В чем состоит специфика литературного искусства?



Литературоведение и искусствознание. Как видно из определения, п р е д м е т о м литературоведения является художественная литература или художественная словесность. Художественная же литература – искусство слова (при чем слова как письменного, так и устного, поскольку оно неразрывно связано с устным народным творчеством – фольклором), т. е. литература – один из видов искусства. Следовательно, и само литературоведение следует относить к разряду искусствоведческих наук. Оно не может развиваться вне связи с другими науками об искусстве, без учета их наблюдений и обобщений о художественном творчестве.

Что же такое искусство? Искусство – это творчество по законам красоты, т. е. по эстетическим законам, главным среди которых является закон соответствия формы произведения воплощенному в ней содержанию. Таким образом, литературоведение тесно связано с эстетикой как наукой об общих закономерностях художественного освоения мира.

Произведения собственно художественного творчества – литературные, музыкальные, живописные, скульптурные и т. п. - относятся к области духовной культуры человеческого общества. Они удовлетворяют не материально-практические потребности людей, а их духовные интересы, стремления и запросы.

Вследствие этого они всегда заключают в себе образное воспроизведение явлений действительности: внешнего облика людей, отношений, событий, обстоятельств человеческой жизни, внутреннего мира людей, явлений природы. Вместе с тем художественные произведения выражают в своих образах то или иное осмысление и эмоциональную оценку воспроизводимых в них явлений жизни. И это означает, что произведения художественного творчества являются одним из видов общественного сознания. И следовательно, искусство (в узком смысле) – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах

 

 Художественная литература:

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Специфика:

Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.

Художественная литература – вторичная знаковая система. Автор обращается к нам на вторичном (художественном) языке, который как будто надстраивается над естественным языком. «От себя» писатель высказывается лишь в текстах, лишенных художественности.

Познание мира:

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Функции литературы:

Основные функции художественной литературы сле­дующие: социально-эстетическая, преобразую­щая, познавательная, воспитательная и язы­котворческая + коммуникативная, гедонистическая.

Какими особенностями обладало искусство на ранних стадиях своего развития?

 

На ранних стадиях развития общества, когда люди жили еще не классовым, а родовым строем, произведения, подобные тем, которые мы привыкли называть художественными, еще не были таковыми. В них специфически художественное содержание еще находилось в нерасчлененном единстве с другими сторонами первобытного общественного сознания – с магией, мифологией, моралью, полуфантастическими преданиями из истории отдельных родов и племен, первоначальными полуфантастическими географическими представлениями. Такое нерасчлененное единство этих сторон, существовавшее на ранней ступени исторической жизни народов, получило в науке название «синкретизма» первобытного общественного сознания. Первобытное творчество было синкретическим в своем содержании.

Основным предметом первобытного синкретического сознания и выражавшего его творчества была п р и р о д а, прежде всего жизнь животных и растений, а также проявления различных стихий природы.

Характерной чертой этого сознания и творчества была образность. Тогда люди еще не умели создавать отвлеченные понятия, абстрагировать в явлениях жизни общее от индивидуального. Они представляли себе целый род явлений в виде особенно сильного и яркого индивидуального его воплощения. Например, они мыслили о медведях вообще, о тиграх и бизонах вообще, но представляли себе каждый звериный род в виде одного, наиболее крупного и сильного зверя, как бы их вожака. Особенно высокую гору или полноводную реку они представляли себе прародительницей, матерью всех гор или рек и т. п. Но это не был просто самый сильный и большой зверь из тех, каких первобытные люди встречали в реальной жизни, или самая высокая гора из всех, виденных ими. Находясь в полной зависимости от природы, люди преувеличивали силу, размеры, значительность ее явлений в своем воображении, они бессознательно типизировали явления природы.

Такие обобщенно-преувеличенные представления первобытных людей и выражающие их образы первобытного творчества отличались вместе с тем той или иной степенью фантастичности. Характерной чертой первобытного мышления был антропоморфизм (др. греч. antropos – человек, morhe – вид, форма). Люди осознавали жизнь природы по сходству со своей, человеческой жизнью. Им казалось, что животные, растения, стихии природы обладают таким же уровнем сознательности, как и люди, что они тоже могут поступать с намерением и расчетом, размышлять и говорить. Они думали, что животные и растения могут сознательно помогать и покровительствовать людям или нарочно обманывать людей и вредить им, что гроза может намеренно убить человека, река – затопить его жилище, гора – бросить в него камень. Такое понимание жизни природы усиливало у первобытных людей чувство зависимости от нее. Они боялись сил природы и преклонялись перед ними, стремились получить их поддержку.

В те времена люди старались воздействовать на природу посредством заклинаний, или магии (др. греч. maceia– ворожба, колдовство). Магия была выражением веры, свойственной всем людям той эпохи, будто те или иные явления и события в природе и человеческой жизни можно вызвать путем подражания или нарочитого, искусственного воспроизведения их.

Таким образом, художественная эпическая словесность начала развиваться на основе древнейшего синкретического творчества.

Постепенно представления людей о природе расширялись и углублялись. Они стали лучше осознавать регулярную смену времен года, весеннее оживление и осеннее увядание растительности, весенний приплод скота, связь этих процессов с движением солнца и луны. Отсюда возникали первобытные астрономические и агрономические обобщения жизни.

С постепенным усложнением внутренней организации первобытного общества изменялась и его магия. Люди стали заклинать в основном на удачу своей охоты, а приход весны и обильное плодоношение своих стад, полей и садов или удачу своей войны, своих набегов на соседние племена. Развивались и сами формы магических обрядов. Древнейшие животные пантомимы перед большими охотами сменились весенними хороводами перед началом сева и выгона стад, а также военными «играми» перед походами.

Обрядовый хоровод – это коллективная пляска, сопровождаемая пением всех ее участников, она может включать в себя также пантомимические движения или даже целые сцены.

Драма – соединение пантомимического действия и эмоциональной речи действующих лиц – возникла тогда, когда корифей стал не только повествовать о желаемом событии, но и разыгрывать его в лицах перед хором, отвечающим на это припевами. Особенную значительность драматургические обряды получили у древнегреческих племен.

Итак, общие особенности синкретического творчества: типизация явлений жизни на основе их олицетворения и гиперболизации. Типизация выражала общие фантастические представления о жизни, свойственные всему роду или племени. Представления эти выражали общий уровень знаний о жизни, который закономерно возникал на той стадии общественного развития и для которого вообще было характерно фантастическое преломление реальных процессов и отношений действительности в сознании всего родового и племенного коллектива.

Вследствие этого первобытные люди относились с полным и наивным доверием ко всему тому, что изображалось в их сказках, хоровых песнях, представлениях, эпопеях. Они принимали образы этих произведений, основанные на фантастике, олицетворениях и гиперболах, за реальную действительность, за то, что было и есть на самом деле. У них еще не было сознания творческой у с л о в н о с т и изображения. Они еще не имели понятия о нарочитости художественного вымысла. Поэтому их синкретическое творчество и не было еще искусством как таковым.

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!