и ответственного сознания личности. В то же время сегодня можно констатировать доминирование потребности в знании.
Признаки рационально-просвещенческой парадигмы образования, сформировавшейся в эпоху индустриальной культуры, проявляются: в узкопредметной дифференциации знания и культуры, в параллельном (без органической связи и единства) существовании естественно-научной и гуманитарно-культурной форм знания; в том, что из трех видов духовной предметности — знания, ценности, проекты — только первый находит должное отражение в процессе образования.
Однако «обучающая концепция образования, апеллирующая главным образом к разуму учащихся и озабоченная "наполнением" их интеллекта все новыми и новыми научными фактами, понятиями, категориями, правилами, принципами, теориями и законами, полностью и, можно предположить, бесповоротно изживает себя»1.
Современное состояние культурного сознания и понимание образования как постижение и осуществление индивидом родовых и видовых смыслов жизни, как обретение внутренней формы человека вступает в противоречие со сциентистским, технократическим характером образования. Актуализируются проблемы перехода от сугубо рационального, репродуктив-но-информационного, узкопредметного — к творческому, культурно-личностному, к межпредметной интеграции, синтетическим формам знания и метапредметам, которые сочетают содержание и методы как научно-рационального, так и гуманитарного характера. В синтетической культуре информационной эпохи востребованы индивиды-«универсалы», широко мыслящие, владеющие языками разных дисциплин и культурных кодов, способные при необходимости к смене направления и содержания своей деятельности. Именно универсальные знания, преодолевающие преграду разобщенности и закрыто-
1 Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. М., 1997. С. 71.
200 Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании
сти отдельных дисциплин, заключают в себе возможность формирования таких свойств.
В связи с активным развитием компьютерных систем и систем телекоммуникации бурно развиваются системы дистанционного образования. Основная идея дистанционного образования, заключающаяся в получении обучающимся учебной информации в виде, соответствующем его индивидуальным склонностям, способам восприятия и мышления, в получении ответов на интересующие его вопросы на высоком научном уровне, реально может реализоваться только в компьютерной и телекоммуникационной среде. Реальное обеспечение полноценного дистанционного обучения представляет собой сложную и пока нерешенную проблему. В идеале дистанционное образование способно совмещать различные формы организации обучения, начиная с самостоятельных занятий в гипертекстовой среде электронного учебника и заканчивая диалогом с опытным преподавателем или специалистом в данной предметной области. Информационные технологии, включая интернет и гипертекст, и телекоммуникации делают это возможным за счет обеспечения быстродействия сетей и коммуникаций, наличия огромных массивов памяти, в том числе массивов памяти персональных компьютеров.
11.8. Самопознание
«Человек — это знание, которое познает самое себя», — утверждает поэт Е. Евтушенко. По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в этом. Самопознание, утверждают ученые, начинается в младенчестве и завершается нередко с последним вздохом. Самопознание начинается с самоузнавания, отличения себя от внешнего мира. Ребенок в 2—3 года уже активно и разнообразно действует с предметами, может подолгу заниматься ими сам без участия взрослого. Но взрослый остается основным источником знаний о самом ребенке — он дает ему имя, учит откликаться на него, реагировать на знакомые лица. Становясь достаточно активным, ребенок произносит знаменитую фразу: «Я сам...» Овладение личными местоимениями знаменует пе-
ц,8. Самопознание
реход к важному этапу познания себя, человек учится словами обозначать признаки своего Я, характеризовать себя. Образ Я начинает формироваться на основе ощущений и восприятия. У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности. Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа Я, к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.
Строго говоря, своего настоящего лица в зеркале человек практически не видит, как не слышит он своего голоса. (Каждый, кто слышал запись своего голоса на магнитофоне, вероятно, удивлялся неожиданно странному, непривычному звучанию.) Дело в том, что, готовясь рассматривать себя в зеркале, человек невольно принимает определенную позу. В результате у него меняется выражение лица, теряются его непосредственность и непринужденность. Человек бессознательно формирует свой образ Я. Поэтому, увидев свое изображение, непреднамеренно отразившееся в зеркале, мы бываем удивлены незнакомыми чертами. Фотоизображение также часто имеет расхождение с истинным лицом модели, поскольку не передает мимики, характерной для персонажа в жизни. При этом сам глядящий на свое фото всегда замечает искажение внешности.
Известный кинорежиссер СМ. Эйзенштейн считал, что в каждом лице заключена многоликость и при этом все люди двулики. В первом случае он подчеркивал подвижность и изменчивость человеческого лица, а во втором — различие между левой и правой частями этого лица.
Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Известно, что одни люди неизменно вызывают доверительное отношение к себе даже незнакомых людей, а к другим И знакомые стараются обращаться реже. Тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле.
Когда говорят: «У него на лице написано...», имеют в виду определенную связь между обликом и внутренними свойствами человека. Еще в древности предпринимались попытки создать
Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании
\ 12.1. Цель деятельности
типичные характеристики человека, основанные на внешних признаках, особенностях телосложения, строении лица.
Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, отношении к себе других людей формируется в самооценку.
Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу: «Я талантлив...», «Я - абсолютная бездарность», «Я не хуже других...» и т.д. Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других.
Существуют три основных момента для понимания самооценки.
Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального Я с образом того идеала, каким человек хотел бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой:
„ Успех
Самооценка =-----------.
Притязание
Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).
Во-вторых, некоторыелюди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие. Можно твердить ребенку изо дня в день, что он красивый. Однако если кто-нибудь скажет мальчику, что он лопоухий, то и спустя годы, идя на свидание, юноша будет натягивать шапку или по-особому причесывать волосы. Сознание человека оказывается своеобразной раковиной, открывающейся для новых знаний о себе.
В-третьих, самооценка зависит от отношения человека к собственным успехам и неудачам, к тому, что он извлекает из собственной истории жизни.
Образ Я не остается неизменным на протяжении жизни. С годами меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и другим.
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой само-
оценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Однако человек, ^читающий себя намного умнее других и намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы. Сопоставляя мнения о себе разных людей, человек формирует самооценку. Причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже — себя. Только к 14—15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии и тем самым оценивает себя. Обобщенное отношение личности к самой себе — это самоуважение. Низкий уровень самоуважения означает острую неудовлетворенность собой, отрицательную оценку своей личности, что может вызвать неврозы и депрессии. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Интеллектуально развитые и творческие люди остро осознают расхождение между теми свойствами, которые есть, и теми, которыми они хотели бы обладать. Отсюда недовольство собой, которое побуждает человека ставить перед собой все более сложные задачи, стремиться к самосовершенствованию, самоактуализации и самопознанию.
Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!