Братья Зевса - Аид и Посейдон 6 страница



Таким образом, если представить себе степень распространения подвигов Геракла, то окажется, что от одной точки в Пелопоннесе, где он сам родился и где совершил первые два деяния, постепенно начинают расходиться круги, как от камня, брошенного в воду. И эти круги захватывают все большее пространство, окружность которого не умещается ни в Пелопоннесе, ни в самой Греции, ни за ее ближними пределами, а достигают крайних концов известного грекам мира - скифских степей востока и берега Океана на западе.

Подвиги Геракла (а кроме главных есть множество второстепенных) не умещаются ни в одной части Греции, и он по праву может считаться общегреческим и общечеловеческим героем, так же как Зевс был отцом людей и богов, а не каким-либо местным божеством.

Да и сами деяния Геракла не ограничены только применением физической силы или только решениями ума. Он душит собственными руками Немейского льва, срубает головы Лернейской гидре, с помощью своего племянника Иолая прижигая их огнем. Но он умело использует яд гидры, напитав им стрелы, а шкура льва служит ему надежнее боевых доспехов.

Керинейская лань и Эриманфский вепрь захвачены им живыми с большим умением - лань, изнемогая от преследования, попала в руки Геракла, раненная им, а вепря, загнанного в глубокий снег, достаточно было связать. Стимфалийских птиц Геракл выгнал из леса медными трещотками (подарок Гефеста), а затем уже перестрелял. Кобылиц Диомеда Геракл погнал к морю, зная, что им будет некуда деться. И если ему пришлось убить царицу амазонок, чтобы завладеть ее поясом, то в этом была повинна Гера, призвавшая амазонок к сражению. Коровы Гериона, Марафонский бык и адский пес Кербер были взяты только силой, но зато скотный двор царя Авгия Геракл очистил, применив и сноровку и сообразительность: он отвел через сооруженный канал воды двух рек и пустил их через скотный двор, так что горы навоза и нечистот были унесены потоками воды.

Что же касается яблок Гесперид, то здесь Геракл проявил предусмотрительное благоразумие, послушавшись совета Прометея обратиться за помощью к Атланту, брату Прометея, на краю земли державшему на своих плечах небесный свод.

Геракл взялся подержать небесную сферу, пока Атлант добыл ему три яблока из сада Гесперид. Но когда тот не захотел снова взвалить на себя тяжкое бремя, Геракл прибегнул к хитрости (по совету все того же Прометея), попросив Атланта на время подержать небо, пока сам Геракл не сделает подушку под эту тяжкую ношу. Однако по другой версии Геракл убил дракона Ладона и, перепугав нимф Гесперид, добыл у них яблоки. Характерно, что Геракл принимает советы от Прометея и следует этим советам, уже в этом проявляя и свой ум, и понимание силы мудрости Прометея.

Геракл, как и подобает истинному герою, спасает людей от истребляющих их чудовищ. Но ряд его деяний является демонстрацией вообще безграничных возможностей героического духа и после их завершения не имеет как будто бы практических результатов.

Так Геракл доказывает своими под-вигами, что героическая личность способна поколебать извечный страх человечества перед смертью - он борется с Танатом - богом смерти, отнимая у него Алкесту, единоборствует с богом Аидом, выводит из царства мертвых Тесея, умерщвляет корову из стада Аида, выводит пса Кербера на землю. Он овладевает яблоками вечной молодости из сада Гесперид и даже несет на своих плечах небесный свод.

Но боги не могут допустить нарушения равновесия жизни и смерти, ограниченности людей и всемогущества бессмертных. Вот почему законы, на которых строится мир, остаются непоколебимыми. Наступит время, и смерть все равно настигнет Алкесту, как и все живое; бог Аид все равно непобедим для героя и вечно восседает на своем золотом троне в царстве мертвых; пес Кербер по-прежнему на своем месте и стережет вход в преисподнюю; яблоки, дарующие молодость, снова возвращены Афиной или Герой в сад на краю света; сын титана Иапета Атлант вечно сгибается под тяжестью небесного свода, как это было ему предписано наказанием Зевса (Атлант выступал против Зевса на стороне титанов).

Итак, в мире царит установленная богами гармония, но герой доказал, что человечество принципиально готово и в состоянии покуситься на нее. Вот почему Геракл стоит на одном уровне с богами. Он натягивает свой лук, угрожая богу Гелиосу и требуя его золотой челн (Аполлод. 115, 10); он вступает в единоборство с Аполлоном, желая вместо Дельфийского храма установить свое прорицалище (там же 6,2); он наносит рану Аиду, сражаясь с пилосцами, которым помогал бог (там же II 7,3); он освобождает Прометея, прикованного по воле Зевса (там же II 5,11). Геракл убивает сына Земли и Посейдона Антея; сына Посейдона - Еврипила (там же II 7,1); сына бога Ареса - Кикна (там же II 5,11); и Зевс не только попустительствует ему, но и охраняет своего сына, вовремя метнув перун, когда Арес приходит на помощь Кикну и когда Аполлон ополчается на Геракла, или уносит Геракла с поля боя, когда тот тяжело ранен (там же II 7,1).

Зевс, испытывая мощь Геракла, берет его в союзники. Когда боги сражаются с гигантами, по совету мудрой Афины, на стороне Зевса находится Геракл. Это он сначала сразил гиганта Алкионея стрелой, а затем, и тоже по совету Афины, совлек его с земли Паллены, которая возвращала ему жизнь, и убил. Геракл убил из своего лука гиганта Порфириона, великодушно спасая Геру. Стрелы Геракла добивали погибающих гигантов, поверженных Зевсом (там же I 6,1-2).

Геракл является союзником богов и когда ими задумывается Троянская война. Лук Геракла, перешедший к герою Филоктету, находящемуся под Троей, - залог победы ахейцев над врагами. И если в свое время Посейдон и Аполлон в гневе на царя Ааомедонта разрушили до основания Трою, то Геракл повторяет это деяние и также разрушает Трою, действуя вместе с Теламоном еще за поколение до великой войны. Он ополчается на Трою, так как царь Лаомедонт не отдал ему в счет обусловленной платы знаменитых Зевсовых коней после освобождения Гесионы от чудовища. Человеческая неблагодарность возмущает Геракла, так же как некогда она возмутила Аполлона и Посейдона.

Последним подвигом и последним испытанием для Геракла является его смерть, невольной причиной которой была его жена Деянира, а прямой - месть умирающего от руки Геракла кентавра Несса, вручившего Деянире под видом любовного зелья смертельный яд. Охваченная ревностью Деянира пропитала ядовитой кровью кентавра одежду Геракла, намереваясь вернуть его любовь. Тогда Геракл, охваченный пламенем и терпя невиданные страдания, взошел на костер, разложенный на горе Эте, чтобы в его огне покончить с пожирающим нутро жаром.

Приняв мученическую смерть, Геракл был вознесен Зевсом на Олимп, где Гера во искупление своей ненависти отдала ему в жены свою дочь Гебу и где Геракл, став бессмертным, проводил вечность вместе с блаженными богами.

Однако характерно, что этот счастливый конец, столь желаемый для великого Геракла, берется под сомнение. Герой гомеровской "Одиссеи" (XI 601-626), спустившись в царство мертвых, встречает там "священную силу" Геракла, его тень, блуждающую по асфоделевому лугу, в то время как сам он находится на Олимпе. Геракл, как рассказывал Одиссей, подобный темной ночи, держал в руках лук со стрелой, готовый, если понадобится, тотчас же ее спустить с тетивы, а перевязь на его груди сияла золотым блеском, и на ней искусно были изображены львы, медведи, вепри, схватки и битвы. Геракл обратился со скорбными словами к Одиссею, признавая в печали, что он, сын Зевса Кронида, испытал бесконечные страдания, подчиняясь недостойнейшему мужу, исполнял тяжелейшие труды, а также овладел псом Аида.

Это признание красноречивее всего свидетельствует о неуверенности в счастливой посмертной судьбе героя, хотя обычно считается, что только двое из сыновей Зевса - Дионис и Геракл - достигли божественного достоинства. И оба - после мучительной смерти, а Геракл еще после тяжких трудов, которые есть не что иное, как подвиги и страдания одновременно (на это же указывает греческий язык, где слово "athlos" означает и то и другое вместе).

Красота героического бытия

В эпоху классической мифологии не только боги беспечально обитают в золотых дворцах, обладая полнотою власти и радуясь своей безграничной силе. Дети и потомки богов, герои, совершающие небывалые подвиги, создают свой особый мир, тоже исполненный великолепия и блеска, что, однако, как мы знаем, не исключает ни трудов, ни страдания, ни неизбежной смерти.

Герой по праву мыслит себя в конечном счете происходящим от Зевса, то есть "Зевсовым" или, как в дальнейшем стали говорить, "божественным", так как греческое прилагательное "dios" означало то и другое вместе. Отсюда - сознание своего царского, освященного богами достоинства, которое воплощено в скипетре - знаке власти. Потомок Зевса Агамемнон не расстается со своим скипетром работы Гефеста. Когда-то Гефест подарил его Зевсу. Зевс же передал скипетр

Гермесу, а тот герою Пелопсу, Зевсову внуку. От Пелопса этот скипетр попал к его сыну Атрею, затем к брату последнего, Фиесту, и наконец к Агамемнону, законному владыке Аргоса (Ил. II 100-108).

Герой ощущает тесную связь со своими предками, и никто из потомков не может сравниться с ним в силе и славе, как, например, это подтверждает старец Нестор, вспоминая Тесея и Пирифоя (там же I 260-268). Поэтому уже одним своим видом герой отличается от других людей.

Так, Агамемнон глазами похож на Зевса, станом на Ареса, а грудью на Посейдона. Аякс, сын Телемона, превосходит всех огромным ростом, силой, шириной плеч. Но зато Менелай и Одиссей умеют хорошо говорить. Один - отчетливо, коротко, быстро, а у другого слова устремляются из уст, как снежная вьюга.

Оружие героя великолепно и устрашающе. Агамемнон гордится своей броней с десятью стальными, двадцатью оловянными и двенадцатью золотыми полосами, по которой извиваются искусно сработанные темно-синие змеи. На его щите - десять медных кругов с изображениями Горгоны, Ужаса и Бегства. На ремне щита - черный дракон с тремя головами. Шлем - с двумя гребнями и конской гривой. Щит Ахилла - целое произведение искусства.

На перевязи Геракла мастерски изображены огненноокие львы, медведи, вепри, жестокие схватки, битвы и убийства.

Аякс - обладатель огромного семикожного щита, покрытого восьмой, медной полосой.

А копья воинов, сделанные из стволов ясеня, столь мощные, что пробивают шесть слоев кожи щита. Герои мечут друг в друга громадные камни, но медь Аяксова щита, страшно взревев, выдерживает этот удар, зато щит Гектора пробит Аяксом, метнувшим еще больший камень, похожий на жернов.

Однако, если старшие герои ценили больше мощь и хитрость, то молодое поколение участников Троянской войны понимает толк в красоте, воплощенной и в людях, и в вещах, сделанных человеческими руками, и вообще в любых проявлениях жизни. Боги делают своих любимцев особенно прекрасными, как это совершила, например, Афина с Одиссеем, облекая его прелестью, заставляя его буквально светиться красотой (Од. VI 229-237).

Герой чаще всего русоволос или волосы его цвета спелой ржи, как у Ахилла, а то и светло-золотые или даже огненно-блистающие, как у Одиссея и Менелая, или они у того же Одиссея подобны цветам гиацинта. Прекрасны и супруги героев. Так, Пенелопа, верно ожидающая мужа двадцать лет, неизменно прекрасна. Красота ее не умаляется и не изчезает, хотя Пенелопа не раз проливала слезы. Накануне встречи с супругом Афина усыпляет ее сладким сном, умащает лицо Пенелопы амвросийной красотой, делает ее выше и белее, чтобы привести в изумление всех ахейцев.

Несмотря на все превратности судьбы, сияет красотой Елена, подтверждая мифологические представления о неизменяемой во времени наружности героя в соответствии с неизменяемой его сущностью. И сама красота героев, вполне в духе мифологической эстетики, физически ощутима и телесна. Ее можно осязать, брать в руки, ею можно натереться, ее можно пролить, и она светоносна, заставляя прекрасного человека светиться и изумлять всех своим сияющим блеском.

Герой не всегда одет в мощную броню. Он с не меньшим удовлетворением облекается в мягкий прекрасный хитон, в пурпурный двойной плащ, покрытый пушистой шерстью, надевает прекрасные сандалии, но не забывает взять в руки скипетр или копье или надеть на серебряном ремне меч, выходя к военному стану.

Герой живет в мире, где он сражается и с чудовищами и с природными стихиями, создавая основу для мирной жизни, полной творческого отношения к труду и утверждения высоких ценностей человечности.

Эта жизнь изобилует прекрасными вещами, сделанными руками человека. В роли демиурга, то есть мастера и одновременно художника, выступают не только боги, но и люди, подтверждая всей своей деятельностью нераздельность искусства и ремесла, характерную для греков. Если нимфа Калипсо занимается ткацким делом как настоящая ткачиха, то не менее прилежно ткет нескончаемую ткань Пенелопа. Царевна Навсикая с девушками-служанками стирает "блестящие одежды" всего своего семейства, включая пятерых братьев, двух женатых и трех холостых (Од. VI 26, 57-65). Трудятся ткачихи в доме Одиссея под зорким взглядом Евриклеи. Прядет пряжу прекрасная Елена. Сам Одиссей умело валит огромные деревья и строит плот. Он же некогда своими руками сделал резное ложе для себя и Пенелопы.

В этом мире все, что сделано с уменьем, - прекрасно и хорошо, так же как и вся действительность, созданная богами, прекрасная, хорошая и священная. В героическом бытии разрисовывается каждая вещь - будь то ожерелье Пенелопы с золотом и янтарем, сияющее, как солнце, медный ключ с ручкой из слоновой кости, великолепная перевязь Геракла, излучающая блеск, или ложе, украшенное Одиссеем золотом, серебром и слоновой костью.

Герои живут в прекрасных покоях. Роскошный дворец Менелая сияет медью, золотом, серебром, электром и слоновой костью, как бы освещенный солнцем или луной (там же IV 71-73). Великолепен дворец Алкиноя, сиянием подобный солнцу или луне, где стены из меди с темно-синим карнизом, золотые

двери, косяки и притолока из серебра, медный порог и золотое дверное кольцо. Там золотые и серебряные собаки, изваянные Гефестом, мягкие кресла, золотые юноши, держащие в руках яркие факелы. Сад при дворце полон груш, гранатов, яблонь, смоковниц, олив, винограда, грядок с овощами. И все это изобилие плодоносит летом и зимой без конца, овеваемое теплым Зефиром (там же VII 81-132).

Во дворце Менелая сидит вечно прекрасная Елена. В руках у нее золотое веретено, под ногами - резная скамеечка, пурпурная шерсть брошена в серебряный ларец на колесиках. Две серебряные ванны хранятся в доме Менелая. В серебряном платье, подпоясанном золотым поясом, с золотым челноком в руках, пышноволосая нимфа Калипсо обходит ткацкий станок среди виноградных лоз и фиалок. Нежнейшую луковую пленку напоминает блестящий как солнце хитон Одиссея. Сверкает белизной чисто выстиранное белье, разложенное на прибрежной гальке под ослепительным солнцем.

Прекрасные вещи, которыми окружает себя герой, обязательно светятся и сияют золотом, серебром, слоновой костью, медью. Здесь все золотое: застежки (там же XVIII 294), кубки (IV 58), чаши (III 50), кувшины (XVII 91), пояса (V 232), ремни (XI 610), веретена (IV 135), двери (VII 88), корзины (X 355), сандалии (I 96), серебряные тазы (XVII 91), ванны (IV 128), дверные ручки (I 441), ларцы с золотой каемкой (IV 131), кратеры с золотыми краями (XV 115 сл.).

Меч Агамемнона усеян золотыми гвоздиками (Ил. XI 29) и висит на золотом ремне (XI 31), на шлеме Ахилла - золотой гребень (XVIII 612), и нити в нем тоже золотые (XIX 382 сл.). Золотые застежки у Менелая (IV 132) и Одиссея (Од. XIX 226-231), да еще с изображением схватки золотых оленя и собаки. Светятся серебряные рукояти мечей (Ил. I 219), серебряные ножны мечей (XI 30-31), серебряные пряжки на поножах (III 330-331), серебряные гвоздики на ножнах (III 334; XIII 610), серебряный ларец для инструмента (XVIII 413), серебряная перемычка на форминге (IX 186). Даже волосы героя переплетены серебром и золотом (XVII 51-52).

Слоновая кость украшает не только стены дворцов, но и ножны мечей (Од. VIII 404), вожжи колесниц (Ил. V 503), кресла (Од. XIX 56), великолепное ложе (XXIII 199-200).

Что же говорить о блеске меди, когда ею светятся все боевое оружие и все бытовые предметы, такие, как тазы, котелки, блюда, ножи, терки, ключи, крючки и т. п. Единственное, чего здесь нет, так это железа - невиданного сокровища, о котором только мечтают или обещают в дар, но время которого явно не наступило и придет по окончании героического века.

Герой, живущий среди всего этого великолепия, любит мягкие, прекрасные разукрашенные постели из овечьх шкур с пурпурными подушками и пушистыми одеялами, покрытые тонкими льняными тканями, пурпурными покрывалами (Ил. XXIV 644) или коврами, которыми вообще покрывают и кресла и столы, ставя на них серебряные кратеры, золотые корзины с угощениями и золотые кубки (Од. X 352-357). Заметим, что сосудов здесь множество. Кратеры, в которых смешивают вино с водой, чаши, кубки, бокалы, чарки, рюмки, и все это разной величины и формы. Ставится эта посуда на прекрасно полированные, серебряные, а то и просто хорошо тесанные столы. Сидят за столами на полированных или плетеных стульях, на креслах, иные из которых удобны для какого-либо занятия, имеют скамейку для ног, покрыты густой овчиной, другие же - с широкой спинкой - предназначены для отдыха.

Герой, будь то старик, Феникс или Приам, юный Телемах или Одиссей, с наслаждением укладывается на теплое ложе (Ил. IX 660 сл.; Од. IV 296-299; VII 335-338), разделяя его с супругой (как Одиссей с Пенелопой) или с любимой пленницей (как Ахилл с прекрасноланитной Форбантой, как Патрокл с легкой станом Ифидой, - Ил. IX 663- 667).

С таким же удовольствием герой принимает ванну и натирается маслом (Одиссей у феаков - Од. VIII 449-451; у Кирки - там же X 361-364; Телемах в доме Менелая - там же IV 47-50).

На пирах герой услаждает свой слух пением и игрой на форминге или кифаре искусных певцов вроде Демодока и Фемия, причем эти певцы, вдохновленные Музами, "божественные" и, что не менее важно, "голосистые" (там же XXII 376).

Ублажаются герои и танцами веселых скоморохов (там же IV 18-19) или юношей (там же VIII 258-267) и в пиршественных залах, и на специальных площадках.

В конце концов оказывается, что герои не только сами прекрасны и не только любят прекрасное, но еще испытывают великое наслаждение, созерцая искусную работу (Ил. XIX 18-20), красоту дворца (Од. IV 47), слушая прекрасное пение (там же I 421), проводя время на пиру (там же VIII 429), беседуя между собою (Ил. XV 393).

Таким образом, жизнь героев на земле вполне созвучна бытию богов на Олимпе, но с одной существенной разницей. На земле герои смертны и проводят жизнь в тяжких трудах и подвигах, почему особенно ценятся ими краткие радости красоты и наслаждения. Жить для героя значит "видеть свет солнца", и сын богини Фетиды, великий герой Ахилл, находясь в царстве смерти, мечтает хотя бы ненадолго явиться под яркое сияние дня, лишь бы не царить среди мертвецов и подземного мрака (Од. XI 489-501).

Утешительной для героев бывает мысль о том, что поколения людей схожи с поколением листьев на деревьях. Те и другие неизбежно гибнут, но чтобы снова родиться и снова зазеленеть (Ил. VI 146-149). Утешением служит и память о деяниях героев, которые будут прославлены в прекрасных песнях (там же IX 189).

Обитатели же Олимпа не нуждаются в утешении. Они бессмертны, и наслаждение красотой есть сущность их вечного бытия.

Мифы о конце героического века

Проклятия, наложенные богами на отдельных героев и их потомков

ПРОКЛЯТИЯ, НАЛОЖЕННЫЕ БОГАМИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ И ИХ ПОТОМКОВ. Боги, создавая героев в течение многих поколений, не только даровали им доблести и славу, не только испытывали их в подвигах и трудах, но и зорко следили за тем, чтобы присущая им сила была обращена на благо.

Однако герои, ощутив свои почти безграничные возможности, возгордились и стали злоупотреблять доверием богов.

Причин для гордости было много.

Внучка Зевса Ниоба, дочь Тантала, гордилась числом своих сыновей и дочерей (то ли двенадцатью, то ли четырнадцатью) и на этом основании сочла себя выше самой богини Лето, матери только двоих детей, но зато каких - Аполлона и Артемиды. Ниоба забыла о том, что эти двое - боги, а ее многочисленные дети - смертные. По воле разгневанной богини Аполлон истребил своими стрелами сыновей Ниобы, Артемида же - дочерей. Несчастная мать от горя и ужаса окаменела. Но, как рассказывают мифы, это боги, сжалившись, превратили ее в скалу. А Ниоба, даже став камнем, все продолжала плакать, источая капля за каплей влагу.

Внук Аполлона, Фамирид, сын царя Филаммона, гордился своим музыкальным даром. Он вызвал на состязание самих Муз и похвалялся перед ними, но был ими наказан за дерзость, побежден, лишен зрения и дара песен.

Сизиф, потомок Прометея и сын царя Эола, гордился хитростью ума и всезнанием. Подсмотрев похищение Зевсом нимфы Эгины, он не преминул сообщить об этом ее отцу, богу реки Асопу, в обмен на дарование источников воды его родному городу Коринфу. Зевс низринул Сизифа в Аид, где тот вечно занят бесплодным и тяжким трудом, вкатывая на гору громадный камень, неизменно скатывающийся вниз. Это ему мы обязаны выражением "сизифов труд".

По другой версии мифа, Зевс послал к Сизифу Смерть, которую этот герой обманул, заковав в цепи, и люди перестали умирать, нарушив привычный порядок вещей. Освободив Смерть по воле Зевса, Сизиф вынужден был все-таки умереть, но из Аида он снова вернулся на землю, якобы для того, чтобы наказать жену, которая не приносила жертв подземным богам. Таким образом, Сизиф прожил еще долгие годы.

Царь из племени лапифов, Пирифой, пытался похитить богиню Персефону, за что оказался навеки прикованным к скале в пределах царства мертвых.

Герой Диомед, сын этолийского царя Тидея, одного из Семерых вождей, шедших на Фивы, настолько был горд своей силой, что в битве под Троей, подстрекаемый покровительствующей ему Афиной, ранил Ареса и Афродиту, но Аполлона устрашился.

Сын царя Флегия из племени лапифов, Иксион (по другой версии его отец - бог Арес), осмелился влюбиться в богиню Геру, но обнимал вместо нее только призрак, сотканный из облака. По воле Зевса этот гордец, сравнявший себя с богами, терпит вечные муки, распростертый на вращающемся огненном колесе то ли в небесных просторах, то ли в Аиде.

Салмоней, сын царя Эола и брат Сизифа, довел свою гордость до предела, объявив себя ничуть не хуже Зевса. Он разъезжал по стране на колеснице с жалким подобием громов и молний - зажженными факелами, грохочущими щитами и железными цепями на колесах. Зевс испепелил этого безумца.

Однако гордость и дерзость героев возрастали, и проступки уже накапливались в разных поколениях, а благодетельная сила, полученная ими от божественных предков, умалялась и угасала.

Так, к концу II тясячелетия до н. э. появились мифы о героях, чей род проклят богами за страшные преступления. Подобные мифы были созданы не случайно. Героический век вместе с микенской Грецией уходил в прошлое, но какие силы разрушали этот некогда устойчивый мир, никто не знал и объяснить не мог. Мы-то знаем, что уходила в прошлое родовая община и рвались те кровнородственные отношения, что крепко держали весь коллектив родичей, связуя в единое целое предков и потомков. Здесь были свои социально-экономические причины, исподволь расшатывающие прежнюю надежную основу патриархальной общины, когда ради захвата власти, земли, богатства, золота велись разорительные войны в соседних пределах и в заморских владениях и когда шло интенсивное имущественное расслоение спаянного в прошлом коллектива и выделение сословной верхушки. А власть басилевсов-"царей" сосредотачивалась в одних руках не только на войне, но и в мирной жизни, приобретая наследственный характер. На смену прежнему благочестию выдвигались совсем иные ценности, несравнимые с суровыми доблестями расцвета героического века.

 

Властители Микен, Аргоса или Фив, мыслившие себя потомками богов, истребляли друг друга, питая честолюбивые замыслы и не щадя ближайших сородичей. Лишь проклятием, наложенным богами на дерзко возгордившихся героев, могли объяснить современники, доверяя мифологическому сознанию, такой упадок нравов и такую неразборчивость в средствах.

Известны мрачные истории царственных домов Атридов, потомков Тантала (Микены), Кадмидов и Лабдакидов (Фивы), Алкмеонидов (Аргос).

Еще Тантал, сын Зевса, пировал с небожителями за одним столом, но, как говорили, похитил там пищу богов - нектар и амбросию. Он же пригласил богов в свою очередь к себе на пир и угостил их блюдом, приготовленным из тела зарезанного им сына Пелопса. Однако разгневанные боги не прикоснулись (кроме Деметры, расстроенной пропажей дочери) к этой трапезе и приказали Гермесу возродить Пелопса к жизни (часть лопатки, отведанной Деметрой, была заменена слоновой костью), а самого Тантала, разгласившего к тому же тайну, доверенную ему Зевсом, предали мукам в Аиде, где он испытывает вечный голод и неутолимую жажду (Од. XI 582-592).

В дальнейшем Пелопс тоже совершил злодеяние. Он убил, не желая делиться богатством, своего возничего Миртила, с помощью которого одержал победу в беге колесниц и добыл себе жену Гипподамию. Миртил, умирая, проклял род Пелопса, и вся последующая его история полна кровавых преступлений.

Сыновья Пелопса, Атрей и Фиест, сначала убили своего сводного брата Хрисиппа, а затем стали питать уже обоюдную ненависть.

Фиест соблазнил жену Атрея Аэропу. С ее помощью он похитил златорунного барашка, обладание которым было залогом царской власти. Атрей изгнал Фиеста из города, а жену приказал бросить в море. Тогда Фиест подослал к брату убийцу - его собственного сына Плисфена, которого воспитал как своего. Однако Плисфен был схвачен и умерщвлен Атреем. Затаив злобу, этот последний внешне мирится с Фиестом и приглашает его на дружеский пир. Там он угощает брата блюдом, приготовленным из умерщвленных им маленьких сыновей Фиеста (см. трагедию Сенеки "Фиест"). Фиест, узнавший за пиршественным столом об этом злодеянии, проклинает брата и по совету оракула, вступив в брак со своей дочерью, становится отцом Эгисфа. Вот этот Эгисф и оказывается в конце концов мстителем за отца.

Мифы повествуют о том, как дочь Фиеста Пелопия впоследствии вступила в брак с овдовевшим Атреем, как она еще до этого подбросила рожденного ею Эгисфа к пастухам, воспитавшим его, как мальчик понравился Атрею, был взят в дом, усыновлен, а затем послан убить Фиеста. Однако Фиест узнает сына по родовому мечу, и тот, исполняя волю отца, наконец убивает Атрея (Аполлод. Эпит. II 14).

Цепь преступлений в доме Атридов продолжалась. Врагами стали двоюродные братья Агамемнон, сын Атрея, и Эгисф, сын Фиеста. Пока Агамемнон находился в походе под Троей с войсками, Эгисф соблазнил его жену Клитемнестру. У нее же были свои причины ненавидеть мужа. Во-первых, Агамемнон насильственно взял в жены Клитемнестру, убив ее мужа (брата Эгисфа) и сына от первого брака. Во-вторых, Агамемнон принес в жертву по требованию Артемиды перед троянским походом дочь Ифигению, горячо любимую им самим и матерью. Вернувшийся из похода в родной дом Агамемнон убит то ли одним Эгисфом, то ли обоими любовниками, а заодно убивают и его пленницу, прорицательницу Кассандру, дочь троянского царя Приама.

Но сын Агамемнона, Орест, убивает и Эгисфа, и свою мать, мстя за отца. В знак справедливой мести за попранную власть мужа и героя Орест очищен от скверны богом Аполлоном и прощен судом людей и богов в Афинском ареопаге (см. трилогию Эсхила "Орестея").

По воле Аполлона он в дальнейшем привозит статую Артемиды из Тавриды, где чуть было не погиб от руки собственной сестры Ифигении, считавшейся погибшей, но спасенной богиней и ставшей жрицей Артемиды. Орест возвращается в Микены, убивает сына Эгисфа, вступает в брак с Гермионой, дочерью своего дяди Менелая, и наконец овладевает Аргосом и Спартой. В дальнейшем сын Геракла Гилл вытеснит его из родных владений в Пелопоннесе, и Орест погибнет в Аркадии от укуса змеи.

Не менее драматична судьба Кадмидов и Лабдакидов в Фивах, потомков Зевса и Ио через Агенора, кровными узами связанных также и с Посейдоном, и с Аресом, и с Афродитой.

Кадм, сын финикийского царя Агенора, правнука Зевса, в поисках своей сестры Европы, похищенной Зевсом, приходит в самое сердце Греции, в Беотию, где и основывает город Фивы. Там Кадм убил рожденного Аресом дракона, стерегущего источник воды. По совету Афины Кадм посеял в землю зубы дракона, из которых появились вооруженные люди, так называемые Спарты - "посеянные". В борьбе друг с другом они почти все погибли, но пятеро оставшихся детей Земли - Хтоний, Удей, Пелор, Гиперион, Эхион - положили начало знатным фиванским родам. Сам же Кадм после искупительной службы Аресу вступил в брак с прекрасной Гармонией, дочерью Ареса и Афродиты. В браке с Гармонией Кадм имел несколько детей, на которых и пало проклятие богов, и, скорее всего, именно Ареса. Ведь Кадм умертвил его дракона, и если следовать мифологической логике, то герой поднял руку даже на самого бога войны, так как змей, стерегущий источник, был или ипостасью Ареса, или его сыном. Подобную дерзость можно искупить лишь страданиями Кадма и его потомков.

Внук Кадма Актеон, сын его дочери Автонои, гибнет, растерзанный своими же собаками (то ли он увидел купающуюся Артемиду, то ли сватался к Семеле, любимой Зевсом). Дочь Кадма Ино, обезумев (по воле Геры, когда Зевс отдал младенца Диониса на воспитание Ино), бросается со своим сыном Меликертом в море. Третья дочь, Агава, охваченная вакхическим буйством, растерзывает не признавшего божественную власть Диониса своего сына Пенфея (в дальнейшем погибнут и потомки Пенфея, сыновья Креонта Менекей и Гемон, покончив самоубийством). Четвертая дочь, Семела, возлюбленная Зевса, гибнет от ревности Геры, но зато становится матерью Диониса, претерпевшего много страданий.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!