Социальная деятельность



Упорно размышляя над этим вопросом применительно к обществу, философы после долгих дискуссий пришли в конце концов к общему выводу. Этот общий вывод сводился к тому, что все внешне многообразные явления общественной жизни представляют, в сущности, ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Так, рассуждал О. Конт — основатель современной социальной философии. Развивая его мысли, М. Вебер увидел основу общества в социальном действии, которое он определял как человеческое поведение, направленное на другого человека. В принципе, соглашаясь с Вебером, другой известный социолог, Т. Парсонс рассматривал социальную жизнь как «совокупность взаимоотношений между исполняющими свои роли людьми». К этим представлениям о первооснове общества был близок и Карл Маркс, утверждавший, что общество есть «продукт взаимодействия людей».

Таким образом, общий ответ на вопрос о первооснове общества свелся к тому, что все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид деятельности людей. Именно человеческая деятельность представляет собой как бы скрытую тайную сущность, первооснову, субстанцию всего социального. Современная философия видит в социальном действии исходный пункт всей сложной системы общественных отношений, средство интеграции различных областей социального знания.

Социальная жизнь является структурой многоярусной, многомерной. Она может быть понята и как совокупность отдельных видов деятельности, и как пирамида потребностей, и как совокупность национальных (этнических) общностей, социальных групп (семей, сословий, классов, каст), социальных страт, образующихся по критериям уровня образования, дохода, статуса и т.д., и как определенная структура различных общественных организаций — экономических, политических и культурных.

Может быть также специально выделена и рассмотрена другая важнейшая сторона общественный жизни — совокупность связей, зависимостей между людьми. Они могут исследоваться по отдельным крупным сферам жизнедеятельности, таким, как религиозная, научная, художественная, хозяйственная, политическая и т.д. Могут рассматриваться как отношения внутри этих сфер, так и между ними.
Столь же правомерен и анализ общества с точки зрения существующих в нем многообразных организаций, учреждений, институтов, возникающих с целью обеспечения стабильности социальных отношений. Этот аспект социальной структуры также включает в себя множество социальных образований, в том числе различного рода хозяйственные предприятия, организации, фирмы, а также учреждения сферы образования, науки, здравоохранения, центральные и местные органы власти, т. е. всю разветвленную сеть политических, экономических и культурных организаций, удовлетворяющих различные потребности человека.

Возможен, наконец, и так называемый универсальный, или синтетический подход к пониманию структуры общества. При таком подходе общество представляется состоящим из отдельных личностей; малых групп, отдельных коллективов; больших социальных групп и их организаций; отдельных народов, наций и государств; международных, межгосударственных объединений и организаций. Каждый из этих элементов находится в системе сложных взаимозависимостей друг с другом, как вертикальных, так и горизонтальных.

Анализ перечисленных многообразных сторон социальной жизни, видов деятельности, социальных отношений, социальных общностей, общественных институтов составляет по сути дела основное содержание социальной философии как науки. Не пытаясь исчерпать в данном разделе все богатство этого содержания, сосредоточим далее внимание на характеристике той стороны социальной системы, которая составляет ее субстанциальную основу, т.е. на совместной деятельности людей, ее сущности и структуре.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!