II. Основная часть.
Задание №1
Возникновение и эволюция понятия «культура».
План:
I. Введение.
II. Основная часть:
1.1Возникновение понятия «культура» в эпоху Античности. Первые значения.
1.2Представление о культуре в Средние Века.
1.3 Развитие представлений о культуре во времена Возрождения.
1.4 Соотношение разумного и культурного в Новое время.
1.5 Понятие «культура» в XX веке.
1.6Современное понимание культуры.
III. Вывод.
IV. Список литературы.
I. Введение.
Систематическое изложение проблем культурологии предполагает обращение к различным вопросам теории культуры. Важнейшими из них являются введение и определение основных понятий и категорий культурологии, среди которых центральное положение занимает понятие «культура».
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке, что говорит о многозначности скрывающихся за ним значений.
В отечественной и зарубежной теоретической литературе понятие «культура» трактуется неоднозначно. Ведь оно чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.
Таким образом, в рамках данной темы будет рассмотрено понятие «культура» в его историческом развитии.
II. Основная часть.
Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни.
1.1Возникновение понятия «культура» в эпоху Античности. Первые значения.
Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима.
|
|
Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234—149 до н. э.) в своем поэтическом трактате «Земледелие» впервые употребил слово «cultura» по отношению к возделыванию земли. Культура понималась как обработка, возделывание, улучшение. Тем самым Катон обозначил этим понятием процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. В этот период в понятие «культура» было вложено сельскохозяйственное значение. Нельзя не согласиться, с тем фактом, что земледелец своим трудом вносил в мир природы человеческое начало, он не просто выращивал растения, деревья, но и ухаживал за ними. Человек культивировал природу.
В 1 в.до н.э древнеримский политический деятель, философ и оратор Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э) употребил слово «культура» применительно к человеку. Философ считал, что объектом возделывания кроме природы, может быть и человек. Для Цицерона философия способна воздействовать на интеллект, ум человека, который обладает культурным качеством его совершенства. Известное высказывание «Культура души есть философия» еще раз подтверждает его идею.
|
|
Важным аспектом понимания культуры древнеримским философом было осознание ее как идеального единства личности и государства. Смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.
В Древней Греции использовалось слово пайдейя (paideia), что характеризовало гражданина полиса. Так греки считали, что отличались от варваров. Пайдея означала для грека любовь к родному городу, гордость, готовность всегда выйти на защиту и оборону своей местности. Тем самым пайдейя означало воспитанность и образованность.
С уверенностью, можно сказать, что значение термина «культура» отождествлялось с воспитанием и образованием, которые развивали человека, позволяя обрести чувство справедливости в гражданских и личных делах. Так например, Аристотель (384 – 322 до н.э), древнегреческий философ, в своем труде «Политика» говорил о том, что у государства одной из главных задач было приумножение числа граждан, которые бы могли охранять границы государства, защищать от врагов. Тогда и для всех нужно было единое воспитание и забота об этом воспитании должна была быть общим делом. Аристотель хотел, чтобы существовали определенные законы о воспитании, целью которого стало бы развитие умственных или нравственных качеств. Помимо понятия «идеального гражданина», в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочествие» - необходимость участия в религиозном культе, в поклонении Античным Богам. Боги стали воплощением природных стихий в человеческом облике. Этим представлениям соответствовало циклическое переживание времени, основанное на идее вечности.
|
|
Таким образом, в периоде Античности можно выделить два ключевых значения понятия «культура»: римляне в своем понимании о культуре говорили о воздействии человека на природу, а греки делали акцент на воздействие самого себя, на свое культурное начало. Аналогично Греции, Восток тоже вкладывал в понятие «культура» целенаправленное совершенствование, развитие и воспитание человека, его поведение.
Понимание термина “культура” менялось с развитием знаний и самого общества, с изменением условий жизни людей и с началом новой эпохи.
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!