Происхождение ладов от лиры Орфея.



Лира — один из древнейших струнных музыкальных инструментов. Самые древние лиры найдены археологами в Месопотамии и датируются примерно 2500 г. до н.э.

Прообразом всех струнных инструментов (в том числе и лиры) является, судя по всему, охотничий лук, тетива которого является классической струной.
В древнегреческой мифологии изобретателем лиры считается бог Гермес, сын Зевса и одной из семи плеяд Майи. Как известно из древнегреческой мифологии, Гермес, только выйдя из колыбели, украл коров у Аполлона. А параллельно он успел смастерить лиру из панциря черепахи и двух веток, натянув на неё струны из овечьих сухожилий.
Считается, что лира Гермеса была трёхструнная, а Аполлон приделал четвёртую струну и впоследствии передал четырёхструнную лиру легендарному певцу Орфею.

В.Д.Порвенков приводит строй лиры Орфея как «до – фа – соль – до1». В других источниках приводится строй «ми — ля — си — ми1», отличающийся абсолютной высотой звуков, но по интервальной структуре полностью аналогичный: струн четыре, крайние состроены в октаву, средние состроены в квинту с крайними (до—соль, фа—до1 либо ми—си, ля—ми1), или, по-другому, крайние состроены в октаву, а соседние в кварту (до—фа, соль—до1 либо ми—ля, си—ми1) (Квинта и кварта — интервалы взаимообращаемые, вместе они образуют октаву).
Что же позволяла делать лира Орфея? Что передали Гермес и Аполлон людям?

Последовательность гармоник с 1-й по 6-ю на струнах лиры была такая, что 4, 5, 6 гармоники лиры содержат в себе все семь звуков «натурального мажорного звукоряда»: c d e f g a h, сгруппированные в три приятных для слуха триады, каждая из которых с современных позиций является мажорным трезвучием:


Трезвучия эти существуют не сами по себе, а связаны друг с другом вполне определёнными (опять же современных позиций) взаимоотношениями: это тоническое (C), субдоминантовое (F) и доминантовое (G) трезвучия тональности до мажор. Эти три трезвучия могут образовывать гармоническую (читай — приятную для слуха) последовательность C – F – G – C, создающую впечатление развивающегося музыкального движения, устойчиво заканчивающегося на ноте «до» (с). Например, последовательность c e g f a c g h d c прозвучит приятно для слуха, создаст впечатление музыкального движения и закончится устойчиво на звуке с.

Семь найденных звуков позволяли играть на лире множество мелодий, столь восхищавших древних людей, впрочем, вполне понятных и современному слушателю. Так, вполне воспроизводим на лире «Чижик-пыжик», да и другие мажорные мелодии в пределах октавы.
Поскольку флажолеты звучат заметно тише открытых струн, вполне логичным следующим шагом было создание семиструнной лиры и настройка её открытых струн в соответствии с обнаруженным семиступенным «флажолетным» звукорядом.

Добавление восьмой струны позволило музыканту заканчивать мелодию не только на нижней устойчивой ноте, но и на верхней, на октаву выше.

Интересно, что в строе шестиструнной гитары сохранились элементы ещё того, древнегреческого строя. Так, (4), (5) и (6) струны состроены друг с другом в кварту, подобно (1) и (2) струнам лиры Орфея. Вполне можно флажолетами на V, IV и III ладах сыграть последовательность мажорных трезвучий, т.е. 4, 5 и 6 гармоники:

 

  V лад, 4 гармоника IV лад, 5 гармоника III лад, 6 гармоника
(4) d f# a
(5) a c# e
(6) e g# h

Расположенные в порядке повышения звуки образуют гамму ля-мажор: a h c# d e f# g# a

И можно сыграть, например, «Чижика-пыжика» — флажолетами, не прижимая струны к ладам, ведь на лире грифа-то не было:
с# a c# a d c# h
e e e f g# a a a

 

##: IV-5 V-5 IV-5 V-5 V-4 IV-5 III-6 V-6 V-6 V-6 V-6 IV-6 V-5 V-5 V-5

 

Про музыкальный звук: см. соответствующую статью на сайте Московского Центра Авторской Песни: http://www.ksp-msk.ru/page_919.html

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!