Соотношение разумного и культурного в Новое время.



 

В XVII век признаком культурности становится разумное. С этого времени разум начинает господствовать в осмыслении мира. Совершенство человека и разумность в это время становились тождественны. В эту эпоху человек судил о мире на основании собственного понимания и разумения. Главной ценностью культуры, целью воспитания и образования становится разум.

Активно открывались частные школы, пансионаты – инструменты просвещения. Культурой интересовались историки и философы Просвещения.

Так, немецкий юрист, историк и философ Самуэль фон Пуфендорф (1632 – 1694) уделял большое внимание роли разума, считая, что человек – существо разумное и лишь как таковое может руководствоваться определенными правилами. В его трудах стало активно использоваться новое значение слова «культура». Пуфендорф употреблял это понятие для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура противопоставлялась природному, или естественному состоянию человека. Под культурой он понимал проводник для развития личности, облагораживания человека, улучшение качеств человека.

Это была эпоха глобальной научной революции, технического и промышленного переворотов, великих географических открытий. Очевидность ведущей роли человека во всех этих процессах и стала причиной нового понимания культуры как особо самостоятельной сферы человеческой жизни.

Немалый вклад в развитие науки о культуре в это время внес итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744). Ему принадлежит заслуга применения исторического метода к исследованию развития общества. В своем труде «Основания новой науки об общей природе наций» он попытался объективно подойти к представителям иных культур. Ведь Античность видела в них только варваров, а Средневековый мир оценивало культуры с точки зрения их соответствия христианским ценностям. Изучая этот вопрос, Вико пришел к выводу, что самоценна каждая культура, и рассматривать ее можно с точки зрения ее собственных ценностей.

Джамбаттиста Вико считал, что существуют общие параметры для сопоставления разных культур: язык, наличие религии, классовые структуры обряды. Исходя из этого, он говорил о совпадении отдельных черт различных эпох на той или иной стадии развития народов.

Итак, культура – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум. Для эпохи Просвещения это была основополагающая позиция.

Так, французские просветители XVIII века сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества и культуры понималась как постепенное развитие от варварства и невежества к просвещенному и культурному состоянию. Например, этой идеи придерживался Вольтер (1694 – 1778). Он противопоставлял культурность и дикость. Дени Дидро (1713-1784) в «Энциклопедии или толковом словаре наук, искусств и ремесел» считал, что «человек — уникальное понятие, из которого следует исходить и к которому все следует сводить...». В различных статьях о ремеслах он создал гимн разумной человеческой деятельности и различным профессиям.

Сделаем вывод о том, что сама культура отождествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали искусства, государственного управления, религии.

Важной вехой в становлении понятия «культура» стали идеи немецкого просветителя Иоганна Гердера (1744 – 1803), который трактовал культуру как ступень совершенства человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. В его трактовке культура – это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития. Гердер впервые делает вывод о том, что культура человечества существует в многообразии типов и форм. Он использует слово «культура» во множественном числе. Культуры последовательно сменяют друг друга, образуя путь духовной эволюции человека. Рассматривая и сравнивая обычаи и способы жизнедеятельности различных народов, он приходит к мысли о том, что культура — это постепенное развитие духовного мира человечества в целом, раскрытие способностей человеческого разума.

В XIX веке появляются представления о культуре как системе ценностей, а также идея о том, что культура проходит некие стадии: возникновения, становления, расцвета, а затем угасания и гибели.

К этому времени было накоплено знание о греческой и римской культурах, появились находки, связанные с культурами Междуречья и Египта. Русский социолог Н.Я.Данилевский (1822—1885) в книге «Россия и Европа» выдвинул теорию об особых культурно-исторических типах, которые развиваются каждый своим специфическим путем, назвал среди них старые, нисходящие культуры, обозначил русский (славянский) тип культуры как качественно новый.

Освальд Шпенглер (1880—1936) немецкий историк и философ в книге «Закат Европы» (1918—1922) анализирует судьбы различных локально-исторических типов культуры. Он считает, что европейская культура исчерпала возможности своего развития, поэтому она вырождается в цивилизацию, а это обстоятельство, по мнению ученого,— признак ее грядущей гибели.

Но все-таки центральным элементом культуры для мыслителей XIX века выступает личность, ее активная деятельность в мире, ее попытки найти справедливость и свободу.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!