Современная западная эстетика конец 19 и 20 век



Влияние на развитие искусства

-Фрейдизм (жизнь)

-Интуитивизм (жизнь)

-Экзистенциализм (существование)

Модернизм включает в себя символизм, экспрессионизм, сюрреализм, импрессионизм, авангард.

Фрейдизм (1856-1939гг)

Работы:

-толкование сновидений

-Леонардо да Винчи

-Достоевский и отцеубийство

-очерки по психологии и сексуальности.

В основе 3 мотива поведения:

-ОНО (институт унаследованный от предков. Бессознательно и поавляется человеком. Создает страшное напряжение и прорывается во всермя сна и галюцинаций. Требует выхода. Подсознание.

-Я – предсознание. Еще не сознание. Регулятор человеческого поведения. Общество содержит нормы поведения. Подсознательное ищет пути обхода для удовлетворения своих тайных желаний.

-Сверх-Я – сознание. Представитель общества во внутренней жизни человека. Диктует Табу не дающие удовлетварить тайные желания.

Либидо играет огромную роль. Даже ребенок обладает либидо.

Сферы

1 влечение к сексу

2 влечение к агрессии

У человека есть комплексы:

-Эдипов комплекс

-каннибальский комплекс

-нарцисский

-комплекс влечения к смерти

-эротический комплекс. Сексуальное наслаждение

Во главе сексуальной активности: 2 вещи определяющие поведение

-эротический комплекс

-влечение к агрессии

Ученик Юнг:

Надо рассматривать не только половое влечение, но и анализировать сознание. Коллективная бессознательность. По генам проходит бессознательное. От целого коллектива.

Ученик Ранг:

Причиной всех психических травм – травма рождения.

Во многом искусство 20 века построено на подсознательном. Человек склонен всю свою жизнь прожить в фантазиях.

Фантазия – компенсация человеку за неудовлетворенные желания. Фантазируют не счастливые а несчастные.

Фантазии – бесстыдство.

Фрейд – художник постоянно занимается обманом. Пытается свое тайное желание выдать за общие. Нет никакого катарсиса по Фрейду нет.

Искусство это суррогат удовлетворения желания. Не имеет отражательной функции.

Художник-невротик. Искусство – особый вид невроза.

Эстетическое – преднаслаждение. Чувство грубого физеолгоическогго наслаждения. Чаще всего сексуального. Предчувствие наслаждения.

Например Мона Лиза – улыбается так как замышляет убийство.

 

ИНТУИТИВИЗМ

Конец 19 начало 20

Берксо – Франция

Абсолютизирование роли интуиции.

Интуиция не исключает разум, а у Берксона Интуиция – главный источник познания.

Разум разделяет на части. Если познавать разумом то я умертвляю его. Интуиция не.

Мы не живем, а ДЛИМСЯ

По Берксону – наша жизнь – нерасчлененный акт. Длительность

Вся жизнь – длительность. Познание на интуиции. Не умертвляет человека

2 категории:

-длительность

-жизненный порыв (душа с начала жизни) пока он есть ты будешь длиться

Все основано на интуиции.

Художник это провидец. Он интуичит. Если хочешь познать то должен подключить переживания.

ПОЛНОСТЬЮ ОТРИЦАЕТ РАЗУМ В КАКОМ БЫ ЭТО НЕ БЫЛО ВИДЕ

Писатель Марсель Пруст (Франция) Мне настолько достаточно себя самой, что я не хочу знать ничего о вас. Мне все абсолютно безразлично. Всю свою жизнь провел как в клетке

В погоне за утраченным временем

Литература потока сознания.

Появляется в 20 веке роман Джеймс Джойс. Улис (одиссей) (главный роман 20 века) Полностью литература потока сознания. Исчезают сначала точки, запятые… Только сегодняшний день.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Экзистенс – существовать

Не академическая философская доктрина. В отличие от Канта, Гегеля и пр.

Рассуждение о страданиях, смерти и прочее.

Предшественник декоданства Нитше, Берксон, Достоевский

Возник:

Россия (накануне первой мировой войны и октябрьской революции 14-16, революция 17г. Лев Шестов, Николай Бердяев)

Германия (После 1 мировой войны. Ясперс и Хайдегер)

Франция (возник в период 2 мировой 41-45. Сартр, Альбер Камю, Симона Дебовуар)

Взгляды:

-Бытие не есть реальность. Непосредственные переживания субъектом «бытия-в-мире»

Мы просто есть, просто существуем. Сознание направлено на самого себя.

Жить – полноценно, существовать - прозябать

-Все направлено к пределу. За пределами – НИЧТО. Основные признаки существования: забота, страх. Все бытие – смерть. Различные способы соприкосновения с НИЧТО. Постоянно движение к НИЧТО и убегание от него

- есть подлинное и неподлинное существование.

Неподлинное – существование в безличном НИКТО (человек растворен в массе. Все его вкусы, желания и пр.) Человек не субъект, Человеком манипулируют Существо усредненное. Сознательно уходит в мир обыденности от самого себя. Почему? За тебя все выбрали ну и и катится по плоскости.

Подлинное бытие – свобода. Свобода вынести очень трудно. Предполагает выбор.

Человек чувствует себя заброшенным в мир. Характерна забота о себе. Главное – страх. Быть в мире и испытывать страх – одно и то же. Позади всего сущего – НИЧТО.

НИЧТО – абсолютное былие.

Строах перед НИЧТО – страх перед смортью. Каждый умирает в одиночку. Постояннно ожтдаем смерти. Смерть - последняя возможность существования. Существование – бытие к смерти.

У них эстетика труднее философии.

САРТР

Человек индивидуалист. Пытаетася сделать свое существование наиболее ценным для всех других людей. Например чувство ревности.

Человек не может забрать свободу другого человека. Свобода самая главная ценность бытия.

Тема Проклятые поэты: Бодлер, Малормэ, Жене – геи.

Поднимает тему аморальности. Связана с Жене. «Святой Жене. Комедиант и мученик.»

Свобода в столкновении рока. Ставит под сомнение общественную мораль.

В экзистенциализме заложен мощный заряд анархизма и вседозволенности. Философия вседозволенности. Если пьесы. Всегда виноват век в котором живет человек.

КАМЮ

Роман Чума

Повесть «Посторонний»

«Миф о Сизифе»

АБСУРД – рождается с человеческого призыва и молчания мира.

Выступает как связующие звено между человеком и миром. Если одна реальность – человеческая мысль. Сохранение мысли это бунт против абсурдного мира.

20 век – модернизм

МОДЕРНИЗМ - совокупность направления искусств 2 века, понятие которые охватывают самые разные формы (экспрессионизм и импрессионизим,сюрреализм, символизм, натурализм, и т д) Но для всех для них характерно одно: все разрывают с реализмом и все являются формалистические. Главное – форма. Эпатирование через форму.

СЮРРЕАЛИЗМ:

Возникает когда происходит распад Я, но под бременем бессознательного.

Сюрреализм – шизофриния. Во многом покоится на фрейдизме. Подсознательное – самое главное.

Поэт АПОЛЛИНЕР – первый раз встречается

Весь тон задали литераторы. 1924г. Анри Бретон выпустил манифест сюрреализма. Сюрреалисты не отказываются от изображения реальных вещей, но часто искажено и прочее.

Художественное творчество носит бессмысленный характер. Человека изображают гадким и уродливых. Возникает тема смерти гниения и разложения.

Жан Кокто фильм «кровь поэта»

САЛЬВАДОР ДАЛИ – показывает мир больного духа

Мэтр сюрреализма

Родился в Испрании. Начинал как реалист. Жена Гала.

СЮР – сверхреализм

Подсознательная тяга к начисто отрицаемому материи и реализму. Материя часто изображается разъятьой на атомы.

Отрицание материи но и отрицание духа. Отрицание того что дух может животворить.

Сюр – ёрничество, мистически окрашенная небывальщина, это то чего не может быть но изображать это надо материалестиченски, удивление странности мира, а если мир странный то и способы выражения мир тоже должны быть странными.

Почему появились? После больших потрясений с большим количеством сметрей, нищета, потерянное поколение. Мир сошел с ума. Сюрреалисты – специалисты по бунту. Простив мира сошедшего с ума. Задача зрителя потрясаться тому ужасному в мире.

Прелюдия сюрреализма – додоизм

После 1 Мировой войны собрались деятели искусства в клубе Вольтера. Решили протестовать с помощью искусства. Увидели в словаре слово Дадо – хвост связанной коровы. Накануне 1 мировой. Придумал Тцара. Во главе – все бессмысленное и все случайное. Первое из бессмысленных направлений в искусстве. Коллаж. Разные виды. От него 1 шаг до сюрреализма.

Первое потерянное поколение, связанные с мировой войной. Бессознательность направить в творчество, творческое познание.

Полилюар(первый муж Галлы), Луи Арагон, Пабло Неруда (писатели)

Федерико Гарсио Лорко (испанский поэт)

Луиз Боюнюэль (режиссер) (скромное обаяние буржуазии)

Рэне Клер (режиссер)

Пишут во имя бунта.

Борис Вион (Пена Дней)

Драма Тайна любви

Специалисты по бунту

Сюрреализм – крик духа, который обращается к самому себе

Манифест сюрреалистов «Сгорание бабочки»

Фрейд ищет сознание у сюрреалистов, в то время как всегда он ищет подсознание


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!