Функции и режимы фотоаппаратов, управляемые процессором



Основная функция фотоаппаратов - производить фотосъемку и влиять на показатели изображения. На практике это означает способ­ность определять и изменять экспозицию, осуществлять подсветку при помощи осветителя (вспышки), наводить резкость, увеличивать и уменьшать изображение.

В стандартном фотоаппарате все вышеперечисленные функции авто­матизированы. К сожалению, автоматизация на современном этапе раз­вития фототехники означает некое среднее качество для наиболее часто встречающихся условий фотосъемки. Автоматических режимов с большим запасом хватает для удовлетворения нужд фотографа любите­ля, но недостаточно для профессионалов-художников. Этой категории покупателей предлагаются дорогие фотоаппараты, в которых есть воз­можность перехода на ручное управление, например, ручная установка выдержки и диафрагмы (экспозиции) и ручное наведение резкости.

Цифровые фотоаппараты, точнее микропроцессоры этих камер, несколько сглаживают разницу между непрофессиональной и профес­сиональной аппаратурой, предоставляя широкие возможности в до­полнительных функциях. В полной мере достоинства цифровой фотографии раскрываются при редактировании изображения на компьютере, когда ощутить себя художником может каждый.

 

Гистограмма яркостей

Гистограмма представляет собой график, отражающий распределе­ние яркостей в кадре. Ось абсцисс (горизонтальная) соответствует яр­кости (от самого тёмного оттенка слева до самого светлого справа), а ось ординат (вертикальная) определяет относительное количество пикселей того или иного от­тенка на снимке. Таким обра­зом, гистограмма позволяет фотографу более правильно и наглядно оценить экспози­цию. При некотором навыке этот инструмент способен оказать весьма существенную помощь пользователю (осо­бенно во время съёмки в сложных условиях освещения), так что его наличие в камере является преимуществом. Чаще всего гистограмма обновляется на ЖК-дисплее динамически прямо во время компоновки кадра (это еще называется «живой» гистограммой), но некоторые аппараты позволяют посмот­реть этот график только после съёмки в режиме просмотра кадров. Безусловно, это очень неудобно, и при такой реализации функция гистограммы яркостей теряет львиную долю своего смысла.

Баланс белого

От способности прибора влиять на баланс белого зависит конечное соответствие цветовой гаммы фотоснимка восприятию цвета фотографом.

ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА. Понятие цветовая температура появилось из-за аналогии. Если чер­ный (бесцветный) объект нагревать, то теоретически, по мере повыше­ния температуры, он будет приобретать окраску от красного до голу­бого. Где-то посередине градации будут фазы белого с оттенками от розового до голубого. Так, например, Солнце без фильтра атмосферы излучает желто-белый свет, а Сириус, обладающий намного большей температурой, - бело-голубой.

Такая цветовая градация при изменении температуры получила наз­вание цветовой температуры, которую принято измерять в градусах Кельвина. Для сравнения: пламя свечи имеет цветовую температуру около 1800 К, свет лампы накаливания - 2500 К, восхода солнца - 3800 К, лампа вспышки - 5500 К, а голубое безоблачное небо в летний день -11000 К и выше.

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТОВОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ. Человеческий мозг в любых условиях проводит цветокоррекцию, и белый цвет воспринимается нами как белый и в условиях освещения электрической лампочкой, и в солнечный день на улице, хотя на са­мом деле, белый в первом случае - бело-желтый, а во втором – бело-­голубой.

Фотоаппарат не умеет самостоятельно корригировать цветность. Чтобы белый цвет на фотографии был таким, каким его видел фото­граф, камере нужно сказать, каким он был. Разумеется, с момента изоб­ретения цветной фотографии люди пытались бороться с данной проб­лемой.

Цифровая технология предлагает удобный подход, предпо­лагающий автоматическую цветокоррекцию на уровне процессора камеры. Эта функция носит название «баланса белого» (white balan­ce). Логика аппарата исходит из предположения, что усредненно кадр нейтрален в цвете, и потому более яркие элементы картинки должны быть пропорциональны нейтральному белому. Таким обра­зом, грубо говоря, самые яркие точки кадра условно принимаются за белый цвет, и все остальные цвета корректируются относительно них (в действительности все происходит несколько сложнее, однако общий принцип именно таков). Подобный алгоритм работает сравнительно неплохо в условиях хорошего освещения, однако в сложных условиях, когда даже самый яркий цвет бывает весьма да­лек от белого, результаты цветокоррекции могут быть непредсказуемы. Поэтому чаще всего предусматривается возможность указания автоматике, какой источник света используется в данный момент. Как правило, пользователю доступно около пяти фиксированных предустановок («дневной сеет», «лампа накаливания», «флуорес­центная лампа» и так далее), которые можно переключать через меню или с помощью специальной кнопки. В зависимости от выбора пользователя, камера делает поправку на соответственную цветовую температуру, и результат цветокоррекции оказывается ближе к реальности.

Во многих аппаратах предусмотрен ручной режим баланса белого. В этом режиме фотограф помещает рядом с объектом съемки лист белой бумаги и калибрует камеру по этому листу, прежде чем начать собст­венно съемку. Конечно, калибровка требует некоторого времени, что, соответственно, сказывается на оперативности съемки, однако и ре­зультаты в режиме ручного баланса белого обычно получаются наи­лучшие. Некоторые «продвинутые» аппараты позволяют задать источ­ник освещения непосредственно в градусах Кельвина, что это полезно при студийной съемке, когда цветовая температура осветительных приборов заранее известна из их паспортов или может быть измерена колориметром.

При выборе аппарата стоит помнить, что идеальных алгоритмов ав­томатического баланса белого не существует в принципе. Можно гово­рить лишь о более или менее удачных реализациях. Отдавать предпо­чтение стоит камерам с большим выбором предустановленных источ­ников освещения и с возможностью ручной калибровки по эталонному белому листу. Хорошо работающий баланс белого - действительно важное преимущество аппарата.

 

Скоростная съемка

Скоростная съемка - режим, в котором камера снимает кадры не поодиночке, как обычно, а сериями, в надежде на то, что хотя бы один кадр в серии получится удачным. При этом установка фокусировки, экс­позиции, а также баланса белого для всей серии производятся, как пра­вило, по первому кадру. Серийный режим незаменим во время репортажной съемки (например, спортивных соревнований), при съемке де­тей, животных и так далее, поэтому большинство камер имеет его в своем арсенале. Однако ценность скоростной съемки в значительной степени зависит от действительной максимальной скорости, с которой аппарат может снимать серии фотографий. Например, частота 1-1,5 кадра в се­кунду, присущая большинству недорогих аппаратов, является слишком маленькой и не принесет особенной пользы. 2-2,5 кадра в секунду - уже серьезная скорость, весьма интересная с прикладной точки зрения. При этом, конечно, нужно помнить, что текущие условия освещения могут существенно влиять на частоту серийной съемки, ведь чем более длинная выдержка потребуется камере, тем ниже окажется частота.

Еще один важный момент - максимальное количество кадров в се­рии. Здесь все зависит от объема встроенной в камеру буферной памя­ти и скорости flash-карты. Дело в том, что flash-память, которая исполь­зуется для хранения снимков, обладает достаточно низкой скоростью доступа. Если бы запись отснятых изображений происходила непо­средственно на модуль памяти, то задержки, сопутствующие этому, были бы настолько значительными, что ни о какой непрерывной съемке говорить бы вообще не приходилось. Кроме того, некоторое время требуется на внутреннюю обработку «сырых» данных, поступающих с матрицы. Чтобы обойти эти ограничения, для промежуточного хране­ния кадров используется буфер - более быстрая оперативная память самой камеры, откуда данные по мере поступления и обработки копи­руются в медленный flash-модуль. Однако буферная память небезгра­нична, поэтому в процессе скоростной съемки она рано или поздно переполняется. Так вот, количество кадров, которое удалось отснять до переполнения буфера, и составляет максимальную длину серии. Кстати, часто производители применяют некоторое ухищрение по «удлинению» серии снижают частоту съемки по мере наполнения опера­тивной памяти.

 

Брекетинг

Брекетинг - это вилка автофокуса (экспозиции, баланса белого, вспышки).

Это специальный режим, в котором камера делает несколько (обыч­но 3) снимков подряд с вариацией того или иного параметра. Напри­мер, при брекетинге экпозиции съемка первого кадра производится в соответствии с показаниями экспонометра, второго - с передержкой, третьего - с такой же недодержкой. Иными словами, если «вилка» экс­позиции настроена на 1 EV и алгоритм экспозамера посчитает, что кор­ректная экспопара - это выдержка 1/80 при диафрагме 3,5, то будет снято три кадра с одинаковой диафрагмой f/3,5 и выдержками 1/80, 1/40 и 1/160. Аналогичным образом работает брекетинг автофокуса, брекетинг баланса белого и брекетинг вспышки (варьируется мощ­ность импульса).

 

Панорамная съемка («stitch assist»)

Эта функция служит для облегчения панорамной съемки.

Панорама - это серия кадров, снятая с некотором смещением по го­ризонтали или вертикали и впоследствии «склеенная» на компьютере в одно большое изображение. Для «склейки» могут использоваться как традиционные растровые редакторы, так и специализированные паке­ты по работе с панорамами. Последние часто поставляются вместе с камерой, но существуют и сторонние разработки (например, Panorama Factory фирмы Smoky City Design). Однако для успешной «склейки» па­норамы крайне необходимо, чтобы вся серия исходных кадров была сделана с одинаковой экспозицией и фокусным расстоянием. Собственно, именно это и обеспечивает режим «stitch assist»: результаты экспозамера и положение трансфокатора фиксируются по первому кадру в серии, и все последующие кадры снимаются с теми же парамет­рами. Кроме того, на ЖК-дисплее отображаются линии привязки и/или край предыдущего кадра для того, чтобы избежать непроизвольного отклонения камеры по крену или тангажу при съемке «с рук». Таким образом, даже при съемке панорам без штатива удается получить вполне приемлемые результаты (несмотря на то, что штатив для этой задачи все-таки желателен).

Макросъемка

Функция макросъемки (макрорежим) - это специальный режим работы автофокуса, в котором становится возможной фокусировка по очень близко расположенным объектам. Макрорежим позволяет сни­мать крупным планом достаточно мелкие предметы. В описании фото­аппарата возможности макросъемки обычно характеризуются мини­мальным расстоянием от объектива до предмета съемки. Однако на прак­тике эта цифра не несет практически никакой информации. При раз­личных расстояниях до объекта две разных камеры могут давать со­вершенно одинаковое макроизображение. Все зависит от конструкции объективов, их фокусного расстояния, особенностей системы автофокус и так далее. Единственный объективный критерий оценки макро­режима - эксперимент с конкретной моделью аппарата для определе­ния минимальной величины некоего эталонного объекта, показанного во весь кадр (удобно использовать для этого линейку).

При макросъемке почти неизбежны частые промахи автофокуса. По­этому, если пользователь планирует часто пользоваться макрорежи­мом, нужно обратить внимание на возможность ручной фокусировки у выбранной модели.

 

Датчик ориен­тации

Многие камеры имеют так называемый датчик положения или ориен­тации. Суть его работы проста: в момент съемки датчик определяет, в каком положении находится камера, в обычном или в портретном (повернута на 90 градусов). Если зафиксировано портретное положе­ние, то после спуска затвора возможно два варианта (в зависимости от производителя аппарата). Либо JPEG-файл записывается «как есть», но в его заголовке делается специальная пометка о «портретности», либо необходимый поворот на 90 градусов выполняется процессом камеры и кадр сразу пишется «правильно». Очевидно, второй вариант несколько предпочтительнее, но поскольку большинство программ для просмотра и обработки изображений «понимает» заголовки файлов, первый вариант также имеет право на существование. Датчик ориен­тации значительно экономит время фотографа, полностью избавляя его от рутинных операций по повороту портретных фотографий на 90 градусов. Так что наличие этой функции в аппарате является неболь­шим, но все же заметным плюсом.

 

Голосовые комментарии к снимкам

Некоторые камеры позволяют сопровождать только что снятые кадры краткими голосовыми комментариями. При всей кажущейся вычурности - это довольно полезная возможность. Например, во вре­мя экскурсии по незнакомому городу фотограф может отмечать, какую достопримечательность он только что сфотографировал, что в даль­нейшем значительно облегчит разбор отснятого материала.

 

Видео

Все цифровые фотокамеры, при­сутствующие на рынке, позволяют снимать видеоролики. Многие модели фотоаппаратов, в том числе и бюджетные, умеют снимать видео высокой четкости HD или FullHD и оснащены микрофонами. Современные карты памяти работают на высоких скоростях и обладают значительным объемом, что позволяет записывать 20-40 минутные ролики при комфортной для просмотра скорости 30 кадров в секунду. Конечно, фотоаппарат с трудом заменит видеокамеру ориентированную только на съемку видео, но для большинства пользователей функции видеосъемки в фотоаппарате вполне достаточно.

 

Распознавание лиц

Функция распознавания лиц автоматические определяет лица в кадре и соответствующим образом корректирует настройки экспозиции и фокусировки. Это обеспечивает максимальную четкость лиц в кадре и позволяет фокусироваться на людях, а не на объектах пейзажа. Усовершенствованные функции распознавания лиц, позволяют находить на изображении лица, не только обращенные непосредственно к объективу, но и повернутые вбок на угол до 90° (в том числе расположенные в профиль) и наклоненные вниз. Кроме того, существуют фотоаппараты, способные не только распознать, но и запомнить лица. Вы можете сохранить в памяти фотоаппарата образы нескольких лиц, и при любой съемке камера автоматически будет отслеживать их положение в кадре и фокусироваться на них.

Кроме того, существует функция распознавания улыбки, которая работает на основе временной задержки автоспуска фотоаппарата. Затвор фотоаппарата сработает автоматически, только когда в кадре появится лицо с улыбкой.

Gps

Некоторые фотоаппараты оснащают функцией gps, в большинстве случаев такая функция устанавливается на модели, которые позиционируются как фотоаппараты для путешественников или тех кто ведет активный образ жизни. Функция gps позволяет записывать непосредственно в файл изображения координаты тех мест, где велась съемка. Наличии координат помогут вспомнить где именно был сделан снимок, кроме этого такая информация автоматически интегрируется с различными интернет сервисами.

Фотоаппараты для подводной съемки.

В современных модельных рядах многих производителей есть компактные фотоаппараты, подготовленные для подводной съемки. Это значит, что приобретая такую модель у пользователя нет необходимости дополнительно приобретать подводный бокс и прочие аксессуары для съемки под водой. Такие фотоаппараты могут выглядеть абсолютно так же как обычная мыльница, но конструкция корпуса позволяет погружаться и вести съемку на глубине до 10 м (большинство моделей работают на глубине не более 1,5-3 м). Кроме подводной съемки такие модели обладают повышенной ударопрочностью и полной пылезащищенностью. Семейство таких фотоаппаратов обычно стоит значительно дороже аналогичных по характеристикам обычных компактных аппаратов, поэтому важно чтобы при консультировании был сделан акцент на очевидных преимуществах этих моделей.

 

Спецефекты

Почти все аппараты имеют в качестве дополнительной возможности набор спецэффектов. Среди них обычно присутствует отбрасывание цветовой информации (монохромное изображение), «сепия», повыше­ние или понижение цветовой интенсивности и так далее.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!