Христианское сознание Н. А. Некрасова



В своей жизни Некрасов переживал сложный религиозный комплекс, основанный, с одной стороны, на любви к народу и отличном знании народных идеалов, в том числе и религиозных, а с другой — на личном представлении о праведности революционного бунта и необходимости нравственной аскезы и покаяния.

Большой интерес представляет собой поэма «Кому на Руси жить хорошо» - своеобразная энциклопедия нравственных воззрений Некрасова. Она дает достаточно полное представление о его религиозных взглядах и познаниях. В поэме подавляющая часть народных героев отличается истинной религиозностью. Некрасова с его обостренным покаянным чувством несомненно всегда должны были поражать образы людей, резко переменившихся и пришедших от великого греха к великому же покаянию. Сочувствие к этого типа людям вполне в духе русского народа Автора «Кому на Руси жить хорошо» и «Княгини Волконской» должна была едва ли не завораживать история людей, приносящих добровольную жертву Богу, — вроде преподобного Галактиона Вологодского, который, будучи сыном князя И.Ф. Бельского, знатнейшего из русских бояр, добровольно покинул высшее общество, «поселился вблизи Вологодского посада, затворился в тесной келье, посадил себя на хлеб и воду, заковал себя в вериги».

О природе религиозного сознания Некрасова писал М. М. Дунаев: «Тем и выбивается Некрасов из жизненной когорты единомышленников, что равнодушия к Богу, к вере у него не было, не могло быть: все-таки он укоренен был в народной жизни»

Кроме того, писатель Ф. Достоевский заметил, что некрасовский Влас (1855), герой истинно христианского смирения, является в «бунтующем» творчестве Некрасова некоторым исключением: «...Так хорошо, что точно и не Вы писали; точно это не Вы, а другой кто заместо вас кривлялся потом «на Волге» в великолепных тоже стихах, про бурлацкие песни»

Однако религиозные ориентиры у Некрасова как бы нечетки, двойственны. Некрасова восхищают богомольцы, странники, призывающие народ к покаянию, к спасению, восхищает Ефросиньюшка, которая, не боясь заразы и, в сущности, принося себя в жертву, лечит холерных больных. Но его восхищает и подвиг Гриши Добросклонова, о котором Некрасов, нимало не сомневаясь, пишет в сугубо религиозном тоне.

Таким образом, Божья справедливость у Некрасова подменена, в сущности, народной справедливостью.

 

 

Вывод

       В заключение стоит отметить, что в XIX веке имели место редкие, но весьма плодотворные попытки построения подлинно диалогических отношений между церковью и светской культурой, между религией и литературой. Даже в те периоды, когда русская литература не соблазнялась построением особых религиозных систем, она сохраняла весьма сильную религиозную напряженность.

 

«Русские писатели не могли оставаться в пределах литературы, они переходили эти пределы, они искали преображения жизни» Н. А. Бердяев

 

Кроме того, литература взяла на себя духовную ответственность за жизнь нации в условиях, когда церковь, по крайней мере в глазах образованного сословия, перестала быть духовным центром национального мира. Помимо художественных текстов, так или иначе сориентированных на решение религиозных задач, в русской литературе существует немало произведений, в которых искусство, не нарушая своих границ, устремляется к исследованию религиозных феноменов как явлений действительности, как реалий русской жизни XIX века, как составляющих национального быта и бытия. Интерес русских писателей к исследованию «религиозного типа» оказывался, как правило, связан с их обращением к истокам народной жизни.

Наконец, литература могла использовать материалы православной культуры, ставшие неотъемлемой частью общенационального культурного языка, в чисто художественных целях. Здесь можно отметить активное обращение писателей и поэтов к библейской и евангельской образности, использование в художественных текстах освященной христианством темпоральности (святочные и пасхальные рассказы), скрытые и явные отсылки к смыслу и форме православного богослужения, изображение храма как доминанты русского пространства и так далее.

Материал русской литературы XIX века позволяет нам утверждать, что в России, при всей сложности и противоречивости отношений между двумя основополагающими традициями духовного опыта человечества, между двумя полюсами распавшегося русского мира оказался возможен плодотворный диалог, обогативший как классическую русскую культуру, так и православно-христианскую религиозную традицию.

 

 

Список литературы

1. Л. Н. Толстой: Pro et contra: Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей: Антология

2. Бердяев Н. А. Самопознание: [Опыт философской автобиографии]. М. : Мир книги : Литература, 2006. 414 с.

3. Ильин И.А. Собр. соч. В 10-ти т. Т. 6. Ч. 1. М., 1996

4. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев. Н. А. Русская

5. идея. М., 2000. С. 252.

6. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений

7. Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 6. Ч. 1. М., 1996.

8. Толстой Л.Н. Разрушение ада и восстановление его / Л.Н.Толстой //собр соч.: в 22т. – М.: Художественная литература, 1982. – Т. 12. – С.390-405.

9. Толстой Л.Н. Что такое религия в чем сущность ея? / Л.Н. Толстой. – 56 с.

10. Толстой Л.Н. Воскресение / Л.Н. Толстой. – Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1979. – 479 с.

11. Н. В. Гоголь в критической прозе Д. С. Мережковского: дисс. … к. филол. н. Х., 2005. 178 с

12. Гоголь. Творчество, жизнь и религия [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/

13. merezhkovsky/gogol/01.html

14. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений

15. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений

16. Лермонтов М. Ю. Сочинения

17. Мережковский, Д. С. Лермонтов. (Поэт

18. сверхчеловечества)

19. Жилякова Э.М. Христианские мотивы и образы в творчестве Н. А Некрасова

20. Евангельский текст в русской литературе XVIII–XIX вв..: Сб. науч. трудов Вып.2. Петрозаводск, 1998


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!