Социальная сущность языка. Функции языка



 

1. Язык – это не природное и не биологическое явление. Язык не дается человеку от природы, как способность дышать, видеть, двигаться и т.д. Природные, биологические свойства человека могут развиваться и вне общества (вспомним, например, судьбу Маугли, героя знаменитой "Книги джунглей" Редьярда Киплинга), однако языковые навыки вне общества развиваться не могут.

2. Язык не зависит от физических и расовых признаков человека. Так, негритенок, выросший в русскоязычной среде, будет свободно разговаривать на русском языке и не будет знать своего родного языка, если его этому языку не учили.

3. Языком обладают, по-видимому, только люди, т.к. только у людей есть вторая сигнальная система. Аристотель (384-322 до н.э.) писал в сочинении "Политика": "Только человек из всех живых существ одарен речью". Данте Алигьери (1265-1321) в трактате "О народной речи" утверждал: "Речь нужна лишь человеку, чтобы разъяснять свои мысли".

Таким образом, язык – это общественное явление, возникшее и сформировавшееся как средство общения людей, средство обмена мыслями, чувствами; средство познания действитель-ности, средство сохранения накопленного человечеством опыта.

Отсюда вытекают следующие функции языка:

1) коммуникативная (← лат. communicatio ← communicāre – делать общим, связывать; общаться) – функция общения, главная функция языка;

2) информативная – функция передачи информации;

3) экспрессивно-эмоциональная – функция выражения чувств, эмоций, переживаний, настроений;

4) волюнтативная (← лат. voluntas – воля) – функция воздействия, выражения волеизъявления говорящего;

5) гносеологическая (← греч. gnosis – знание, познание; logos – учение; гносеология – учение о познании), или аккумулятивная (← accumulatio – накопление), – функция накопления и сохранения для потомков накопленного опыта и знаний.

 

Формы языка

Язык создается народом и существует в определенных формах. Язык во всей совокупности своих форм называется общенародным, или общенациональным, языком.

Основной формой общенационального языка является литературный язык. Литературный язык – это образцовая, нормированная (кодифицированная) форма общенационального языка. Языковая норма – это общепринятое правило, образец.

Основные признаки литературного языка:

1) нормативность, узаконенная обществом и отраженная в словарях, справочниках, грамматиках;

2) обязательность для всех носителей языка;

3) полифункциональность, то есть способность обслуживать все сферы человеческой жизни;

4) наличие устной и письменной разновидностей, взаимо-связанных и дополняющих друг друга.

Главнейшими разновидностями литературного языка являются функциональные стили.

Функциональные стили выделяются в соответствии с их упот-реблением в определенных сферах человеческой деятельности. В современном русском литературном языке выделяется три функциональных стиля: 1) официально-деловой, 2) научный и 3) публицистический.

Официально-деловой стиль употребляется в сфере правовых отношений. В этом стиле реализуются информативная и волюн-тативная функции языка. Данный стиль выступает главным обра-зом в письменной форме и имеет подстили: 1) законодательный, 2) административно-канцелярский, 3) дипломатический. Признаки официально-делового стиля: 1) стандартность, стереотипность построения текста (о деловых бумах говорят, что они составляются, а не пишутся); 2) точность, не допускающая неоднозначного толкования; 3) обезличенность текста.

Научный стиль используется в сфере научной деятельности. В этом стиле также реализуются информативная и волюнтатив-ная (воздействующая, когда требуется доказательство) функции языка. Данный стиль выступает главным образом в письменной форме, но может употребляться и в устной форме (лекция, доклад). В научном стиле выделяются подстили: 1) собственно научный; 2) научно-учебный; 3) научно-популярный. Общие черты научного стиля: 1) подчеркнутая логичность изложения; 2) точность; 3) использование специальной терминологии. В научном стиле допускается использование образности, поскольку словесные образы помогают выражению понятий. Научный стиль не подавляет авторской индивидуальности.

Публицистический стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественно-экономических и культурных отношений. В этом стиле также реализуются информативная и волюнтативная функции языка, что сближает этот стиль с официально-деловым и научным. Но в публицистическом стиле реализации этих функций имеет свою специфику: информация, передаваемая с помощью публицистического стиля, предназначена для широких слоев общества с целью воздействия не только на разум, но и на чувства. В публицистическом стиле выделяются подстили: 1) газетно-публицистический, 2) радио-, теле-, кино-публицистический; 3) ораторский. Публицистический стиль может выступать и в письменной, и в устной формах. Общие черты публицистического стиля: 1) экспрессивность, определяемая требованием воздействия на массовое восприятие; 2) стандартность, определяемая необходимостью быстрого распространения информации.

Другие формы общенационального языка являются ненормированными (некодифицированными) и имеют ограниченную сферу употребления. К этим формам относятся: 1) просторечие; 2) диалекты; 3) социально-профессиональная речь; 4) жаргон; 5) арго.

Просторечие – это устная некодифицированная речь преимущественно городского населения, не владеющего нормами литературного языка (например: акцентное просторечие – а́гент, мага́зин, по́ртфель, доку́мент и др.; морфологическое просторечие – всего делов-то, едь, ехай и др.; лексическое просторечие – вляпаться, дуриком, шибко и др.).

Диалект (← греч. dialectos – говор, наречие) – это некодифицированная разновидность общенационального языка, используемая территориально ограниченной группой людей (например: фонетические диалектизмы – Ван̓ к̓ а, фатает вм. хватает; морфологические диалектизмы – брюха, чуда вм. брюхо, чудо; гложе, пропадае вм. гложет, пропадает; лексические диалектизмы – зенки «глаза», векша «белка» и др.).

Социально-профессиональная речь – это некодифицированная разновидность общенационального языка, используемая профессионально ограниченной группой людей (например: в речи строителей – башняк «башенный кран», в речи летчиков – окурок «самолет ЯК-40», бабовоз «летчик гражданской авиации» и др.).

Жаргон (← фр. jargon – жаргон)– некодифицированная разновидность общенационального языка, используемая группой людей, объединенной общностью образа жизни, рода занятий и т.д. (например: армейский жаргон – салабон, дух, запах, зеленка «солдат до шести месяцев службы»; дембель, дед, пахан, хозяин, черпак «солдат от шести месяцев службы до года»; молодежный жаргон – соряй «прости», кипеш «волнение», ок «хорошо», лафки (от англ. love) «проявлять любовь» и др.).

Арго – некодифицированная разновидность общенационального языка, используемая социально неблагополучной группой людей, преступниками для сокрытия смысла речи (например: балерина «отмычка», волынка «лом», борода «неудача» и др.).

Особое место в общенациональном языке занимает язык художественной литературы. Он открыт для всех разновидностей общенационального языка – литературного языка и его функциональных стилей, а также некодифицированных языковых форм.

 

Язык и мышление

Язык является средством обмена мыслями. Он неразрывно связан с мышлением. Связь языка и мышления в языкознании трактуется по-разному. Традиционная точка зрения заключается в том, что мышление человека осуществляется только на базе языка. Так, великий немецкий ученый Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) утверждал: «Язык есть орган, образующий мысль". Эта позиция была конкретизирована в трудах другого немецкого языковеда Августа Шлейхера (1821–1868): «Язык есть звуковое выражение, проявленный в звуках процесс мышления». Подобная интерпретация связи языка и мышления представлена в работах отечественного лингвиста Александра Афанасьевича Потебня (1835 – 1891): «Язык есть… форма мысли, но такая, которая ни в чем, кроме языка, не встречается». Выдающийся датский ученый Отто Есперсен (1860 – 1943) писал: «Язык есть человеческая деятельность с целью сообщения мыслей и чувств».

Другая точка зрения состоит в том, что мышление происходит не только на базе языка, но и с помощью образов, памяти, воображения. Сторонники этой точки зрения обращают внимание на мышление шахматистов, математиков, художников, композиторов, etc.

 

Язык и речь

 

В языкознании понятия язык и речь противопоставляются. Вильгельм Гумбольт отмечал: «Язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что сама речь в устах народа». Эта мысль получила развитие в трудах выдающегося швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра (1857 – 1913): «Язык не деятельность говорящего. Язык – это готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим … речь есть индивидуальный акт воли и разума; в этом акте надлежит различать: 1) комбинации, в которых говорящий использует код языка с целью выражения своей мысли; 2) психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации» (Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. – М.,1977, с. 52); «…язык одновременно и орудие и продукт речи» (Там же, с.57). В отечественном языкознании идея о разграничении языка и речи нашла отражение в работах Льва Владимировича Щербы (1880-1944).

Язык – это иерархически организованная система единиц разных уровней – фонетико-фонологического, морфологического, словообразовательного, лексического, синтаксического. Язык существует в совокупности своих форм и стилей и отражается в словарях, грамматиках, справочниках и т.д. Язык реализуется в речи носителей языка в устной и письменной разновидностях. Язык присутствует в нашем сознании как некая абстрактная система, речь же мы воспринимаем органами чувств. Именно через речь язык осуществляет свою основную функцию – коммуникативную. Язык и речь образуют в совокупности единый феномен языка.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!