Основные характеристики шрифта



Полиграфический шрифт — представляет собой комплект букв, цифр и знаков для полиграфического (печатного) воспроизведения какого-либо алфавита. Существует множество различно оформленных шрифтов, которые помимо языковых признаков имеют ещё и художественные особенности. Шрифт является носителем информации и основное его назначение — это передача содержания издания. Основными отличиями шрифтов являются:

  • характер рисунка (гарнитура);
  • начертание (прямой, курсивный, наклонный);
  • насыщенность (светлый, полужирный, жирный);
  • размер (кегль).

Рисунок шрифта является произведением графического искусства и отличается особенностями основных элементов, формирующих знак. Каждая буква шрифта состоит из основных (вертикальных) штрихов, соединительных штрихов, а в отдельных шрифтах имеются засечки.

Толщина основных и соединительных штрихов является основным признаком, характеризующем рисунок шрифта. В зависимости от соотношения толщины основных и дополнительных штрихов, а также от формы засечек, полиграфические шрифты делятся на шесть основных групп.

Основные различия рисунков шрифтов:

1. Не имеет засечек и контраста;

2. Имеет несколько утолщённые концы вертикальных штрихов;

3. Имеет умеренный контраст и засечки в виде треугольника;

4. Имеет длинные тонкие засечки и контрастные штрихи;

5. Длинные утолщенные засечки и малоконтрастные штрихи;

6. Длинные утолщенные засечки с некоторыми закруглениями и малоконтрастные штрихи.

Начертание шрифтов характеризует графическое видоизменение очка шрифта в пределах одной группы. И различаются по трем основным признакам:

1. По начертанию;

2. По насыщенности очка — это отношение толщины основного штриха к внутреннему просвету и в зависимости от этого они могут быть: светлые, полужирные, жирные;

3. По наклону основных штрихов шрифты разделяют на прямые, курсивные и наклонные;

4. По «плотности» очка, т.е. Соотношению размеров ширины и высоты буквы шрифты подразделяются на нормальные с соотношением ширины к высоте 3:4, узкие и широкие.

Размер шрифта характеризуется размером его кегля, выраженного в типографских пунктах (типометрической системе Дидо 1 пункт равен 0,376 мм,в программах компьютерной вёрстки 0,3528 мм), в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета, необходимого для образования межстрочного пробела (интерлиньяжа). Безусловно ширина прямоугольника определяется формой знака.

По целевому назначению все полиграфические шрифты можно разделить на четыре группы:

1. Текстовые шрифты, применяются в основном для книжного, журнального, газетного и других текстов. К этим шрифтам относят шрифты прямого светлого начертания кеглем от 6 до 12 п.;

2. Выделительные шрифты - для выделений в тексте слов и т.д., кегль от 6 до 12 п., наклонного, курсивного, а также полужирного и жирного начертаний;

3. Титульные шрифты (для заголовков и титульных листов и т.п. Текстов), кегль от 16 до 48 п. (заголовки также иногда набираются выделительным шрифтом и прописным текстовым шрифтом);

4. Афишно-плакатные шрифты, кегль их свыше 48 п. (до 15 кв.).

В зависимости от вида издания полиграфические шрифты подразделяются на газетные, книжные (журнальные), картографические и специального назначения.

Внутри каждой группы шрифты, имеющие одинаковый по характеру рисунок, но разные по кеглю и начертаниям, объединяются в гарнитуры, которым присваиваются наименования, например, Академическая, Литературная, Школьная и т.д.

 

 

ОБЪЕМ ЖУРНАЛА

Процесс расчета количества полос в издании состоит, как минимум, из трех этапов:

1. Определение объема, формата, вида скрепления и тиража издания. Эти данные выбираются издателем из соображений, одному ему ведомых. Хотя на самом деле они должны задаваться с учетом определенных требований (о том, как выбирать формат издания мы писали в «Формате» №2–2004 - прим. ред.)

2. Выбор технологической схемы изготовления издания и исполнителя (типографии), который сможет реализовать эту схему.

3. Или выбор исполнителя, а затем технологической схемы из предложенных им вариантов.

Тираж издания. Необходим для правильного выбора печатной машины. Небольшие тиражи до 5–7 тыс. экз. выгодно печатать на листовых офсетных машинах, тиражи свыше 10 тыс. экз. - на рулонных. Сверхбольшие тиражи, порядка миллиона экземпляров, целесообразно печатать на машинах глубокой печати.

Формат издания. Здесь возможны два пути: искать предприятие, которое может отпечатать издание выбранного формата (что может быть долго и дорого), либо использовать форматы, с которыми работает выбранная типография.

Максимальный и минимальный формат листовой печатной машины или ширина рулона бумаги и величина рубки рулонной печатной машины. Формат издания и размер запечатываемого материала определяют количество полос, которые поместятся на печатном листе или в тетради.

Возможности брошюровочной техники, например, количество подающих самонакладов. Этот параметр определяет максимально возможное количество тетрадей в блоке, которые можно подобрать за одну подъемку. Оптимальным будет количество тетрадей в блоке, не превышающее число самонакладов брошюровочной машины. В противном случае вероятно потребуются либо ручные операции, а это время и деньги, либо усложнится технология производства, а это тоже деньги.

Перечисленные параметры позволяют выбрать технологическую схему производства издания и, исходя из нее, определить объем тетрадей и возможные варианты комплектации блока, а значит, и понять, сколько полос будет в готовом издании.

Пустая полоса является равноправной и учитывается, как и любые другие полосы издания. Обычно пустые полосы добавляются в некоторые специализированные издания (например, в руководства или инструкции) для того, чтобы обеспечить начало глав с определенной полосы: в технической документации есть правило начинать каждую главу с правой полосы.

Пустые полосы в серийных изданиях (книги, каталоги) нежелательны, а в некоторых случаях даже недопустимы (периодика). Вернее, сделать пустую полосу можно, но чем оправдать ее наличие? Она стоит денег (причем, как правило, столько же, сколько и заполненная), кроме того, ее наличие в журнале будет воспринято читателем как брак. Поэтому дополнять объем издания до ближайшего кратного числа пустыми полосами бессмысленно. Если же в издании образуется несколько пустых полос, то издатели ставят собственную рекламу, купоны на подписку и т. п. (в крайнем случае, традиционный лист «для заметок»).

Количество полос в издании всегда является четным числом. Нечетное число невозможно.

Минимальное количество полос в тетради при клеевом бесшвейном скреплении (КБС) равно двум, а при шитье проволокой или нитками - четырем. При шитье нитками сильно отличающиеся по толщине тетради нежелательны.

Так, например, если весь блок собирают из 32-страничных тетрадей и к нему приходится добавлять одну 4-страничную тетрадь, то такой вариант нельзя считать удачным, поскольку от этого существенно пострадает прочность шитья и блок получится «рыхлым». В этом случае надо либо избавиться от четырех лишних полос, либо добавить хотя бы еще столько же.

Объем журнала определяется количеством полос - количество страниц в журнале без учета обложки. При создании макетов журналов предпочтительно придерживаться следующего количества страниц — 16, 24, 32, 40, 48 ….. 144, 152, 160 страниц, т. е. чтобы кратность страниц была равна 8. Можно придерживаться кратности страниц 4.

Объем конкретного журнала рассчитывается исходя из количества статей и иллюстрационного материала, которые определяются концепцией журнала. При расчете количества полос журнала не принимается в счет обложка и рекламные полосы.

 

1.6.1 «АМЕРИКАНСКИЙ» МЕТОД РАСЧЕТА ЧИСЛА ПОЛОС

 

В странах с развитой экономикой уже много лет число полос в периодических изданиях определяется, строго исходя из «допустимого объема рекламы в издании». В нашей стране, чтобы издание не считалось рекламным, доля платных объявлений в нем не должна превышать 40%. Остальные 60% должны быть заняты авторскими или редакционными материалами. В большинстве развитых стран соотношения схожие, поэтому за границей для раскрученных изданий применяется простой метод расчета полос. Например, собрали X полос рекламы в данный номер. Значит, число полос авторских материалов должно составлять не менее чем 1,5X. А общее число полос - не менее 2,5X. Далее округляют это число до ближайшей 8-страничной (как правило) тетради. Полученное число полос и будет в издании. Этот метод считается оптимальным по соотношению доходы/затраты. Им пользуются и многие отечественные «глянцевые» журналы, особенно с «международными корнями».

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!