Метафора, метонимия, синекдоха



Лексическое значение бывает прямое и переносное. Прямое значение, прямо отражает предмет (явление, действие, качество и так далее), например: тетрадь, лампа, книга, поле, рожь и др. Переносное значение отражает предмет косвенно, опосредованно, через прямое значение того же слова, например: ключ (от замка) – прямое значение, а ключ (от тайн атома) –переносное; лицо (человека) – прямое значение, а лицо (театра) переносное. Через переносное значение всегда «просвечивает» прямое.

Перенос слов с одного предмета на другой на основе их сходства называется метафорой (← греч. metaphora – перенос).

В основании метафоры может лежать:

1) сходство цвета (золотые часы – золотые волосы);

2) сходство формы (крыло птицы – крыло самолета);

3) сходство функции, действий, осуществляемых предметами (дворник дядя Петя – дворник в автомобиле);

4) сходство звучаний (барабанит солдат и барабанит дождь, воет волк и воет ветер);

5) сходство впечатлений, ассоциаций, порожденных воздействием предметов (белая нить и нить рассуждений, стальная цепь и цепь выводов).

Существуют и другие сходства предметов и явлений. Одно метафорическое значение может развиваться на основе сложного, одновременно идущего по нескольким признакам сходства (форма и функция, форма и расположение в пространстве, действие и результат, результат и впечатление).

Метафоры бывают языковые и речевые.

Языковые метафоры с течением времени тускнеют, забываются, и переносное значение начинает восприниматься как прямое.

Мы уже не чувствуем переносности в словах обои, чернила, стальное перо и др.

Речевые метафоры возникают часто в художественных произведениях: Отговорила роща золотая березовым, веселым языком (С.А. Есенин).

Перенос наименования с одного предмета на другой на основе смежности, т.е. соприкосновения предметов во времени и пространстве, называется метонимией (← греч. metonymia – переименование).

В основе метонимии может лежать:

1) связь между помещением и теми, кто находится в нем (светлая аудиториядоброжелательная аудитория);

2) связь между действием и его результатом (посылка, покупка, отчет, заявление, учение);

3) связь между материалом и изделием из него: золото, серебро, мрамор, холст (кушанья подавали на золоте и в хрустале; художник выставил 2 холста);

4) связь между местом и изделием: Бостон (город в Америке) - бостон (ткань, производимая в этом городе), Мадапалам, Шаль (города в Индии) - мадапалам (ткань), шаль;

5) связь между человеком и его изобретением, открытием и т.д.: Калашников (изобретатель оружия) – калашников (автомат); Браунинг (американский изобретатель оружия) – браунинг (пистолет); Ампер (французский физик) – ампер (единица измерения электрического тока);

6) связь между автором и его произведением: читать Шолохова; изучать Толстого и т.д.

Перенос наименования с части на целое (pars pro toto) и с целого на часть (totum pro parte) называется синекдохой (← греч. synekdochē – вместо толкования): «Все флаги будут в гости к нам»; «Начальство не опаздывает – оно задерживается».

В лингвистической литературе синекдоху подчас рассматривают как разновидность метонимии.

Метонимия, как и метафора, может быть языковой и речевой. Названные выше случаи метонимии следует рассматривать как языковые. К речевой метонимии можно отнести такие примеры, как: «Детство бегало босиком» (В.Солоухин); «Шутила зрелость, пела юность» (А. Твардовский).

Расширение и сужение значений обычно связано с метонимией. В случае расширения новое значение отображает такой предмет, такое явление, лишь часть которого отражена в старом значении: дом – Родина и дом – здание, в котором живешь.

В случае сужения новое значение отражает лишь часть, сторону, разновидность того явления, которое было отображено старым значением: пиво – теперь вполне определенный напиток, а в Древней Руси все то, что пили в то время.

Одним из результатов сужения значения являются многие профессиональные термины: основа, спинка, лист, шляпка.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!