Пояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
«Утверждаю»
Первый проректор – проректор по учебной работе
Ф.Ф. Харисов ___________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«История зарубежной литературы: Зарубежная литература 19 века (реализм)»
(специальность – 050301.65 «русский язык и литература с дополнительной специальностью Английский язык», кафедра русской, зарубежной литературы и методики преподавания факультета русской филологии)
Составитель – к.п.н.,
доцент Голикова Г.А.
СОГЛАСОВАНО | |||
Зав. кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания Хабибуллина Л.Ф. (одобрен на заседании кафедры от _______ 2008 г. Протокол № _____) | Методист по качеству факультета русской филологии Ласточкина Р.Д. _________ 2008 г. | Декан факультета русской филологии Гафаров И.А. _________ 2008 г. | Начальник учебного отдела Гильмутдинова Р.И. __________ 2008 г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ДПП Ф13.4 Курс истории зарубежной литературы 19 века (реализм) является неотъемлемой частью общего курса по истории зарубежной литературы, начиная с античности и заканчивая литературой ХХ и ХХ1 вв. Главной целью курса является знакомство с шедеврами зарубежной литературы изучаемого периода, а также формирование понятия о едином литературном процессе, о литературном направлении, художественном методе. Студенты знакомятся с основными чертами данной эпохи, с эстетическими и мировоззренческими позициями периода. При изучении литературы реализма важное значение имеет обращение к вопросам формирования эстетики данного направления, различных жанров и характерных приемов, ставших достоянием реалистической литературы. Важно в то же время усвоить необходимые теоретические сведения, помогающие осмыслить полнее и глубже произведения реализма, характер поэтики текстов, также освоить необходимую для изучения критическую литературу.
|
|
Изучение произведений авторов-реалистов 19 в. сопровождается как реализацией принципа хронологического изучения, так и принципа сочетания монографического изучения творчества отдельного писателя (поэта, драматурга) и обзорного изучения. Обращение к творчеству отдельных авторов позволяет не только осуществить глубокое знакомство с их творениями, но и сформировать такие теоретические понятия, как стиль, авторская индивидуальная манера, творческий метод. Обзорные лекции помогают понять специфику конкретной литературной школы. Так, обзорно предлагается изучить, например, темы «Специфика английского реализма: обзор литературной жизни», «Особенности реализма в Германии» и т.д. Обзорно раскрываются отдельные периоды творчества конкретного автора, например, Ч. Диккенса, У. Теккерея, Г. Флобера.
|
|
Целью данной дисциплины являются:
- знакомство с выдающимися памятниками реалистической западноевропейской литературы Х1Х века,
- формирование филологического мышления студента,
- формирование и развитие умений и навыков анализа художественного текста с точки зрения специфики эстетики конкретного историко-культурного периода определенной эпохи, в частности, реализма 19 века, жанра и рода,
- формирование историко-теоретического подхода в процессе анализа конкретного историко-культурного периода,
- формирование и развитие умений и навыков анализа текста в аспекте рода и жанра, индивидуальной творческой манеры автора.
Задачи изучения данной дисциплины:
- осмыслить предложенные для изучения и анализа круг художественных текстов с целью понимания характера определенной эпохи, ее эстетики, специфики индивидуальной модели отдельного писателя,
- освоить критические и литературоведческие работы по курсу, позволяющие студенту понять логику движения аналитической мысли автора в процессе осмысления конкретного произведения, его структуры, становящиеся образцом для анализа,
|
|
- более полно и подробно осмыслить в процессе текстуального (подробного) анализа произведения, вынесенные на практические занятия, в целях формирования аналитических и интерпретационных умений студентов-филологов,
- использовать культуроведческие сведения попутно с изучением произведений и творчества конкретных авторов, помогающие синтезировать полученный материал, интегрировать полученные знания (литература, история, философия, эстетика).
Построение курса проводится так, чтобы у студента сложилось целостное представление об основных этапах становления западноевропейской литературы, формирования основных художественных понятий и категорий.
Требования к знаниям и умениям:
Студент обязан хорошо знать содержание прочитанных произведений, разбираться в жанровой специфике текста, иметь представление об эстетике реализма, особенностях его формирования, особенностях историко-культурной эпохи. Знать особенности биографии конкретного автора, его творческий путь, иметь представление об основных критических трудах, посвященных изучаемой эпохе.
|
|
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость | 6-й – 74 ч. | |
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинары | - | - |
Практические занятия | ||
Лабораторные работы | - | - |
Самостоятельная работа | ||
Курсовые работы/контрольные работы/рефераты | - | - |
Вид итогового контроля | Зачет | Зачет |
Общее количество часов: (Всего: 74: аудиторных - 36, самостоятельная работа - 38)
в 6-м семестре (28 - лекционных, 8 - практических). Форма контроля: зачет – 20 баллов
Начисление баллов на зачете: полный ответ на вопрос – 20 баллов
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов трудоемкости | В том числе аудиторных | Самостоятельная работа | ||
лекционные | Практичес- кие | Контр. работа | ||||
1. | Реализм как литературное направление. Эстетика реализма. | |||||
2. | Реализм во Франции 1-й половины Х1Х века. творчество Ф. Стендаля. Роман «Красное и черное» | |||||
3. | Творчество П. Мериме. Характер драматургии и новеллистики. Своеобразие новелл 1829-30 гг. («Маттео Фальконе») и новелл 1833-46 гг. («Кармен»). Взаимосвязь реалистического и романтического. Жанровые особенности новеллы П. Мериме: эллипсная новелла. | |||||
4. | Своеобразие реализма О. Бальзака. Замысел и реализация «Человеческой комедии». Романы «Отец Горио», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде». | |||||
5. | Характер французского реализма во второй половине Х1Х века. «Искренний реализм». Творчество Г. Флобера. Роман «Госпожа Бовари». Особенности французской литературы 2-й половины Х1Х века. Становление модернизма. Поэзия Ш. Бодлера. «Искусство для искусства» Т. Готье. | |||||
6. | Реализм в Англии. Становление реалистических тенденций в английской литературе 30-40-х гг. Х1Х века, жанр реалистического романа (У. Теккерей, Ч. Диккенс, Дж. Элиот, Дизраэли, Ш. Бронте, Э. Гаскелл, Э. Троллоп и др.). | |||||
7. | Реализм Ш. Бронте. Роман «Джейн Эйр» | |||||
8. | Эстетические взгляды У. Теккерея. Роман «Ярмарка тщеславия». | |||||
9. | Творчество Ч. Диккенса. «Домби и сын» | |||||
10. | Развитие литературы США середины и 2-й половины Х1Х века: Г. Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома»), Г. Мелвилл («Моби Дик»), У. Уитмен. | |||||
11. | Развитие реализма в Германии Х1Х века. Реалистические тенденции в творчестве авторов 1-й половины Х1Х века: Георг Гервег, Георг Бюхнер, Георг Веерт. Немецкий реализм 2-й половины Х1Х века: творчество Теодора Шторма и Теодора Фонтане. | |||||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Модуль 1. | |
1. | Реализм как литературное направление. Особенности исторической эпохи. Эстетика реализма. |
2. | Реализм во Франции 1-й половины Х1Х века. Творчество Ф. Стендаля. Роман «Красное и черное» как центростремительный роман. Образ Жюльена Сореля. Принцип двойственности в романе. |
3. | Творчество П. Мериме. Характер драматургии («Театр Клары Гасуль») и новеллистики. Типология новелл писателя. Своеобразие новелл 1829-30 гг. («Маттео Фальконе») и новелл 1833-46 гг. («Кармен»). Взаимосвязь реалистического и романтического. Жанровые особенности новеллы П. Мериме: эллипсная новелла. |
4. | Своеобразие реализма О. Бальзака. Замысел и реализация «Человеческой комедии». Романы «Отец Горио», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде». Повесть «Гобсек». Пансион мадам Воке как модель французского общества. Композиционная и образная структура романа. основные темы и проблемы. |
Модуль 2 | |
6. | Характер французского реализма во второй половине Х1Х века. «Искренний реализм». Творчество Г. Флобера. Роман «Госпожа Бовари». Основной конфликт. Его эстетическая реализация. |
7. | Особенности французской литературы 2-й половины Х1Х века. Становление модернизма. Поэзия Ш. Бодлера. «Искусство для искусства» Т. Готье. |
Модуль 3 | |
6. | Реализм в Англии. Становление реалистических тенденций в английской литературе 30-40-х гг. Х1Х века, жанр реалистического романа (У. Теккерей, Ч. Диккенс, Дж. Элиот, Дизраэли, Ш. Бронте, Э. Гаскелл, Э. Троллоп и др.). |
7. | Реализм Ш. Бронте. Особенности биографии писательницы, повлиявшие на становление реалистических тенденций. Роман «Джейн Эйр» как реалистическое произведение. Композиция романа, жанровое своеобразие. Характер образов героев. |
8. | Эстетические взгляды У. Теккерея. Роман «Ярмарка тщеславия». Жанровое своеобразие романа. Система образов. Образ Бекки-карьеристки. Образ Кукольника. Характер сатиры Теккерея: особенности сатирической типизации. |
9. | Творчество Ч. Диккенса. Этапы творческого пути. Роман «Домби и сын». Образ Домби. Образы «диккенсовских» чудаков. |
Модуль 4. | |
10. | Развитие литературы США середины и 2-й половины Х1Х века: Г. Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома»), Г. Мелвилл («Моби Дик»), У. Уитмен. Особенности поэзии У. Уитмена. |
11. | Развитие реализма в Германии Х1Х века. Реалистические тенденции в творчестве авторов 1-й половины Х1Х века: Георг Гервег, Георг Бюхнер, Георг Веерт. Реалистические тенденции в поэзии Г. Гейне. Поэма «Германия. Зимняя сказка». Немецкий реализм 2-й половины Х1Х века: творчество Теодора Шторма и Теодора Фонтане. «Эффи Брист». |
Содержание практических занятий
Модуль 1.
Практическое занятие № 1.
Тема: Жанровое и смысловое своеобразие новелл Проспера Мериме.
1. Характер творчества П. Мериме: взаимосвязь реалистического и романтического начала, углубление реалистических тенденций в творчестве писателя.
2. Новеллы 1829 -1830 гг. Новелла «Маттео Фальконе»: реализация руссоитских идей в тексте произведения, концепция национального характера, сформированного средой (образ Маттео), взаимосвязь реалистического и романтического в новелле (конфликт, характер сюжета, своеобразие героев, стиля).
3. Новеллы 1833-1846 гг. Новелла «Кармен»:
- «Кармен» как эллипсная новелла, два центра в художественной системе произведения, «этнографический» элемент и его роль в реализации реалистической доминанты,
- роль рассказчиков в новелле,
- реализация темы любви, взаимодействие романтического и реалистического.
Практическое занятие № 2.
Тема: Реализм О. де Бальзака. Роман «Отец Горио».
1. Замысел и реализация Бальзаком «Человеческой комедии».
2. «Буржуазный» король Лир: реализация темы разрыва семейно-родственных отношений в романе. История Горио и его дочерей.
3. Судьба молодого человека в Париже: выбор молодого Растиньяка.
4. Пансион мадам Воке как модель французского общества.
5. Реалистическое описание светского общества в романе (Дельфина Нусинген, графиня Анастази де Ресто, виконтесса де Босеан).
6. Роль художественных деталей и описаний в реализации идейного замысла писателя, в создании реалистической картины мира (вещные детали, портретные детали, детали-символы).
Модуль 2.
Практическое занятие № 3
Тема: Творчество Г. Флобера. Роман «Госпожа Бовари».
1. Своеобразие реализма Флобера. Роман «Госпожа Бовари»: содержание романа, основной конфликт.
2. Характер сатиры автора: изображение обывательского мира (Ионвиль). Образы Шарля Бовари, аптекаря Омэ, торговца Лере.
3. Образ Эммы Бовари: псевдоромантизм устремлений Эммы, обусловленность поведения героини, двоякое отношение автора к своей героине, роль финала в понимании образа Эммы и в целом романа. Типичность героини и типичность ситуации.
4. Изображение любовного чувства в романе: образы Леона Дюпюи и Родольфа Буланже.
5. Роль детали в характерологии Флобера.
Модуль 3.
Практическое занятие № 4.
Тема: Роман У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1848).
1. Какова жанровая структура романа Теккерея «Ярмарка тщеславия»? Элементы каких жанровых систем «перемешаны» в нем, почему и как?
2. В чем своеобразие образа Бекки-карьеристки на фоне традиции героя-карьериста (героев Бальзака и Стендаля)?
3. В чем особенности сатирической типизации Теккерея – содержательная (проблемно-тематическая) и формальная (собственно художественная) – в этом романе (на примере образов из семейств Кроули и Осборнов, английских и европейских аристократов и буржуа и т.д.)?
4. Какова специфика композиционно-повествовательной организации романа?
5. Каковы функции образа Кукольника в произведении? Как решается проблема «автор-повествователь – читатель» в романе и почему она столь значима?
ЛИТЕРАТУРА
Основная
- Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.
- Виноградов А.К. Стендаль. – М., 1960.
- Грифцов Б.А. Как работал Бальзак. – М., 1958.
- Ивашева В.В. Английский реалистический роман Х1Х века в его современном звучании. – М., 1974.
- История зарубежной литературы Х1Х века/Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 1982.
- История немецкой литературы: В 5 т. – М., 1966. – Т. 4.
- Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. – М., 1970.
- Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
- Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: очерк жизни и творчества. – М., 1959.
- Обломиевский Д. Бальзак. –М.. 1961.
- Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы Х1Х века: Западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие. – М.: Флинта:Наука, 2004. – 416 с.
- Реизов Б.Г. Творчество Флобера. – М., 1955.- 523 с.
- Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. – Л., 1978.
- Реизов Б.Г. Французский роман Х1Х века. – М., 1977.
- Реизов Б.Г. Бальзак. – Л., 1960.
- Тимашева О.В. Стендаль. – М., 1983.
- Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. – М., 1975.
Дополнительная
- Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия. – М., 1967.
- Катарский И.М. Чарльз Диккенс. – М., 1960.
- Михальская Н.П. Нравственно-эстетический идеал и система авторских оценок в романе Диккенса «Домби и сын»// Филологические науки. – 1978. - № 5.
- Моруа А. Литературные портреты. – М., 1970.
- Моруа А. От Монтеня до Арагона. – М., 1983.
- Теккерей в воспоминаниях современников. – М., 1990.
Художественные тексты:
1. П. Мериме. «Маттео Фальконе», «Кармен», «Этрусская ваза».
2. Ф. Стендаль. «Расин и Шекспир», «Красное и черное».
3. О. Бальзак. «Отец Горио», «Евгения Гранде» (или «Шагреневая кожа»).
4. Г. Флобер «Госпожа Бовари».
5. Ш. Бодлер «Цветы зла».
6. Ш. Бронте. «Джейн Эйр».
7. Ч. Диккенс «Домби и сын».
8. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия».
9. Г. Гейне. «Германия. Зимняя сказка».
10. Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома».
Для самостоятельного чтения:
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!