Великий Леонардо да Винчи в истории с плащаницей



Величайший итальянский художник, изобретатель и ученый Леонардо да Винчи (1452–1519) 18 лет своей творческой деятельности прожил в Милане в имении семейства Сфорца. Семейство Сфорца неоднократно обращалось к гостящему у них Леонардо с личными просьбами по художественной части, которые гость непременно исполнял.

В то время именно это большое семейство было владельцем Туринской плащаницы. Достоверно известно, что Леонардо да Винчи имел доступ к реликвии. К моменту встречи с великим художником реликвия несколько поблекла.

Авторитетные ученые и исследователи — профессор истории Университета Южной Каролины Даниэль Ц. Скавроне в книге «Чье изображение на Туринской плащанице?», а за ним французские бретонцы Л. Пиккнет и К. Принс — пришли к заключению, что в 1492году, через 135 лет после первичного рисования Туринской плащаницы, к ней приложил свою руку Леонардо да Винчи.

Общеизвестно, что великий итальянский художник был любителем мистификаций и оставил человечеству для разгадки ряд своих художественных «ребусов». Среди них первое место занимает, конечно, загадочная улыбка Моны Лизы. По мнению ученых, под видом загадочно улыбающейся матроны Леонардо да Винчи изобразил самого себя. Точнее, на скрупулезно точные параметры своего лица он наложил женские черты. Вот, мол, какая была бы из меня красавица, будь я женщиной.

Даниэль Ц. Скавроне в 1989 году предположил, что как в «Моне Лизе», так и на Туринской плащанице изображения головы наложены на параметры черепа самого Леонардо да Винчи, и сделал математические расчеты. Другие исследователи подтвердили выводы Скавроне.

Леонардо да Винчи — не только великий художник, он крупный физик, математик, строитель, антрополог и механик. Достаточно сказать, что он еще в XVI столетии изобрел летательный аппарат. А в художественном творчестве был непримиримым реалистом. Он не мог позволить себе так небрежно изобразить тело и облик умершего Спасителя.

Последние тщательные исследования обнаружили несоответствие пропорций всего тела и размеров головы изображенного на плащанице Иисуса Христа. Соотношение размеров головы и всего тела должно равняться 1:8, а оно оказалось 1:7, т. е. голова Леонардо да Винчи оказалась несоизмеримо больше головы изображенного на плащанице Спасителя.

Или еще пример. В последнее время ученые обратили внимание и много пишут о несоответствии предсмертных мук Иисуса Христа, о которых свидетельствует страдающее тело (раны, ссадины, предсмертные судороги), и спокойного, умиротворенного выражения лица на Туринской плащанице. Лицо Иисуса Христа Леонардо да Винчи только подогнал под параметры своего черепа, но изменить до неузнаваемости не мог. Это явно противоречило бы заказу семейства Сфорца и могло разгневать их высочества. В силу этого лицо изображенного на плащанице мертвого Иисуса Христа принадлежит не лежащему человеку, а, по традиции, висящему на кресте. Зритель видит его не в горизонтальном положении, а в вертикальном, о чем свидетельствуют висящие, откидывающие на лицо тень и покрывающие уши волосы. На изображение лица мужчины с Туринской плащаницы мы смотрим не сверху вниз — не перпендикулярно, а снизу вверх — наискосок.

Возможно еще, что Леонардо да Винчи, большой теоретический и практический знаток света и. цветов, подрисовал лицо Иисуса Христа в так называемых дополнительных, реверсивных цветах. Не эта ли мистификация в 1898 году обусловила на фотонегативе Секондо Пиа появление позитивного изображения облика Иисуса Христа?

Следует уточнить, что в реверсивном (обратном, негативном — по современной фотографической терминологии) свете на Туринской плащанице изображено только лицо Иисуса Христа. Да и то не в его целостном виде. На негативном изображении волосы распятого отражены белыми. Белые волосы на негативе означают черные волосы на позитиве. Если считать, что вся голова Иисуса Христа на плащанице отражена в негативном (реверсивном) свете, значит, у Спасителя были белые как снег волосы. Но на всех древних и новых изображениях волосы Иисуса Христа темные. А почему они белые на негативе Туринской плащаницы? Возможно также, что Леонардо да Винчи реверсивно изобразил только потускневшее лицо Иисуса Христа, но его черных волос (черная краска лучше всего сохраняется при свете) не трогал, оставил в их естественном состоянии.


Первые фотографии плащаницы

С начала XX века плащаница превратилась из объекта поклонения в загадку, раскрыть которую пытались многие. Переломный момент наступил в тот самый год, когда Секондо Пиа доверили честь сделать первые снимки с плащаницы и на фотографической пластине после проявки возник, по его утверждению, святой лик. Все пятна, которые на негативе Пиа приобрели обратный цвет, составили не просто изображение, а настоящий портрет.

Это открытие произвело фурор. В то время как все исследования плащаницы вызывают к жизни новые вопросы, на которые еще предстоит ответить, нельзя не признать, что выражение лица на ней, несомненно, будто живое. Так или иначе, никто не мог остаться равнодушным, увидев его.

Поползли слухи, что необыкновенный портрет на негативе был ошибкой или, того хуже, результатом ретуши, выполненной самим Пиа. Пиа, который всегда гордился тем, что никогда не ретушировал свои снимки, был крайне расстроен; его честное имя не было восстановлено до 1931 года, когда профессиональный фотограф Джузеппе Энри сделал серию фотографий и получил подобный результат.


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

В начале 90-х годов в Москве был образован филиал Американского института Творения, который занялся доказательствами полной достоверности Библии: шести дней творения, воскресения Иисуса Христа и т. д. К проекту проявила большой интерес Русская православная церковь.

Патриарх Алексий II разместил синдологов в московском Сретенском монастыре, в котором сейчас действует Музей Туринской плащаницы. В состав русской синдологической комиссии зачислен ряд богословов, преподавателей и студентов духовной академии и богословских институтов.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!