Эффекты звуковой обработки



Воздействие музыки на человеческое восприятие зависит не только от композитора и применённых им средств музыкальной выразительности, инструментовки, исполнения, но и от используемого,как на концерте,так и при записи, оборудования: микрофонов, предусилителей, аппаратной и программной обработки, акустики помещения.Для начала мы рассмотрим сущность звуковых эффектов.

Сатурация

Существует такой звуковой эффект как иксайтер, который относится к психоакустическим. Принцип его работы состоит в добавлении гармоник к исходному звуковому сигналу. Так как гармоники любого инструмента отвечают за его тембровый окрас, можно сказать, что иксайтер служит своего рода «усилителем вкуса» инструментов. Усилители и предусилители, ламповые, транзисторные – полевые и полупроводниковые, - все они тоже, благодаря нелинейным искажениям добавляют тех или иных гармоник к звуку, что и объясняет восприятие усиленного сигнала как насыщенного.Исторически сложилось, что,сперва, от искажений старались избавляться, но когда был получен чистый цифровой звук, то неожиданно для всех он оказался слишком сухим и «неживым». Поэтому многие звукорежиссёры стали обогащать цифровой сигнал аналоговыми приборами либо их виртуальными имитаторами –сатураторами.

Ламповое насыщение за счёт присутствия низких чётных гармоник придаёт тембрутёплое, жирное звучание. Применять данную сатурацию хорошо на партии гитары, баса и вокала либо на всю мастер-секцию. Она подчёркивает их естественную глубину, предает ощущение живого звучания.

Транзисторная сатурация была основана на базе полевых либо полупроводниковых транзисторов. Данный вид сатурации вносит больше нечётных диссонативных гармоник, что придаёт звучанию холодный резкий окрас, противоположно лампе. Применяется данная сатурация для электрогитар и подчёркивания «метала» на рабочем барабане и меди.

Помимо ламповой и транзисторной сатурации существует ещёмагнитно-ленточная, а также виниловые стилизаторы. Данный вид сатурации создаёт эффект магнитной ленты, которая раньше была в аудиокассетах и бобинах. Человек неразрывно связан с прошлым, как упоминалось ранее. Эффект магнитной ленты и винила придают аранжировке ретро-звучание. Треск пластинки и шуршание плёнки подсознательно заставляют слушателя перенестись в прошлое, воспринять современную композицию как шедевр былых лет.

Эффекты задержки

Эффекты задержки играют важную роль в формировании пространства, в которое помещён слушатель. Реверберация очень полезна, для передачи местности или места. Это могут быть комната, зал, храм, пещера и.т.д. Также на вокальных и инструментальных дорожках наряду с реверберацией используютдилэй, передающий эффект эха.

Ещё один полезный эффект –хорус, применяется для имитации многоголосия. В основному сигналудобавляется задержанный (иногда несколько) на долю секунды, с периодически меняющимся временем задержки в диапазоне от 15 до 30 мс, что создаёт ощущение многоголосия.

Такие эффекты как тремоло и вау-вау, придают музыке дополнительную пульсацию и имитацию «бульканья». Это как своеобразный подголосок для поддержания ритмической группы. Применяются данные эффекты чаще всего на гитарный аккомпанемент. Так же на гитарную партию применяют эффект тремоло. Данный эффект как раньше, так и сейчас, служит для переедания напряжения, волнения и настороженности.

И всё-таки, наиважнейшую роль в формировании ощущения пространства играютреверы, панорама, эквалайзер и стереорасширители. Как было выше изложено, при помощи реверберации мы формируем пространство (комнату), причём за расстояние от слушателя до источника звука имитируется при помощи room-ревера, степени посыла на него и параметра predelay, подрезания презенса и бриллианса в спектре и уменьшения громкости самого инструмента. Ощущение большого пространства за источником звука имитируется посредством plate-ревера, а размер самой комнаты формируется при помощи ревера типа hall. При помощи панорамы мы ставим инструмент правее или левее, а с помощьюстереорасширителей регулируем «толщину» инструмента. Данная операция позволяет «расставить» музыкантов в звуковом поле, создав несколько звуковых планов. Это делает аранжировку прозрачнее, по сути, избавляя от эффекта слуховой маскировки в областях частотных конфликтов.

2.2 Звукорежиссёрская техника

 

Начнём с такого звукотехнического средство как звуковая карта. Если сравнить карты разных типов и фирм, то можно заметить существенную разницу в звучании, обусловленную качеством ЦАП и АЦП, защитой от наводок, уровнями искажений, что естественно влияет на прозрачность.

Огромную роль на восприятие записанного инструмента/голоса играют микрофоны. Известно, что каждый микрофон в зависимости от вида, характеристик имеет свой характер звучания: тёплый, резкий, прозрачный, ватный и т.д. Например, ленточные микрофоны славятся лучшей естественностью звучания и отлично подходят для передачи «достоверного» звучания инструментов и голосов, а ламповые обладают особой магической теплотой. Если сравнивать различные виды между собой, то на слух можно заметить, что конденсаторные микрофоны сами по себе имеют резкий холодный и воздушный оттенок, динамический микрофон звучит, как правило, более «узко». Радио микрофоны изначально были подстроены под речь. Они обладают более слабой динамикой, их звучание более воздушное и резкое. Микрофонные гарнитуры имеют усиленную динамику и чувствительность, их основная черта это объёмность, т.к. они используются в больших концертных залах и концертах на открытом пространстве. Присутствие в голосе электро-металлического звучания или просто резкости в каких-то инструментах можно смягчить за счёт ламповых предусилителей, которые сделают звучание более сочным и тёплым.

Порою для качественного проведения концерта недостаточно одного микшерного пульта, двух АС и мониторинга. Прежде всего, чтобы слушатель был полностью погружён в атмосферу мероприятия, необходимо создать в зале, так называемое трехмерное звучание, подобно тому, как делают в залах многих театров и кинотеатров. Для этого используют многоканальную стереофонию.

Звукоподражание

 

Как упоминалось ранее, музыка и человек неразрывносвязаны с природой и повседневным бытом. И многие звуки, на которые мы уже давно не обращаем внимания, заложены на человеческом подсознании, будь то шелест травы или скрип снега, фразы, интонации, крики зверей – наше подсознание постоянно фиксирует это. В музыке существует такое понятие, как звукоподражание, это когда при помощи музыкальных инструментов, а в звукорежиссуре при помощи звуко-технических средств, человек передает предмет, событие и внутреннее состояние, что должны появиться у слушателя. Примеры звукоподражания присутствуют в произведениях многих композиторов разных эпох, в частности, широкий размах звукоподражания можно заметить у композиторов-импрессионистов, таких как: Равель и Дебюсси. Во втором концерте и прелюдии до-диез минор Рахманинова, присутствует, так называемая «колокольность» подражание звукам колоколов. В сюите «Картинки с выставки» Мусоргского также множество звукоподражаний: мелкие перебежки в произведении «Гном», в произведении «Тюильрийский сад» главный мотив подражает детскому голосу, который зовёт маму.

Теперь рассмотрим техническую сторону звукоподражания. Легче всего воспроизвести бульканье воды. Берём синусоидальный звук, делаем быстрое затухание и быстрое выведение, таким образом, мы получим звучание пузырьков, которые поднимаются на поверхность воды. Или таким же простым образом можно создать эффект телефонного гудка. Мы берём прерывистый синусоидальный сигнал, накладываем на него хорус и на эквалайзере вырезаем низкие и высокие частоты. Как технически воспроизвести взрыв? Это должен быть низкий удар, не содержащий в себя музыкальную ноту конкретной высоты, затем должна последовать россыпь беспорядочных ударов. Берём инструмент, например, литавры, прописываем ноту в самом низком регистре, после этого строим ноты рядом лежащие, включая мелкую россыпь октавой выше, изображающей разлетевшиеся камни. После проделанной работы, накладываем эффекты: реверберацию с дэкеем и делэй. Реверберация, в данном случае, передаст пространство, а делэй внесёт, своего рода состояние хаотичности. По тому же принципу делается и звук выстрела. Берём синтетический клэп, опускаем его на низкий регистр, подмешивая к нему тембр снейра, для подчёркивания железного звучания и накладываем ту же самую реверберацию с высоким декеем, с малым процентом делэя. Раньше, нужно было обладать уникальным голосовым талантом, чтобы изобразить голос мульт-персонажа. Сейчас всё делается проще, благодаря такому средству как питч. При выкручивании ручки питч вверх мы получим голос маленького персонажа, вроде хомяка или бурундука, а при выкручивании данной ручки вниз – томный голос, которым характеризуют больших персонажей, как горилла, бык, или акулу. Также подобная возможность реализуется с помощью изменений формант в плагинах наподобие autotune. Для передачи состояния напряжения, к примеру, звук воздушной тревоги, мы берём ярко выраженный синтетический брасс или трубу в высоких октавах и располагаем их на расстоянии полутона, для получения диссонирующего звучания. После этого используем приём скольжения, слайда, чтобы звук с затяжкой переходил вверх и также спадал. Тем же способом, можно сделать и свист падающей бомбы. Берём тембр скрипки в высоком регистре, располагаем ноты также по полутонам и делаем скольжение вниз. В старых фильмах про боевые искусства использовали кик и снейр и клэп в низких регистрах, для имитации ударов. Их классификация такова: Кик имитировал звук тела, которое ударилось об землю. Клэп - это хлопок в ладоши, подходящий для озвучки поставленного блока во время атаки. А снейр это тембр, характеризующий попадание. Для имитации сокрушительного удара и сцены напряжения, на снейр накладывается делэй. Все вышеперечисленные приёмы придавали фильму эпичность и яркость действия.

В пятой симфонии Л.В.Бетховена вступление оркестра имитирует стук в дверь. Произведение так и прозвали «когда судьба стучится в дверь». В развитии темы этот стук усиливался и становился более наглым и грозным. С тем пор этот мелодический рисунок стал известным мотивом, обозначающим моменты неожиданности и напряженные ситуации.

В джазовой музыке при помощи медных духовых инструментов, джазмены могли передавать эмоции и даже действия. Это, своего рода, повествующая импровизация, которая сопутствовала быту. Таких примеров в джазовой музыке много, известный мультсериал «Том и Джерри» (самые первые выпуски) озвучивали многие джаз-банды. И это было удивительно, как при помощи инструментов, можно было озвучить мультфильм, в котором персонажи почти не говорят и много действуют.

Теперь рассмотрим такую особенность в музыке, как единая ритмическая имитация.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!