Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот»



На примере творчества М.Ю. Лермонтова и Ф.М. Достоевского можно судить о взаимодействии религиозных мотивов различных писателей и об их вилянии друг на друга. Так, например, Ф.М. Достоевский в течение всей жизни активно обращался к творчеству М.Ю. Лермонтова. «Были у нас и демоны, настоящие демоны; их было два и как мы любили их», – писал Достоевский в «Дневнике писателя», имея в виду Лермонтова и Гоголя. Мотивы «Демона» – один из литературных источников, подготовивших почву для героев-бунтарей Достоевского (Раскольников, Иван Карамазов).

На фабульном уровне обнаруживается близость поэмы «Демон» и романа «Идиот». Фабула «Демона»: Демон влюбляется в грузинскую девушку Тамару. Убивая жениха Тамары, Демон соблазняет Тамару. В этом ему противостоит Ангел, посланник Божий, который вскоре уступает Тамару Демону. Прельстив девушку вечной жизнью, Демон убивает ее, но душу Тамары забирает Ангел и уносит в Рай. Демон, лишившись Тамары, вновь возвращается к своему вечному одиночеству. Фабула «Идиота»: Рогожин влюбляется в Настасью Филипповну. Сдерживая свое чувство, Рогожин сначала любит Настасью Филипповну на расстоянии. Затем он пытается купить возлюбленную, суля ей несметные королевские богатства. На именинах Настасьи Филипповны Рогожин лишает Ганю статуса жениха. На пути Рогожина становится Мышкин, вскоре уступающий Настасью Филипповну. В итоге происходит убийство героини.

«Чистая религия» Л. Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой также был и остается одной из самых масштабных фигур в русской литературе XIX-XX вв. Вера для писателя была смыслом жизни, поэтому она не могла быть «неправильной». Толстой стремился найти оптимальную веру, причем не только для себя, но и для народа.  Страстный индивидуализм в жизни и – отрицание ценности индивидуальности в теории; восхищение перед Христом, как перед величайшим учителем человечества – и отрицание исторического христианства и официальной церкви, - таковы лишь некоторые контрасты, характерные для Толстого. Как никто, зная жизнь, пройдя через опыт неимоверного ужаса перед смертью, делающей жизнь бессмысленной и никчемной, Толстой, особенно в поздний период своего творчества, все больше переходил от литературной деятельности к созданию и проповеди собственного нравственно-религиозного учения.

В произведении Толстого «Разрушение ада и восстановление его» обосновывается реакционный настрой Русской Православной Церкви в отношении Льва Николаевича. В этой легенде наглядно демонстрируется то, что сам писатель не считал православием. Лев Николаевич придерживается той позиции, согласно которой уже сразу после смерти Христа,

В православной общине начинаются разногласия касательно тех или иных вопросов связанных с отправлением некоторых обрядов. В легенде Толстой показывает динамику превращения христианства в лжехристианство. Для писателя оптимальным вариантом религии являлась та, которая лишена всех тех явлений, которые носили бы неестественный характер, были сложны для понимания. Он считал, что церковь призвана разъединять, а не соединять людей, являясь одной из важнейших причин религиозной нетерпимости.

Тем самым, Толстой пытался рационализировать религию с помощью отсечения всего сложно объяснимого, чудесного, убрать внешние ее рамки, то есть представить религию как, прежде всего, нравственную систему и избавиться от наслоений и искажений. Подобное представление Толстого о религии сближало его с буддийской традицией (очерк "Будда", сказки "Карма" и "Это ты"), где Будда, в отличие от Христа был человеком.

В результате образ «чистой религии» в произведениях писателя представляет собой некоторый сплав религиозных учений, наиболее заметными компонентами, в котором являются христианство и буддизм.

 

Н. В Гоголь и религия. Д. С. Мережковский

О религиозных мотивах творчества Н. В. Гоголя

       Традиционно в творчестве Гоголя выявляют антитезу искусства и религии как двух несовместимых начал, каждое из которых пытается вытеснить другое, что и завершается в конечном счете отказом Гоголя от художественного творчества, сожжением второго тома «Мертвых душ» и прочее. Но изначально же искусство и религия отнюдь не определялись Гоголем как антитеза, но наоборот — в духе йенского романтизма — являли собой единую сущность. Ранними немецкими (йенскими) романтиками видятся два языка, на которых Бог говорит с человеком: природа и искусство. Но искусству все же отдается приоритет посредничества и непосредственного общения с Божественным. Этому приоритету отвечает также романтическое представление о художнике как прототипе человека вообще. Религиозность может воплощаться как благоговение перед искусством — и в таком случае занятие искусством приравнивается к молитве.

Обращаясь к биографии Гоголя, писатель Д. С. Мережковский отмечал разлад реального и мистического, языческого и христианского, который определил не только творчество, но и всю жизнь Гоголя, став лейтмотивом его творчества и его духовного развития. В разные периоды его жизни одно из противоположных начал брало верх, что отразилось в разнообразии и разножанровости его литературных произведений: от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» до таинственных и мистических «Мёртвых душ». Необыкновенный язык Гоголя, его реалистичность, удивительная точность в описании малейших деталей всегда остаются его особым почерком, так же как его постоянный, особый, гоголевский смех. Характеризуя творчество Гоголя, Мережковский отмечал, что основной целью всего его творчества и даже жизни было высмеять черта, выставить его дураком перед людьми. Именно смех как символ радости и света противостоит чёрту – олицетворению вечного зла, представителю инфернального мира, воплощающему в себе отрицание Бога.

Характеризуя творчество Гоголя, Мережковский отмечает, что лейтмотив всего творчества и даже всей жизни – высмеять черта, выставить его дураком перед людьми. Именно смех как символ радости и света противостоит чёрту – олицетворению вечного зла, представителю инфернального мира, воплощающему в себе отрицание Бога. Развивая эту мысль Гоголя, Мережковский удивительно точно отмечает великую разницу между Богом и чёртом: божественная бесконечность как существование вне границ времени, в вечности и дьявольская неоконченность как отрицание самой вечности. Вся сила дьявола – в способности казаться, а не быть; представляться бесконечным, будучи неоконченным; его оружие – способность создавать иллюзии.

 

А. С. Пушкин и церковь

Церковь оказала особое влияние и на поэта А. С. Пушкина, когда размышления поэта об атеизме, послужило предлогом для михайловской ссылки, а сам поэт находился там под надзором церкви. Этот факт биографии писателя дает показать роль религии как инструмента в руках правительства для борьбы с нежелательным для него идейным влиянием в обществе.

Письмо Пушкина к Чаадаеву (от 19 октября 1836 г.): «Наше духовенство до Феофана было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу».

Не секрет, что Пушкин принадлежал к той части образованного русского дворянства 1820 – 1830-х годов, которое было вполне секуляризованным и относилось к церкви равнодушно. Конечно, он исполнял церковные обряды, как того требовали российские законы, но вероятнее всего, особенно в юности, неохотно и в минимальной степени. Будучи сосланным в Михайловское под духовный надзор священника, Пушкин должен был соблюдать осторожность и аккуратно выполнять церковные обряды. Это, однако, не изменило его отношения к церковности, о чем свидетельствует письмо Жуковскому от 7 марта 1826 года, где он писал: «Каков бы ни был мой образ мыслей, политический и религиозный, я храню его про самого себя и не намерен безумно противоречить общепринятому порядку и необходимости». Ситуация обострилась после того, как Николай I освободил его из ссылки и поставил под еще более строгий надзор, так что Пушкину приходилось строго исполнять не только придворные, но и церковные обязанности и тщательно следить за своими устными и письменными высказываниями, чтобы не вызывать подозрений в нелояльности и вольнодумстве, которые сохранялись вплоть до его смерти.

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!