Сёстры милосердия начала XX века; группа сестёр милосердия при храме «Новомучеников и Исповедников Российских



Александра Федоровна была прирожденной сестрой милосердия. Она посещала больных, оказывая им сердечную заботу и поддержку, а когда не могла пойти к страдающим сама, то посылала дочерей. Государыня была убеждена: дети должны знать, что кроме красоты, в мире много печалей. Сама она никогда не роптала, нисколько не жалела себя, считая своим долгом «оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто рядом». Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Во время голода 1898 года она пожертвовала страдающим восьмую часть годового дохода семьи. Государыня устраивала благотворительные базары, выручку от которых шла на помощь больным; она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестер милосердия. На свои личные средства Царица построила дом для солдат-инвалидов русско-японской войны, где они обучались всякому ремеслу

Царица старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Нередко она лично занималась формированием санитарных поездов и складов медикаментов в городах России. Александра Федоровна и старшие Княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненным, им они отдавали свою любовь и заботу. Ободрял страдающих и Царевич Алексей, подолгу разговаривая с воинами. Государыня работала в операционной. Очевидцы вспоминают: «Она подавала стерильные инструменты хирургу, помогая при самых сложных операциях, принимая из его рук ампутированные руки и ноги, убирая окровавленную и завшивленную одежду». Она делала свою работу с тихим смирением и неутомимостью человека, которому Бог предназначил это служение. Во время тяжелых операций воины не редко умоляли Государыню быть возле них. Она утешала их и молилась вместе с ними. «Я принимала искалеченных мужчин с ужасными ранами, - писала Александра Федоровна.- У меня болит сердце за них. Я им особенно сочувствую как жена и мать».

 

 

Исторический образ семьи Николая II в литературе

Мы познакомились с произведениями русских поэтов и писателей, в которых есть упоминание о правлении Николая 2. Среди них:

· дневники Л.Н. Толстого

·  Л.Васильева «Жёны русской короны»

·  Э.Радзинский «Последняя ночь последнего царя»

·  М.Шолохов «Тихий Дон»

·  А.Солженицын «Красное колесо»

·  И.А.Бунин «Окаянные дни»

· стихотворение в прозе И.Тургенева «О Юлии Вревской»

· Есенин «В багровом зареве закат шипуч и пенен»

· В.В. Маяковский «Император»

· М.Цветаева "Поэма о Царской семье".

       Анализируя русскую классическую литературу, мы пришли к выводу, что в этих произведениях говорится о времени правления Николая II, о революционных событиях, потрясших Россию, о гибели царской семьи.

Нам бы хотелось подробнее остановиться на стихотворении Есенина, посвящённого императрице Александре Фёдоровне.

Сборник стихотворений готовил Сергей Есенин к печати во время военной службы в Федоровском городке Царского Села. О начале работы над этой книгой рассказывал в своих воспоминаниях друг поэта Михаил Павлович Мурашев: «Это было в июле 1916 года, спустя год, как появилась первая книга стихов Сергея Есенина «Радуница», и он работал над второй книгой - «Голубень». По утверждению поэта Георгия Иванова, Есенин намеревался посвятить книгу Царице-Мученице: «Есенин представлялся Александровне Федоровне в Царскосельском дворце, читал ей стихи, просил и получил от Императрицы разрешение посвятить ей целый цикл в своей новой книге! После прочтения стихотворения Есенин, по всей видимости, преподнес лист Великий княжне Марии Николаевне, дочери Николая Второго. Есть предположение, что в ответ на этот подарок она сняла со своего пальца золотой перстень и отдала его Есенину. И действительно, у Есенина хранилось кольцо, отлитое из червонного золота, в ажурную оправу которого вкраплен изумруд, а
на месте пробы выбита царская корона. Этот перстень Сергей Есенин в 1920 году подарил своей двоюродной сестре Марии Ивановне Конотоповой- Кверденевой в день ее свадьбы в Константинове.

В 1916 году Есенина призвали на военную службу. Он мог бы отправиться на фронт и погибнуть, но помогло вмешательство Григория Распутина. Тот (как рассказывает в своей статье Б. Стырикович) написал записку полковнику Ломану, близкому к царской семье: «Милой, дорогой, присылаю тебе двух парашков. Будь отцом родным, обогрей. Ребята славные, особливо этот белобрысый. Ей богу, он далеко пойдет». (Вторым "парашком" был Николай Клюев).

Во многом благодаря записке Есенин оказался не пехотинцем, а санитаром в лазарет Великих княжон Марии и Анастасии. Есенин вскоре сблизился с царской семьей – встречался и с сестрой императрицы Елизаветой Федоровной, и с матерью императора Марией Федоровной. И с самой императрицей Александрой Федоровной тоже. В автобиографии Есенин вспоминал: "Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия". Многим "прогрессивным" интеллигентам, однако, не понравилось, что Есенин вдруг оказался близок к царю: одна дама кричала на приеме: "Отогрели змею!" и демонстративно рвала письма и рукописи Есенина.

В 1916 году Есенин написал стихотворение "Царевнам", посвященное дочерям Николая II и солдатам, за которыми те ухаживали. Оно неожиданно заканчивалось пророческими словами:

"Все ближе тянет их рукой неодолимой

Туда, где скорбь кладет печать на лбу.

О, помолись, святая Магдалина,

За их судьбу".

Потом Есенин еще рассказывал подруге историю, как целовался с великой княжной Анастасией Романовой (той самой Анастасией) на лестнице дворца. А она кормила его сметаной. Выдумка, конечно – но чего еще ждать от склонного к актерству выдумщика Есенина?

 

Поэты о жизни Царской семьи

Многие поэты в своём творчестве обращаются к теме: «Семья Николая 2». Но мы заметили, что в основном они пишут о последних днях жизни царской семьи и об их гибели. К этим поэтам относятся:

· М.Цветаева

· В.Маяковский

· В.Малышев

· Жанна Бичевская

·  группа КВАТРО

· Светлана Копылова

· Игорь Тальков

Хотим остановиться подробнее на творчестве М.Цветаевой и В.Маяковского.

В 1929 году Марина Цветаева сделала первые наброски к "Поэме о Царской семье". Она задумала поэму как ответ на опубликованное в СССР в журнале "Красная новь" стихотворение Владимира Маяковского "Император".

Цветаева считала Маяковского собратом по поэзии и защищала его: "Мне весь Маяковский роднее всех воспевателей старого мира..." Но стихотворения "Император" она ему простить не смогла. (Новости www.ria.ru)

В конце января 1928 года Владимир Маяковский приехал в Свердловск - через десять лет после гибели государя, его родных и близких. Председатель исполкома Анатолий Парамонов в 30-градусный мороз повез поэта по Коптяковской дороге к месту сожжения останков царской семьи.

...снег хрустит под Парамоновым, председателем исполкома. Распахнулся весь, роют снег пимы.- Будто было здесь?!Нет, не здесь. Мимо! -Здесь кедр топором перетроган, зарубок и под корень коры, у корня, под кедром, дорога, а в ней -император зарыт...

У Маяковского эта поездка не могла не вызвать потрясения, но свои чувства он вынужден был спрятать поглубже. Вернувшись в Москву, сказал приятелю: "Конечно, как будто ничего особенного - посмотреть могилу царя. Да и, собственно говоря, ничего там не видно. Ее даже трудно найти..."

В советской печати не могло появиться слов осуждения расправы, свершившейся в июле 1918 года. Но, возможно, след горьких раздумий остался в черновиках? Да, эхо задушенного идеологией нравственного чувства можно расслышать в черновиках Маяковского:

Коммунист и человек Не может быть кровожаден...

Когда в конце 1950-х эти строки опубликовали, их осудили как досадную слабость пролетарского классика: "В строчках явно не срабатывает то политическое чутье, которым Маяковский очень дорожил. Да мы, гуманисты, но гуманисты пролетарские, а не евангельские всепрощенцы..."

К опубликованному же в "Красной нови" варианту у пролетарских гуманистов претензий не было. А завершалось стихотворение "Император" угрозой, высказанной каким-то глумливым, фраерским тоном:

Прельщают многих короны лучи. Пожалте, дворяне и шляхта, корону можно у нас получить, но только вместе с шахтой.

Нетрудно догадаться, о какой шахте идет речь - об алапаевской, куда были сброшены великая княгиня Елизавета Федоровна, великий князь Сергей Михайлович, князья Иоанн, Игорь, Константин, Владимир...

В 1928 году слово "шахта" звучало особенно зловеще - начался процесс по "Шахтинскому делу", где подсудимых обвиняли не только во вредительстве, но и в том, что они хотели реставрировать монархию.

"Император" Маяковского произвел на Цветаеву страшное впечатление. Ведь стихи написал не графоман, а Богом одаренный поэт, талант которого Марина искренне и преданно любила.

Когда в 1930-м Маяковский погиб, Цветаева написала: "Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый - поэт встал и человека убил..."

Весть о гибели Маяковского застала Цветаеву в работе над "Поэмой о Царской семье". Вот что Марина Ивановна сообщала в одном из писем: "Сейчас пишу большую поэму о Царской Семье (конец). Написаны: Последнее Царское - Речная дорога до Тобольска... Предстоит: Семья в Тобольске, дорога в Екатеринбург... Не нужна [поэма] никому. Здесь не дойдет из-за "левизны", там - туда просто не дойдет... Для потомства? Нет. Для очистки совести. И еще от сознания силы: любви и, если хотите, - дара. Из любящих только я смогу. Поэтому и должна".

К несчастью, текст поэмы и ее черновики погибли в одном из зарубежных архивов во время войны. Случайно сохранившиеся варианты некоторых строф и перечень эпизодов поэмы были обнаружены в рабочей тетради Марины Ивановны.

Публикуемый ниже черновой отрывок из "Поэмы о Царской семье" посвящен императрице Александре Федоровне.

Реквием

Марина Цветаева. Из погибшей "Поэмы о Царской семье"

О чем она просила Кончины на краю? Молитва - за Россию За родину - твою -Мою... За край, что полон Был - не ея могил Родных. За снег, что – солон Ея слезами был...От мхов сибирских По... сухумских -За каждого злобивца, За каждого безумца...От льдов охотских По . . . . . . . . . .Сто пятьдесят мильонов -Где все ея любимцы

3 марта 1936

Пророчество из 1918-го

Из дневника Никиты Окунева, 19 июля 1918 года:

Как исчезли уникальные ценности, вывезенные царской семьей на Урал

...В "Правде" по поводу трагического конца Николая Второго статья заканчивается так: "У русских рабочих и крестьян возникнет только одно желание: вбить хороший осиновый кол в эту, проклятую людьми, могилу".

А по моему простодушному мнению, на могиле Царя мученика не осина будет расти, а прекрасные цветы. И насадят их не руки человеческие, а совесть народная, которая выявит себя, если не в ближайшем будущем, то по прошествии времени, когда пройдет этот чад, угар, когда... родится и вырастет другой Пушкин, "прольет слезу над ранней урной" и возведет печальный образ несчастного Царя на благородную высоту, на которую он взлетел, свергаясь с царственной высоты в тундры сибирские.

 

Выводы по первой главе

Глава 2. Практический часть


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!