РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПО СПОСОБУ ИЗЛОЖЕНИЯ. ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТА



Редакторский анализ подразумевает проникновение во внутреннюю структуру текста, которая определяется тем, какой способ изложения выбрал автор. В процессе мышления и речи между суждениями и предложениями, устанавливаются смысловые связи на основе отношений между объектами и явлений действительности. Язык закрепляет эти отношения в речевых структурах. Существует три типа построения текстов, обусловленных характером объекта речи. Повествование – действие, развивающееся во времени. Его цель – передать движение событий во времени. Описание – перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определенный момент времени. Цель его – создать картину действительности. Рассуждение – обусловлено движущейся к выводу или развивающейся мыслью в форме доказательства умозаключения. Его цель – исследование, обобщение знаний о действительности, причин явлений, обоснование выводов, доказательства положений. С точки зрения риторики, повествование занимается действием, описание предметом, а рассуждение отношением предметов и действий. Но журналистская практика шире этой схемы и она примерно такова:


 


Изобразительные виды тестов

Повествование Описание

Сообщение   Информационное описание

 

 

Логизированные виды текстов

Рассуждение Объяснение

Умозаключение Определение


1 ряд. Структура текстов типична для материалов, рассчитанных на эмоциональное воздействие

 

2 ряд. Журналистские тексты: официальные тексты, научные. Для них характере нулевой уровень композиции, отсутствие дополнительных композиционных… Предметами повествования и сообщения служат события ,но сообщения только представляют~, не прослеживая его… Информационное описание строится по определенной логической схеме. Умозаключение в отличии от рассуждения богатое по изобразительным и конструктивным возможностям способа изложения, имеет в основе строгую логическую форму. Объяснение выявляет более явсное предствление о предмете, а определение раскрывает содержания понятия в обобщенной форме.  

ЛОГИЧЕСКАЯ И СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТОВ И ИХ ПОСТОРОЕНИЕ

 

Тип текста Логическая структура Синтаксическая структура Примеры
Повествование Логические структуры повествования и описания однотипны. Узлы повествования и описания равноправны. Узлы самостоятельные, элементы должны представить целое. В чистом виде встречаются редко, чаще смешанный текст. Связь между элементами сочинительная. Характерная опора на глагольные формы. Как правило, прошедшее время, совершенный вид. Они передают последовательность событий, отличаются динамизмом. Машина собрана и передана «Аэрофлоту». Намечено начать международные перевозки. Лайнер осуществит связь с США и Канадой.
Описание См. выше Характерны глаголы несовершенного вида в прош. и наст. времени, передающие «статику» фактов (настоящее изобразительное время), называет … Описание может быть сконструировано без глагольных форм и состоять из номинативных предложений. Интерьер лайнера поражает комфортом: в салонах удобные кресла, просторные проходы, вентиляции. 
Сообщение Констатирует свершившийся факт, отражает свершение общего и частного, последовательность смысловых блоков зависит от стереотипа композиции. «Когда?», «Где?», «Что?» - у нас, в англоязычных – «Что?», «Где?», «Когда?» Самый короткий вариант – одно распр предлежение, структура которого усложнена. Если несколько предложений, то они подолняют первое, которое является смысловым центром предлоения, остальные – независимы и равноправны. Связаны они через ключевые слова и повторы.  Первого октября из почтового обращения изымаются художественные марки СССР. Запасы таких марок будут уничтожены, а вместо них будут использоваться художественные марки РФ.
Информационное описание Реклама, научная, учебная и справочная литература. Выявляет родовые признаки, перечисляет существенные внешние и скрытые признаки Отличается регламентированным характером, последовательность предопределена, но *** не положено Пример подобрать самим о__О
Определение Самый постой, устойчивый и логический строгий вид развертывания понятия. Также перечисляются признаки явлений, но цель представить общее, а не частное. С точки зрения логиеской структуры разновидностью определения объявляет объяснение, но с усложенной структурой. Цель: выявить более четкое представление о предмете и явление. Структура двух частных, определяемая и определяющая. Связь сочинительная, используется именительный падеж без связки или со связкой «есть», или в форме творительного падежа.  
Рассуждение Самый сложный по структуре и цели способ изложения. Логика и синтаксис предопределяются мыслительными … Это процесс введения нового знания, реализующийся в цепи суждений, относящихся к одному предмету или вопросу. И идущих одно за другим. Так что из предшествующего вытекает следующее. А в результате *** Основная единица речи, прозаическая строфа с цепной связью. Главное слово являющемся предикатом в следующем предложении повторяется. Синт структура отображает сцепление, развитие мыслей. Время и вид в данном случае второстепенны. Главным является раскрыть содержания понятие и суть объяснения.  

 

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ.

Самый существенный и начальный этап редактирования – анализ и совершенствование композиции. Редактор должен оценивать композиционно-стиличтические свойства текста. Причем ведущей характеристикой объявляется целостность текста. В текстах СМИ выделились некоторые требования композиции. Например, четкое выделение центральных проблем. Отказ о несущественных подробностей. Гармоничное сочетание частей текста. И их точное расположение. Части текста должны быть соразмерны. Последовательность должна быть мотивирована. Причем приемы композиции должны определяться содержанием и характером произведения. В самом общем смысле, композиция – структура материала, расположение его частей и связи между ними. Обусловлены идейным замыслом автора, назначением произведения и его содержания. Принято различать композицию художественного произведения, в основе композиции лежит сюжет. План лежит в основе не художественных.

Любое построение текста предполагает наличие частей, расположенных определенным образом. Особенность текста в СМИ заключается в том, что они невелики по объему, тексты вследствие этого обладают компактностью, целостностью. И выбор композиции зависит от объема текста. При анализе единица композиции выделяется на основе различных принципов.

1) Содержательный. Ориентированный на психологию читателя.

2) Логический. Важно – способ внешнего оформления текста.

Среди многообразия композиционных структур можно выдели два основных типа: от общего к единичному *от глобального к конкретному примеру*, наоборот – от единичного к общему.

Основной прием оценки композиции – анализ плана текста. В основе плана лежит деления текста на части. И озаглавливание в форме либо тезиса (план запоминания, конспект), либо в плане вопроса (план рамышления) . Т.о. авторский план теста дополняется и проверяется редакторским планом текста. Любое изменение в плане текста должно быть конструктивно, мотивировано и подкреплено логикой. Работа над планом это одна из точных методик редактирования. Делают для редактора очевидными плюсы и минусы текста.

 

ТЕПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ КОМПОЗИЦИИ

1. Отход от темы

2. Неудачный принцип расположения частей

3. Нарушение последовательности.

4. Несоразмерность частей

5. Непрочность связи частей.

6. Нечеткость композиционных рамок (заголовок, начало и конец текста)

 

В текстах СМИ выделяются две группы ***:

1. Содержательно смысловые элементы.(событие, образ героя, авторская концепция)

2. Объемно-прагматические элементы. (заголовок, подзаголовок, рубрика, внутри текстовые подзаголовки, зачин, концовка и эпиграф.

 

 

Л

 

Логика –наука о законах правильного и результативного мышления. Логичность – следование законам правильного мышления и правилам операции с понятиями присуща человека и без изучения логики, но для пишущего автора, редактора логики в житейском смысле недостаточно. Для них логика – инструмент, умение выявлять существенные черты предметов, включать их в категории, четко представлять роль логических связей в тексте, владеть приемами и методами логического анализа, в идеале у редактора должен быть выработал рефлекс на нарушение логической формы.

Деление текста на части, исследование каждой из них в отдельности и связи между ними. При делении текста на части и выявления логических связей внимание следует обратить на союзы и союзные слова. Если таковых в тексте нет, то соотнесение суждений и понятий проводится сопоставительно-смысловым методом.

«Моросивший всю неделю мелкий, надоедливый дождь, словно по заказу, прекратился в воскресение, хотя еще накануне не обращали на него внимания, к Мадриду из разных городов устремились тысячи людей.»

1. ***

2. Восстановление пропущенных звеньев «Лось чутко пошевелил ушами, и не увидев подозрительного пошел в лес».

3. Соотнесение членов одного ряда с обобщающим словом. «Великие русские композиторы, которые…: Мусорский, Глинка и его друг и соратник Васнецов.»

4. Соотнесение общего слова с компотизирующими факторами «Долгие годы творческих поисков, связанных с именами величайших русских композиторов, с именами Врубеля, Репина, Левитана, Сурикова, Васнецова, Коровина, привели Шаляпина к постижению высшей правды сценического образа, неразрывно связанного с вокалом, именно поэтому приобретшем такое, казалось бы, немыслимое богатство нюансов.»

5. Законы

6. Неточночность, соскальзывание с темы, сбивчивое изложение. – ошибки.

7. Противоречие. Не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете. Взятом в одно и тоже время и в одном и том же отношении.

Ошибки. Предатель вобрал в себя ноги и лежал невредим с пробитой головой.

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!