Братья Зевса - Аид и Посейдон 1 страница



Как видим, семья Зевса на Олимпе велика и разнородна, но она свидетельствует о попытке классической мифологии сделать всех главнейших богов зависимыми от Зевса и по их функциям и по их крови.

Однако у Зевса, как известно, есть два брата, Посейдон и Аид, разделяющие с ним власть над миром. Аид с Персефоной не имеют потомства, как и положено богам царства мертвых. Смерть никого не порождает, но только берет, уносит, почему и бог Аид принимает их в свое царство.

Находясь среди мертвых в мрачном и туманном подземном царстве, Аид даже свою собственную супругу должен был похитить на земле. Он умчал прекрасную Персефону, свою племянницу, дочь Зевса и Деметры, на золотой колеснице в разверзшуюся землю.

Персефона, будучи дочерью плодоносной Деметры и став супругой мрачного бога, осуществляет единство двух миров - жизни и смерти, что подтверждается ее появлением на земле в обусловленное время. Персефона и в царстве мертвых помнит землю, помогает героям, приведенным по воле судьбы к вратам смерти, но зернышко граната, которое дал ей насильно вкусить Аид, заставляет ее ежегодно возвращаться к нему и не пытаться простирать свою власть за пределы мира мертвых.

Итак, на историю Олимпа Аид и Персефона почти не оказывают влияния.

Посейдон, "владыка вод", "колебатель земли", "земледержец" (если судить по индоевропейскому корню его имени, еще и "супруг Земли"), как именует его Гомер, с древнейших времен славится анархической силой буйной морской стихии.

Однако в законном супружестве с Амфитритой, дочерью Нерея, у него только один сын Тритон, божество морских глубин. Зато бесчисленны дети от возлюбленных Посейдона, смертных женщин и богинь. Сыновья, так же как их отец, отличаются диким нравом и полным беззаконием (великан Антей, чудовище Минотавр, братья-великаны

Алоады, людоед Полифем, разбойники Скирон и Керкион и многие другие). Все подобные дети Посейдона гибнут от рук героев или терпят тяжелое наказание. Поэтому потомство Посейдона не может рассчитывать на право наследования и на власть в олимпийском мире. Лишь один из сыновей Посейдона - афинский царь Тезей - достоин великих подвигов, но и его крайне своеобразная биография имеет неизгладимые черты божественного отца. Однако судьбе Тезея, как и других героев, у нас отведено особое место.

Итак, выясняется, что подлинная власть на Олимпе и на земле принадлежит только Зевсу и его потомкам. Олимпийский Зевс по праву носит имя отца богов и людей.

Двенадцать Олимпийских богов и их окружение

Несмотря на то, что в классической мифологии устанавливается традиционная картина мира Олимпийских богов, с ней не все обстоит так уж просто и безоговорочно. Здесь имеется множество архаических рудиментов, все еще дающих о себе знать, целый ряд ферментов, указывающих на тенденции, полное воплощение которых осуществится позже, на исходе мифологического развития.

Принятое в изложениях мифологии представление о двенадцати Олимпийских богах тоже соблюдается достаточно условно. Обычно же в число двенадцати богов включается вполне устойчивая группа.

Зевс и Гера - верховные владыки Олимпа. Афина и Аполлон славятся мудростью и конструктивно-художественной деятельностью. Деметра - покровительница земледелия. Артемида - охотница. Афродита - богиня любви и красоты. Арес - божество необузданной войны. Гефест - основатель кузнечного дела и ремесел. Гермес - помощник в предприятиях человека (торговле, скотоводстве, искусстве, путешествиях). Гестия - хранительница домашнего очага. Дионис - божество виноградарства и вообще плодородия.

Однако Посейдон с гораздо большим основанием, чем Дионис, претендует на включение его в число двенадцати богов, хотя он владыка вод и обитает в морской глубине, а не на Олимпе. Диониса же, как сына Зевса и смертной женщины, попавшего на Олимп после своего обожествления, следовало бы исключить из этого числа.

Аид хотя и царь мертвых, но он родной брат Зевса и принадлежит вместе с ним к третьему поколению богов. Значит, Аид тоже имеет основание быть в числе двенадцати Олимпийцев.

Таким образом, на двенадцатое место существует три претендента и говорить о незыблемости данной канонической картины очень трудно.

Зевс, как было сказано выше, роздал богам, своим союзникам, каждому определенные владения и упорядочил тем самым управление миром. Некоторые боги старшего поколения сохранили и при Зевсе уважение и почет. Земля - Гея и Небо - Уран находятся не у дел, но тем не менее зорко следят за событиями, происходящими в олимпийском мире и, как мы знаем, подают и будут еще подавать Зевсу полезные советы.

Титан Океан, божество одноименной реки, тоже оказался среди самых почитаемых, так как в титаномахии не выступил против Зевса. Вместе со своей супругой Тефией он наслаждается мирной жизнью на краю света. Океан благодаря доброму нраву слывет хорошим посредником в трудных делах. Когда Зевс пытается узнать у прикованного Прометея хранимую им тайну, то именно Океан уговаривает Прометея пойти на мировую с Зевсом и получить от него прощение. Океану трудно понять непримиримость

Прометея, и он, жалея сына Иапета, все-таки уверен, что действовать, преступая меру, нельзя. Он сам, отступив от братьев-титанов, сумел соблюсти меру жизненных отношений, так что в олимпийском мире жребий его вполне беспечален. Титаниды, сестры свергнутых титанов - мать Зевса Рея и его законная супруга Фемида, а также не вполне законные Мнемосина и дочь Океана Евринома - каждая получили свою почетную долю. Фемида правит справедливый суд, Мнемосина - живая связь памяти прошлого и настоящего - создает преемственность в развитии мира. Рее достаточно сознавать себя матерью Зевса. Что касается океаниды Евриномы, то она (по одной версии), вытесненная вместе со своим бывшим супругом Офионом с Олимпа Реей и Кроносом, теперь рождает Зевсу прекрасных детей и вполне умиротворена, восстановив через Зевса и дочерей свою связь с Олимпом.

В почете и морской старец Нерей, вытеснивший в новой жизни своего отца Понта - божественное Море. Нерей и Океан породнились, так что пятьдесят нереид, дочери Нерея и Дориды, оказались внучками мудрого Океана по своей матери океаниде.

Три тысячи океанид - дочерей Океана и Тефии - и три тысячи потоков - сыновей Океана - вместе с нереидами целиком сохранили свое положение в мире классической мифологии, отличаясь от своей былой стихийной архаики благодетельным характером и получая антропоморфные, иной раз очень выразительные, черты.

Среди внучек Океана не только крылатые Гарпии, которым суждено погибнуть от рук героев, но и прекрасная Ирида - Радуга, вихреногая богиня, ставшая на Олимпе вестницей богов. Дети титанов Тейи и Гипериона - Гелиос, Селена и Эос - Заря - исправно светят на небе Олимпийцев, равно необходимые богам и людям. Они помогли Зевсу в подготовке гигантомахии, на время лишив мир своего света, и Зевс подтвердил их уделы.

Даже Кербер, медногласый пес с пятьюдесятью головами, порождение Тифона и Ехидны, несет охранительные функции у ворот Аида.

Нашли свое место в царстве, упорядоченном Зевсом, Сторукие, стерегущие в Тартаре титанов, и Киклопы, кующие Зевсу громы и молнии.

Архаические боги помогают Зевсу укрепить власть

На примере некоторых мифологических персонажей особенно заметно, как Зевс стремится приумножить свою власть с помощью былых архаических сил.

Стикс

СТИКС. Стикс - страшное божество одноименной реки в царстве мертвых, океанида, дочь Океана и Тефии, причем одна из старших дочерей. Существует и другая версия ее происхождения, не менее почтенная: от Нике - Ночи и Эреба - Мрака. Само имя ее означает "ненавистная".

От брака с Паллантом, сыном титана Крия, Стикс родила примечательных детей - Зависть (или иначе Рвение), Нику (Победу), Власть и Силу.

В разгар титаномахии Стикс поспешила стать на сторону Зевса, прийдя ему на помощь вместе со своими детьми. А так как Зевс обещал своим союзникам сохранить их былой почет и владения, то после победы Зевса Стикс оказалась в числе самых почитаемых. Ее дети навсегда остались на Олимпе рядом с Зевсом - вот почему он постоянно наделен мощью, власть его неизбывна, а победа всегда ему сопутствует.

В награду богине Зевс заставил Олимпийцев испытывать их верность страшной клятвой холодными водами подземной реки Стикс. Ирида - вестница богов приносит для этого воду из подземного потока, и клятвы приносятся над золотой чашей с этой зловещей водой. Если бог нарушает клятву, он падает бездыханным и пребывает в таком виде год, не вкушая ни нектара, ни амбросии, а затем девять лет пребывает вдали от Олимпа, не участвуя в пирах богов, и лишь на десятый год возвращается в круг Олимпийцев. Верность Зевсу самой богини, испытанная в титаномахии, - залог божественной верности вообще. Поэтому клятва именем Стикс самая страшная и надежная (Гес. Теог. 775 - 806).

Союз Зевса и мрачной подземной богини, которая внушает ужас даже бессмертным, стал возможен только на путях всемерного укрепления власти Зевса. Кронид использует в полной мере устрашающее воздействие архаической богини на всех, кто от него зависит. Стикс наряду с другими хтоническими чудовищами предоставила свою мощь в услужение Зевсу и тем самым сохранила свое место в олимпийском мире.

Геката

ГЕКАТА. Геката - дочь Перса и Астерии, внучка титанов Фебы и Коя. Это богиня мрака, ночных видений и чародейства, с помощью которого возможно вызывать мертвецов. Однако она особенно дорога Зевсу. И не только потому, что это племянница любимой им Лето и двоюродная сестра Аполлона и Артемиды. Кровные связи не имеют значения ни для Зевса, ни для других богов, если дело касается власти. Дело в том, что Геката оказалась верной союзницей Зевса и всей его семьи в борьбе с гигантами. Геката убила собственноручно гиганта Клития и честно сражалась с чудовищными сыновьями Геи.

В награду за верность богиня получила после воцарения Зевса власть над судьбою земли и моря. Сохранив архаические функции (она вызывает призраки умерших, охотится ночью со сворой собак среди могил и мертвецов, помогает в изготовлении зелий и вообще колдовству), Геката вместе с тем вошла в число богов - помощников людям в их повседневных трудах. Она способствует охоте, пастушеству, разведению коней, даже общественным занятиям человека (суд, народные собрания, состязание в спорах), покровительствует юношеству (там же 411-452).

Геката в мире Олимпийских богов имеет двойственный образ (недаром ее изображают двуликой и даже трехликой): она земная - Хтония и небесная - Урания. Она богиня мрака и ночного сияния, лунная богиня, близкая Селене. Она, как и Артемида, охотница, но только ночная. В ней есть черты, близкие Деметре - жизненной силе земли и Персефоне - богине подземного царства. Ведь именно Геката помогает Деметре разыскивать ее дочь Персефону, похищенную Аидом.

В классической мифологии это доолимпийское божество связует два мира - живой и мертвый. Зевс, всемерно одарив Гекату, заставил архаический демонизм служить героям, которые с помощью этого последнего одерживают победу над темными силами, хотя и не без ущерба для собственного героического сознания.

Заговор против Зевса и решающая роль Фетиды в спасении Зевса

Как видим, устроение Олимпа оказалость делом достаточно сложным и трудным. Надо было не только победить и наказать соперников, но и ублажить прежних богов, своих союзников, и следить за родичами, тоже мечтающими о власти.

Зевсу пришлось пережить серьезное испытание, когда против него назрел заговор, в котором, по Гомеру, участвовали Гера, Посейдон и Афина Паллада (Ил. I 397 - 400). По схолиям к этому месту "Илиады", участниками заговора считаются Посейдон, Аполлон и Гера, что более вероятно. Независимо от имен участников заговора известно, что Гера и Посейдон всегда домогались власти, Афина и Аполлон настолько могучие боги, что вполне способны сами владеть Олимпом. Известно также, что в Троянской войне Гера, Афина и Посейдон объединились, действуя вопреки воле Зевса и стремясь помочь ахейцам, осаждающим Трою (там же XIV).

Заговорщикам, однако, как бы неожиданно помешала скромная богиня Фетида, дочь Нерея, морского старца, и океаниды Дориды, всего лишь одна из пятидесяти сестернереид.

Фетида не внушает ужаса, как Стикс или Геката, она, наоборот, мила лицом, но роль ее в мифологии героизма не менее значительна, чем у этих страшных богинь.

На руку Фетиды в свое время претендовали Зевс и Посейдон. Судя по всему, Фетида была неравнодушна к Зевсу и выбрала его, но оба ее жениха отказались от прелестной нереиды, так как их смутило некое предсказание. Как всегда, оно исходило от Геи, носящей много имен, в том числе имя Фемиды, и, по одной из версий, матери Прометея. Именно Гея - Фемида передала своему сыну тайну брака Зевса, которой можно было воспользоваться в борьбе против этого последнего. Заключалась она в том, что тот, кто возьмет в жены Фетиду, будет иметь сына, более могущественного, чем он сам, и готового лишить власти своего отца.

Прометей в конце концов открыл эту тайну Зевсу в обмен на освобождение от страданий. Зевс же в свою очередь отказался от Фетиды.

Но Фетида, несмотря на то, что ее отвергли, продолжала сохранять свою приязнь к Зевсу. Именно она в ответ на призыв Зевса о помощи повелела одному из Сторуких явиться немедленно на Олимп. Это был Бриарей - Эгеон. Он торжественно уселся рядом с Зевсом, сознавая свою непомерную мощь, а боги-заговорщики пришли в ужас и отказались от намерения заковать Зевса, лишив его власти (там же I 396 - 406).

Так Фетида с помощью Бриарея не только спасла Зевса и устрашила весь Олимп, но и продемонстрировала свои собственные возможности, какую-то свою удивительную власть над чудовищными Сторукими.

Если же вдуматься в мифологию Фетиды, то выясняется, что она чрезвычайно сложна и есть не что иное, как история стихийного архаического божества давних времен, чья судьба претерпела много унижений в героический век, сохранив, однако, память о былом могуществе.

Даже в облике этой нереиды есть несомненные рудименты архаики. Судя по тому, что Гомер именует Фетиду "среброногой", что-то напоминает в ней миксантропическое существо с хвостом, покрытым серебристой чешуей. Но в гомеровской поэзии тело ее серебрится от морских брызг, просвечиваемых солнцем. Фетида выходит из моря то ли как легкое облако, то ли она туман, что поднимается с моря. Как все морские божества, она самый настоящий оборотень (ср., например, Протея в гомеровской "Одиссее"), изменчивая, как сама морская стихия.

Фетида унижена, так как ее выдали за смертного человека, царя Пелея, несмотря на все ее хитрости, несмотря на умение превращаться в огонь, воду, птицу, тигра, льва, змея, не даваясь в руки мужа.

Фетида унижена тем, что сын ее, хотя он и великий герой Ахилл, смертен. Будучи еще и колдуньей, Фетида пытается изменить человеческое естество сына с помощью огня. Но колдовство ей не удается, шестеро ее детей гибнут, а Пелей едва сумел спасти Ахилла, выхватив его из рук матери (Аполлод. III 13, 4 - 6).

К этому можно добавить еще немаловажную деталь. Фетида - племянница океаниды Евриномы, возлюбленной Зевса. Евринома же - бывшая супруга Офиона, по всей видимости хтонического змея (на это указывает его имя), с которым она некогда царствовала на снежных склонах Олимпа, пока их не вытеснили оттуда Кронос и Рея (Аполл. Род. I 503 - 506).


134. Асклепий. Римская копия греческой статуи. IV в. до н. э. Неаполь, Национальный музей

Таким образом, дочь Нерея сама принадлежит к миру архаических богов, она им ровня и родня, она своя и среди Сторуких, которые готовы ей повиноваться. Зато в новом мире олимпийской мифологии прерогативы ее утеряны. Став супругой Пелея (хотя она покинула его и живет у отца), она заняла место скромного и незаметного божества. Фетида находится на обочине олимпийского великолепия.

Сама обиженная нынешними богами, она, сидя в гроте на дне моря вместе с Евриномой, помогает тем, кого тоже обидели. Именно Фетида приняла к себе младенца Гефеста, который родился хромоногим уродцем и которого мать Гера с презрением вышвырнула с Олимпа. Гефест воспитывался девять долгих лет у Фетиды (Гом. гимн. II 140 - 142) и Евриномы. Сын Зевса и Семелы Дионис бросился в море, преследуемый царем Ликургом. Там его спасла и приютила Фетида (Ил. VI 135 - 136).


135. Асклепий и Гигиея. Римская копия греческой статуи. IV в. до н. э. Рим. Музеи Ватикана

Она не появляется открыто на Олимпе и пробирается туда тайно от Геры (хотя от Геры ничто не скроется), одевшись туманом, чтобы просить Зевса о милости для своего сына. И как ни боится Зевс гнева Геры, но волю Фетиды выполняет (там же I 496 - 527).

Перед нами еще один пример того, как боги прежних времен уживаются в классической мифологии и, как будто не обладая реальной властью, все-таки совершенно необходимы здесь и даже помогают Зевсу в критические моменты, памятуя о своем былом могуществе.

Распри между Зевсом и Аполлоном

На заговоре против Зевса попытки противостоять его власти не прекратились.

Характерна в этом плане знаменитая история распрей между Зевсом и Аполлоном.

Первая из них является следствием участия Аполлона в заговоре на Олимпе. Разгневанный Зевс жестоко наказал Аполлона и Посейдона, заставив их в унизительном рабском виде служить троянскому царю Ааомедонту. Аполлон пас царские стада на склонах Иды (здесь сказалась его древняя функция покровителя стад), а Посейдон один или с помощью все того же Аполлона возводил мощные троянские стены (для Посейдона строительство не характерно и может служить только наказанием).

Боги работали целый год за условленную плату. Но когда пришел срок платежа, Ааомедонт плату удержал и выгнал богов, угрожая связать их по рукам и ногам да еще обрезать уши, как это делали жалким рабам. Боги, претерпевшие невиданную несправедливость, ушли без вознаграждения (там же XXI 441 - 457). За это Аполлон наслал на город чуму, а Посейдон - морское чудовище, на съедение которому отдали царевну Гесиону, дочь Лаомедонта, затем спасенную Гераклом (Аполлод. II 5, 9). Однако распри с Зевсом на этом не кончились.

Аполлон от Корониды, дочери Флегия - царя племени лапифов (а может быть, и нимфы), имел сына Асклепия. Мать, уличенную в измене, Аполлон убил, но из чрева Корониды, сжигаемой на погребальном костре, успел спасти сына (Гигин 202) и отдал его на воспитание кентавру Хирону (Овид. Мет. II 534 - 632), где Асклепий усовершенствовал полученный от отца дар врачебного искусства, которое привело юношу к мысли воскрешать людей.

Зевс увидел в такой дерзости Асклепия, во-первых, чрезмерную помощь людям (а мы знаем, что один из принципов царства Зевса именно мера), во-вторых, полное нарушение извечной гармонии жизни и смерти и, главное, в-третьих, покушение на основную прерогативу богов - бессмертие, распознав здесь, несомненно, попустительство Аполлона, тоже знаменитого своим целительным искусством. В гневе Зевс поразил Асклепия молнией, которую выковали ему Киклопы.

Но Аполлон решил отомстить за сына и отважился на поединок с Зевсом. Он выступил как бог-стреловержец, бог-губитель. Своими стрелами он перебил Киклопов - ковачей Зевсова оружия. В ответ Зевс решил ввергнуть Аполлона в Тартар, но тронутый просьбами его матери, богини Лето, отослал Аполлона уже вторично и снова в человеческом виде идти в услужение к царю Адмету в Феры (Фессалия, на севере Греции), где Аполлон ровно год пас царские стада, приумножив их, так как коровы приносили постоянно двойню (Аполлод. III 10, 4).

Находясь у Адмета, Аполлон помог Гераклу побороть Смерть и спасти от нее жену царя, самоотверженную Алкесту.

В баснях Эзопа (106 Hausrath) (Corpus Fabularum Aesopicarum, ed. A. Hausrath, H. Hunger, vol. I. fasc. 1 - 2, Leipzig, 1959-1970) есть еще один любопытный факт - о соперничестве Аполлона и Зевса в стрельбе из лука. Оказалось, что когда Аполлон натянул лук и пустил стрелу, то Зевс в это же время прошел то самое расстояние, на которое стрелял Аполлон. Этот сюжет имеет нравоучение: достойны смеха те, которые состязаются с сильнейшими (ср. у Гесиода в поэме "Труды и дни" 210: "Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим").

Все эти посягательства Аполлона на непререкаемую власть Зевса указывают на ранние формы мифологии классического периода, на неустойчивость олимпийской семьи, в которую к этому времени вошли боги, по происхождению своему совсем негреческие (Аполлон, Гефест, Афродита имеют малоазийские корни, Арес, видимо, фракиец) или догреческие (Прометей, Посейдон, Афина, Гера), сохраняющие остатки своей самостоятельности и в распрях с Зевсом. Но возможно, что в случае с Аполлоном здесь фигурируют также позднеолимпийские отношения, когда сын постепенно перенимает все отцовские функции, намереваясь его в конце концов вытеснить.

Следует вспомнить при этом ряд пророчеств Геи о наступлении конца Зевсова могущества. Да и вообще регулярная смена поколений богов неизбежна, иначе остановится мифологическая история, отражающая реальные социально-исторические сдвиги родового общества.

Кроме того, небезынтересен мотив служения людям как наказания божества за тяжкий проступок. Такой мотив в мифологии Аполлона, несомненно, связан с идеей периодического ухода и возвращения божества, с временным оставлением божественных функций и их обретением. Для бога вообще, и Аполлона в частности, рабское служение человеку равносильно уходу бога света в мрачное небытие, приобщению к смерти. Но так как боги бессмертны, то подобная смерть обязательно чревата возрождением, напоминая о всеобщей текучести, о постоянных изменениях в самой природе, о ее увядании и цветении, как это видно по мифу о насильственном пребывании Персефоны в царстве смерти и о периодическом ее возврате на землю, к матери Деметре.

Перед нами исконное в древнем мифологическом сознании чередование жизни и смерти, света и мрака, дня и ночи, ухода и возвращения, то есть целостная картина природного бытия, на которое опирается и из которого вырастает человек общинно-родовой формации.

Соперничество Посейдона с Афиной и другими богами

Не менее интересны споры Посейдона с Афиной Палладой и другими богами, поскольку они свидетельствуют о стремлении древнего морского божества утвердить себя вопреки разумным замыслам Олимпийцев.

Посейдон вступает в спор с Афиной из-за владычества над Аттикой, причем орудием его является традиционный трезубец, самый настоящий фетиш, наделенный живой магической силой.

Посейдон претендует на власть в Афинах и, одаряя жителей Аттики, выбивает трезубцем из скалы источник соленой воды, но никак не пресной, столь необходимой в засушливой стране.

Тогда Афина одаряет жителей этой земли плодоносной маслиной. Но Посейдон не унимается и спорит на суде с Афиной, требуя справедливости. Решение выносят афинские цари Кекропс и Кранай (по другой версии, сами Олимпийские боги) в пользу Афины, взрастившей на скалах акрополя маслину, кормилицу народа Аттики (Аполлод. III 14, 1).

Стать основателем и покровителем поселений и городов, как это характерно для Афины, Аполлона, Зевса, Посейдону никак не удается. Древняя стихийная мощь Посейдона разрушительна, а не созидательна, поэтому он тщетно вступает в соперничество с богами, помогающими планомерному устроению жизни. Из Афин и Трезен Посейдона вытеснила Афина, из Дельф - Аполлон, из Аргоса - Гера, из Коринфа - Гелиос, с острова Эгины - Зевс, с острова Наксоса - Дионис. Единственное владение, где царили дети и потомки Посейдона - остров Атлантида, да и тех за нечестие, пороки и небывалую роскошь, вызвавшую падение нравов, покарал Зевс, уничтожив эту страну (Платон. Критий). Посейдон постоянно вступает в распри и споры со всеми богами, проявляя свое самовластие и каждый раз пуская в ход знаменитый трезубец. Начало гомеровской "Одиссеи" (I 68 - 79) дает полное представление о презрении Посейдона к законам, установленным на Олимпе, а V песнь той же "Одиссеи" рисует выразительную картину Посейдонова буйства на море, когда он насылает ураганный ветер на плот Одиссея, разбивает его в щепы, будоражит трезубцем море, тучи и ветры (V 291-319), мстя за ослепление Одиссеем своего сына, людоеда Полифема.

 

Он насылает не только морские бури, но и землетрясения (на острове Фера есть храм, посвященный Посейдону Асфалию, дарующему безопасность при землетрясениях); наводнения, как было в Аргосе (там храм Посейдону - причине наводнений) после соперничества с Герой и в Аттике после спора с Афиной, когда он затопил Элевсин; бесплодие земли, как это было в Трезене (там есть храм Посейдона Фитальмия - пропитавшего растения солью) после распри с той же Афиной, когда он затопил землю морской водой и лишил ее плодородия.

Посейдон все время стремится главенствовать на Олимпе, хотя получил по жребию свой удел - море. Но древнее хтоническое прошлое Посейдона столь сильно, что он никак не может найти себе позитивного места в мифологии героизма. Посейдону, этому постоянному спорщику и носителю раздоров, ничего не остается, как насылать на людей бедствия и устрашать их грозными проявлениями стихий воды и земли. Власть на Олимпе для него исключена навсегда.

Сила судьбы и мудрость Земли

А есть ли какая-нибудь сила, которой подчинен сам Зевс и которая направляет его действия, или он поистине управляет Олимпом по собственному усмотрению?

Этот вопрос решается вполне конкретно в зависимости от разных ступеней героической мифологии, более ранних или более поздних.

Одно несомненно - наряду с Зевсом и всеми другими богами существует еще одна мощная сила, которую именуют судьбой.

Древнейшее понимание судьбы связано с представлением о неведомом, неожиданном, не имеющем названия демоническом проявлении. Как и положено демонической силе, она не имеет не только имени, но даже образа, налетая на человека внезапно и неся ему внезапную гибель. Однако в мифологии героизма этот древнейший демонизм находится в рудиментарном состоянии, что хорошо видно на гомеровских поэмах, где иной раз умирающий герой винит наряду со своими убийцами свою судьбу, которая его "сковала" или "окутала" (Ил. XVI 849; IV 517; XII 116) своей волей, причем судьба рядом со смертью может коварно подстерегать героя (там же XVI 853; XXI 110), убивая его из засады.

Гораздо более развита в олимпийской мифологии персонификация судьбы, которую обычно именуют Мойрой - участью (греч. moira - часть, доля), что присуща человеку от рождения. Мы уже говорили, что здесь сказался древний обычай родового коллектива наделять каждого определенной долей добычи, трапезы, жертвы, чтобы все члены рода оказались причастными общему, связующему всех делу. Отсюда - первоначальное воплощение участи человека в фетише, физическом предмете, наделенном живой силой.

Нами упоминался миф о Мелеагре, участь которого была заключена в головешке и жизнь которого завершается со сгоранием ее на костре.

В классической мифологии такое явление, несомненно, является рудиментом, так как здесь участь существует независимо от материи, в которой она когда-то заключалась, и получает божественный статус наряду с антропоморфным образом, правда, неясным, смутным, до конца неведомым и загадочным.

Это та самая Мойра или Мойры, число которых твердо не установлено и колеблется от одной до трех. Мойры - дочери Ночи, затем усердные пряхи: Лахесис - Дающая жребий, Клото - Прядущая нить жизни, Атропос - Неотвратимо настигающая человека. Так, судьбу героя может выпрясть мощная Мойра (там же XXIV 209; Од. VII 197). Но не только люди, сами боги зависят от этих мрачных, сосредоточенно работающих над пряжей сестер. Боги выполняют веления судьбы, не решая ничего сами. Поэтому великий Зевс в критическую минуту достает золотые весы и взвешивает на них жребии троянцев и ахейцев или жребии Ахилла и Гектора, ибо Зевс ограничен в своих собственных решениях (Ил. VIII 69 - 74; XXII 209 - 214).

Боги могут приблизить гибель героя или его спасение, только зная, что это уже установлено судьбой (гибель Гектора, Ил. XV 612 - 614; возвращение Одиссея, Од. V 41 сл.; спасение Энея, Ил. XX 332 - 338).

Но вот оказывается, что воля судьбы как бы сливается с решениями богов, отождествляется с ними, и тогда Зевс именуется Морием, то есть дарующим предназначенную участь. Теперь сами боги прядут участь человека, о чем не раз упоминается, например, у Гомера (Ил. XXIV 525; Од. I 17). И Зевс достает уже не золотые весы судьбы, а свои собственные, направляемые им по своей воле (Ил. XVI 658).

Зевс классического Олимпа и мифологии героизма настолько велик, что три Мойры, как мы знаем, становятся его дочерьми от богини Фемиды, а он сам по праву возглавляет шествие Мойр, именуясь их Водителем, Мойрагетом. В храме Зевса Олимпийского в Афинах, по сообщению известного писателя Павсания, над головой статуи Зевса находилось изображение Мойр, чтобы всем было видно, как "предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу" (Павс. I 40, 4). Более того, в поэмах Гомера фиксируется и такой позднеклассический мотив в словесной формуле: "мойра божества", то есть судьба, исходящая от божества, а также "айса Зевса", то есть судьба, исходящая от Зевса (айса - одно из наименований судьбы, дарующей всем равную часть).

Зевс Олимпийский, несомненно, великая сила. Он достигает такого положения, когда сам становится отцом судьбы и ее владыкой. Однако сила эта не обладает устойчивостью даже в самые блаженные для Зевса времена. Еще до рождения Зевса существуют такие могущественные владыки, такое знание глубин теогонического процесса, такое прозрение будущего, что мощь Зевса то и дело направляется в необходимую и ему и его участи сторону кем-то извне или, скорее, из глубин мироздания. А это и есть мудрость матери-Земли.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!