V. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ



Оценивание учебных достижений обучающихся осуществляется по 5-балльной шкале согласно приказу Министерства Донецкой Народной Республики от 31.08.2015 г. № 02-ОД (с изменениями).

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Уровни знаний Баллы Общие критерии оценки учебных достижений учащихся
I. Начальный 2 Ученик имеет слабо сформированный уровень восприятия музыкальных произведений, выявляет определенные умения и навыки, обладает незначительной частью специальной музыкальной терминологии, имеет средне развитый исполнительный аппарат. При выполнении программы допускает значительные профессиональные ошибки, мало проявляет творческую инициативу. Ученик не способен осваивать произведения согласно программным требованиям в полном объеме.
II. Средний 3 Ученик способен овладевать музыкальными произведениями согласно программным требованиям в полном объеме. Обладает навыками и умениями, которые позволяют исполнять музыкальные произведения, выявляя в них основные образные характеристики. Ученик может проанализировать структуру музыкального произведения, но не всегда умеет интерпретировать музыкальные произведения, которые нуждаются в абстрактном художественном мышлении. Проявляет недостаточное знание специальной музыкальной терминологии.
III. Достаточный 4 Ученик имеет хорошо развитый исполнительский аппарат. В процессе выполнения программы демонстрирует владение формой музыкального произведения. Ученик достаточно полно анализирует его структуру и художественно-образное содержание, но имеет стандартное мышление, ему недостает собственных выводов, ассоциаций, обобщений, недостаточно владеет специальной музыкальной терминологией при анализе музыкальных явлений. При выполнении программы ему недостает артистизма.
IV. Высокий 5 Ученик имеет обстоятельные знания в отрасли музыкально-исполнительского искусства, демонстрирует развитое, индивидуальное музыкальное мышление, умеет использовать приобретенные знания, умения и навыки в новых музыкальных заданиях, демонстрирует знание специальной музыкальной терминологии, их осознание и прочность, умение систематизировать, обобщать, анализировать, интерпретировать музыкальные произведения, ассоциировать их с произведениями других искусств, применять добытые знания в музыкальной деятельности. Имеет большой творческий потенциал. При выполнении программы обнаруживает определённые артистические способности. При овладении новыми музыкальными произведениями, способен самостоятельно решать сложные художественные и технические задания.

 

Согласно ГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

VI. ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ

Учебная программа по предмету «Фортепиано» рассчитана на 6 лет обучения. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Годовые требования содержат требования к исполнительским программам, которые должны быть разработаны с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.

Для одаренных обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе программа академического концерта, экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что одни произведения предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, другие – для показа в классе или просто ознакомления. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.

Класс

1. Чтение ритмического рисунка без отображения звуковысотности.

2. Умение уверенно ориентироваться на клавиатуре «вслепую».

3. Выработка аппликатурной техники (быстрая и точная двигательная реакция на простейшие фортепианные формулы в пределах пяти звуков).

4. Чтение нот в скрипичном и в басовом ключах.

5. Паузы, знаки альтерации.

6. Чтение коротких мелодических попевок без смены позиции.

7. Выработка навыков относительного чтения высотной нотной записи.

8. Понятия: «мотив», «фраза», «предложение».

9. Исполнение мелодий более широкого диапазона, записанных на двух нотных станах. Соединение позиций в мелодии.

10. Постепенное усложнение метро-ритма. Ритмические обороты с шестнадцатыми. Пунктирный ритм. Затакт. Четверть с точкой. Особенности исполнения.

11. Динамические изменения в процессе развития мелодии.

12. Штрихи: легато, стаккато, нон легато.

13. Чтение вертикальных комплексов: созвучия, квинты, терции.

14. Чтение с листа вертикальных комплексов в басовом ключе.

15. Чтение позиционных мелодий с простым аккомпанементом.

16. Импровизации «ответа» на музыкальный вопрос голосом и на инструменте; транспортирование этой мелодии.

17. Транспонирование по слуху – воспроизведение мелодии в разных тональностях без помощи нот.

В конце первого года обучения обучающийся должен уметь прочесть ритмически несложную мелодию с простейшим аккомпанементом, свободно читать текст в пределах малой, первой и второй октав.

Класс

1. Закрепление накопленных навыков.

2. Усложнение ритмических структур: ритмическая группа восьмая и две шестнадцатые и наоборот.

3. Тональности с одним-двумя знаками при ключе.

4. Добавочные линейки (не более двух).

5. Паузы в мелодии.

6. Чтение в размере 3∕8, 6∕8.

7. Пьесы с простой фактурой, но более частой сменой штриха.

8. Чтение вертикальных комплексов: трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды. Аппликатурные аккордовые позиции. Трезвучия в аккомпанементе.

9. Двухголосие: параллельное, зеркальное.

10. Элементы педализации.

11. Пьесы с аккомпанементом: бас и аккорд.

12. Музыкальная терминология в изучаемых пьесах.

13. Наработка навыка игры в ритме без остановки, несмотря на мелкие погрешности. Приобщение к чтению нот в ансамбле с педагогом.

14. Подбор по слуху и импровизация мелодий с использованием различных интервалов в пределах квинты.

15. Транспонирование по слуху – воспроизведение мелодии в разных тональностях без помощи нот.

Ученик 2 класса должен уметь сыграть на контрольном зачете 1-2 пьесы с подробным предварительным анализом (определить тональность, темп, лад, строение фраз).

Критерии оценивания: уверенность, свобода, ритмическая устойчивость, осмысленность исполнения.

Класс

1. Повторение пройденного материала во втором классе.

2. Усложнение ритмических структур: синкопированный ритм, триоли.

3. Тональности с четырьмя ключевыми знаками в пьесах с несложной фактурой.

4. Скачки в мелодии.

5. Смена фактуры внутри произведения – передача мелодии из одной руки в другую.

6. Полифонические элементы в аккомпанементе.

7. Остинато в аккомпанементе: ритмическое, мелодическое.

8. Знакомство с джазовыми ритмами.

9. Транспонирование по нотам: с заменой ключевых знаков.

Ученик 3 класса должен уметь сыграть на контрольном зачете 1-2 пьесы с подробным предварительным анализом (определить тональность, лад, темп, строение фраз).

Критерии оценивания: уверенность, свобода, ритмическая устойчивость, осмысленность исполнения.

Класс

1. Усложнение мелодического рисунка. Хроматические обороты.

2. Новые метроритмические задачи: переход от четного к нечетному дроблению метрической единицы. Чтение пьес с ритмическими трудностями.

3. Усложнение фактуры, введение полифонических элементов. Канон.

4. Пьесы с фигурационно-гармоническим аккомпанементом:

- альбертиевы басы;

- триольная гармоническая фигурация.

5. Чтение вертикальных комплексов: обращения Д7.

6. Переменный размер. Смена размера внутри произведения.

7. Чтение с листа в составе фортепианного ансамбля.

8. Транспонирование по нотам: с заменой ключевых знаков.

9. Знакомство с интервальным способом транспонирования.

Ученик 4 класса должен уметь сыграть на контрольном зачете 1-2 пьесы с подробным предварительным анализом (определить тональность, темп, лад, строение фраз).

Критерии оценивания: уверенность, свобода, ритмическая устойчивость, осмысленность исполнения.

Класс

Начиная с 5 класса, программные требования необходимо разделить на два уровня: отдельно для обучающихся, поступающих в музыкальные учебные заведения и учащихся, которые перед собой такие цели не ставят.

Для поступающих:

1. Повышение уровня музыкальной грамотности. Дальнейшая работа над умением ориентироваться в структуре музыкального произведения (фразировка, повторность, вариационность).

2. Развитие навыка предугадывать логическое продолжение начатой фразы.

3. Развитие кратковременной и долговременной памяти учащегося.

4. Чтение пьес со сменой темпа и характера.

5. Чтение с листа аккомпанемента вокального или инструментального произведения.

6. Знание музыкальной терминологии:

· adagio – медленно;

· allegro – скоро;

· andantino спокойно, не спеша;

· dolce – нежно;

· espressivo – с чувством;

7. Транспонирование по нотам: с заменой ключевых знаков, интервальный способ транспонирования.

Для обучающихся без профессиональной ориентации:

Развитие и закрепление навыка беспрерывного воспроизведения нотного текста с практическим применением полученных знаний и навыков.

Класс

Для поступающих:

1. Повышение уровня музыкальной грамотности. Развитие и закрепление навыка предварительного просмотра музыкального произведения, включающего осмысление пианистических и исполнительских задач (тональность, ладогармонический план, музыкальная форма, ведущий ритмический рисунок, характерные особенности фактуры, педализация, динамика, темп, характер и жанр).

2. Работа над планомерным накоплением в сознании ученика устойчивых моделей фортепианной музыки, охватывающих возможно более широкие различные стилистические направления.

3. Развитие и закрепление навыка беспрерывного воспроизведения нотного текста с практическим применением полученных знаний и навыков, с учетом авторского замысла.

4. Транспонирование по нотам: с заменой ключевых знаков; интервальный способ транспонирования.

5. Чтение с листа в ансамбле.

6. Знание музыкальной терминологии:

· largo — очень медленно;

· leggiero — мягко;

· lento — медленно;

· moderato – умеренно;

· presto — быстро;

· ritenuto — замедляяс;

· staccato — кратко, отрывисто;

· vivo — живо;

Для учащихся без профессиональной ориентации:

Развитие и закрепление навыка беспрерывного воспроизведения нотного текста с практическим применением полученных знаний и навыков.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемой методической литературы:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано 3-е изд. М., 1978

2. Алексеев А. О воспитании музыканта-исполнителя //Сов. музыка, 1981

3. Алексеев А. Педагог творческого поиска //Сов. музыка, 1981

4. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1985

5. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974

6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л.-М., 1973

7. Березняк А. Ф. Первые шаги. Ростов-на-Дону, Росиздат, 1970

8. Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: ООО «Классика-XXI», 2005

9. Баринова М. О развитии творческих способностей ученика. – Л., 1961

10. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано.

11. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора: Страницы из записной книжки/Сост. М. А. Гурвич, Л. Г. Лукомский. М.,1963

12. Рафалович О. Транспонирование в классе фортепиано. М., 1963

13. Серебровский И. Б. К вопросу о развитии навыка чтения нот с листа.-Л., 1963

14. Смирнова Т. Программа. Класс специального фортепиано. Интенсивный курс.-М., 2002

15. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. – М., Советский композитор, 1989

16. Фейнрберг С. Пианизм как искусство. М., 1965

17. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984

18. Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971

19. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., 1959

20. Щанон Л. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968

21. Щанон Л. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 1947

22. Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 1960

23. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе. М., 1965


Дата добавления: 2022-07-01; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!