Познавательные способности человека.



Вид познавательной способности Характеристика Сфера знания
Чувственность Способность к ощущениям, чувственным созерцаниям Математика (арифметика и геометрия)
Рассудок Способность к понятиям и суждениям Теоретическое естествознание
Разум Способность к умозаключениям, доводящим до «идей» Метафизика

Отвергнув субстанциализм прежней философии, Кант оказался перед вопросом; что именно служит основанием единства. Он усматривает его в том всегда тождественном себе акте, который сопровождает все наши представления и впервые делает их возможными: акте самосознания («Я мыслю»). Этот акт Кант называет трансцендентальное единство апперцепции, то есть «я мыслю», и считает его источником всякого единства. Это осознание себя в акте мышления или форма сознания.

Но как только разум пытается выйти за рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия: - антиномии, к которым мы приходим, пытаясь мыслить мир как единое целое. По его мнению, это доказывает невозможность мыслить мир как единое целое. Для построения антиномий он выбирает самые фундаментальные характеристики бытия, которые со времен античности были предметом обсуждения и спора в философии.

Т.е. с их помощью можно логически доказать одновременно оба противоположных положения, поэтому разум заходит в тупик. Наличие антиномий - доказательство ограниченных познавательных возможностей способностей разума. Каждая антиномия строится как пара противоречивых предложений: тезис и его отрицание – антитезис.

Антиномии:

Тезис Антитезис
Ограниченность пространства, мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве Мир не имеет начала во времени и он безграничен;
Простое и сложное, существуют только простые элементы и то, что состоит из простых В мире нет ничего простого;
Свобода и причинность. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода, Свободы не существует, все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.
Наличие бога. Бог есть - безусловно необходимое существо, причина всего сущего Бога нет, нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

Схема познавательного процесса у Канта следующая:

- внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека;

- органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

- человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

- целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

- реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом. Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Структура чистого разума

Т.е, принимающего сигналы - образы от непознаваемых «вещей в себе» - окружающего мира

*Формы чувственности - пространство и время - врожденный для человека способ организации и восприятия чувственных впечатлений. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущение, размещая их в пространстве и времени.Когда наши органы чувств получают ощущения из внешнего мира, нам представляется, будто объекты расположены в пространстве определенным образом.

*Формы рассудка - категории -предельно общие понятия, с помощью которых происходят дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени.

Согласно Канту с помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре классапо три в каждом, причем первые две категории каждого из классов - противоположные характеристики свойства класса, третьи - их синтез.

1. Категории количества: единство, множество, цельность

2. Категории качества: реальность, отрицание, ограничение

3. Категории отношения: субстанциональность (присущность), причина и следствие, взаимодействие

4. Категории модальности: возможность и невозможность, существование и несуществование; необходимость и случайность

*Формы разума - окончательные высшие идеи, например, идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных высших идеях.

Следующей фундаментальной кантовской работой является «Критика практического разума» (под «практическим разумом» Кант понимает нравственность)

Основой практической философии Канта является учение о моральном законе как «факте чистого разума». Моральность связана с безусловным долженствованием. Это означает, считает Кант, что ее законы проистекают из способности мыслить безусловное, т. е. из разума. Поскольку эти всеобщие предписания определяют волю к действию, их можно назвать практическими. Будучи всеобщими, они предполагают возможность их исполнения вне зависимости от условий чувственности, и, стало быть, предполагают «трансцендентальную свободу» человеческой воли. Человеческая воля не автоматически следует моральным предписаниям (она не является «святой»), подобно тому, как вещи следуют законам природы. Эти предписания выступают для нее в качестве «категорических императивов», т. е. безусловных требований. Содержание категорического императива раскрывается формулой «поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства». Известна и другая кантовская формулировка: «никогда не относись к человеку только как к средству, но всегда также и как к цели». Конкретные нравственные ориентиры дает человеку моральное чувство, единственное чувство, которое, как говорит Кант, мы познаем совершенно a priori. Это чувство возникает вследствие подавления практическим разумом чувственных склонностей.

Кант не отрицает естественности стремления человека к счастью, понимаемому им как сумма удовольствий, но считает, что условием счастья должно быть моральное поведение. Одной из формулировок категорического императива является призыв стать достойным счастья. Однако добродетельное поведение само не может порождать счастье, зависящее не от законов нравственности, а от законов природы. Поэтому моральный человек надеется на существование мудрого творца мира, который сможет согласовать блаженство и добродетель в посмертном существовании человека, вера в которое проистекает из необходимости совершенствования души, которое может продолжаться до бесконечности.

 

Главные вопросы «Критика практического разума»: Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека? В этой работеанализируется проблема этики (должного человеческого поведения)

Какие выводы делает Кант:

- чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное; идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически -являются постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности.

- между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

- мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и подчиняться только моральному закону, который имеет высший и безусловный характер.

Кант называет его категорическим императивом, имеющим две формулировки:

- «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»

- поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как средству

Учение о моральном законе как «факте чистого разума» - основа практической философии Канта.

Современная трактовка категорического императива:

- человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

- человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

«Третья критика» - «Критика способности суждения»

(основная идея -идея всеобщей целесообразности)

Практическая философия раскрывает законы царства свободы, тогда как теоретическая излагает законы, по которым протекают природные процессы. Связующим звеном между природой и свободой является, по Канту, понятие целесообразности. Относясь к природе со стороны своего предмета, оно в то же время указывает на разумный источник, а значит и на свободу. Законы целесообразности изучаются Кантом в «Критике способности суждения». Объективная целесообразность иллюстрируется биологическими организмами, субъективная же проявляется в гармоническом взаимодействии познавательных сил души, возникающем при восприятии прекрасного. Суждения, фиксирующие эстетические переживания, называются Кантом «суждениями вкуса». Суждения вкуса изоморфны моральным суждениям: они так же бескорыстны, необходимы и всеобщи (правда, субъективно). Поэтому прекрасное для Канта выступает символом доброго. Прекрасное нельзя смешивать с приятным, которое целиком субъективно и случайно. От чувства прекрасного Кант отличает также чувство возвышенного, вырастающее из осознания морального величия человека перед лицом громадности мира. Важную роль в эстетической философии Канта играет его концепция гениальности. Гений – это способность к оригинальному, проявляющаяся в едином порыве сознательной и бессознательной деятельности. Гений воплощает в чувственных образах «эстетические идеи», которые невозможно исчерпать никаким понятием и которые дают бесконечные поводы для гармонического взаимодействия рассудка и воображения.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!