Вопрос. Философия И. Канта



Родился в многодетной семье Иоганна Георга Канта в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на сто двадцать километров. Он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации (древнегреческий и французский Кант знал хуже, а английским почти не владел), в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет «Альбертину». Среди университетских преподавателей Канта особо выделялся вольфианец М. Кнутцен, ознакомивший его с достижениями современной науки. С 1747 Кант в силу финансовых обстоятельств работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа. Завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию «Об огне». Затем в течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета. За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.

Знамениты образ жизни Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся после покупки им в 1784 собственного дома. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу. По вечерам Кант любил разглядывать здание собора, которое было очень хорошо видно из окна его комнаты.

Кант всегда тщательно следил за своим здоровьем и разработал оригинальную систему гигиенических предписаний. Он не был женат, хотя и не имел каких-то особых предубеждений относительно женской половины человечества. В своих философских взглядах Кант испытал влияние Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Ж. Руссо, Д. Юма и др. мыслителей. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм «пробудил» Канта «от догматического сна».

 

До того, как онтологизм достиг вершины в философии Гегеля, раздался «первый звонок», предупреждавший о приближении кризиса. Им стала парадигмообразующая философия И. Канта, который впервые усомнился во всемогуществе «рацио», осуществив своего рода переворот в философии. Он рассматривает познание как деятельность, протекающую по собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания.

В самом субъекте Кант различает два уровня:

- эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека, т.е. когда человек рассматривается в том виде как он существует в природе и обществе. Эта тема разрабатывается антропологией с прагматической точки зрения и является менее философской) и

- трансцендентальный (всеобщие определения, надындивидуальное начало в человеке, когда выявляются априорные, т.е. предшествующие опыту и не зависимые от него знания. Исследованиями такого рода занимается «трансцендентальная антропология»).

Кант возвел гносеологию в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Предметом философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Создание трансцендентальной философии было ответом на целый ряд трудностей, с которыми не смогли справиться представители докантовского рационализма и эмпиризма. Кант заявлял, что рассудок и чувственность – есть два разных ствола в человеческом знании. Научное знание можно мыслить как синтез этих разнородных элементов. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты, говорит Кант.

Кант признал утверждения эмпириков об опытной природе знания, отклонив идею о разуме как о «чистой доске», на которой лишь природа пишет свои письмена. У рационалистов он не принимает идею о существовании врожденных идей (хотя видел в ней плодотворный смысл). Вместо врожденных идей Кант вводит понятие об априорных формах содержания и рассудка, принадлежащих субъекту, а не объекту. Они характеризуют структуру соответственно чувственного восприятия и рассудочного мышления и не присущи вещам самим по себе.

Одной из проблем было обоснование объективности научного знания, в какой мере идеальная конструкция может быть отождествлена с природным объектом и процессом. Кант спрашивает: каким должен быть характер и способности познающего субъекта. Деятельность субъекта впервые выступает как основание, а предмет исследования – как следствие: в этом состоит «коперниканский» переворот в философии, осуществленный Кантом. Философское открытие Канта состоит именно в том, что основу научного познания он усматривает не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты.

Он называет свой метод критическим, в отличие от догматического рационализма 17 в., подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта. В онтологических вопросах Кант по своим убеждениям является деистом, а значит, и объективным идеалистом: для него несомненно существование Бога – Творца мира.Но вопрос существования Бога – это вопрос практического, а не теоретического разума. Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в существовании объектов только двух типов: внешнего мира и человеческого сознания.

При этом существование нашего сознания для нас очевидно (вспомним декартовское «Мыслю, следовательно, существую»), а о существовании объектов внешнего мира мы знаем благодаря данным наших органов чувств, в которых фиксируется нечто, приходящее в сознание извне. Таким образом, в рамках чистого разума Кант выступает как дуалист, а поскольку исходной реальностью и основным объектом рассмотрения является при этом человеческое сознание, то Канта можно назвать субъективным идеалистом.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!