Редактирование смысловой структуры текста



Редакторский анализ текста. Виды правки. Смысловой анализ.

Редакторское чтение – исследование, прогноз результата читателя с текстом. А потому главное средство мысленного испытания рукописи – ее ред. Анализ. Термин «ред. Анлиз» пренадлежит к наиболее в теории правки и редактирования. Обычно употребляет в широком смысле. Для обозначения действий по разбору рукописей и оценки ее свойств. Прямое значение ред. Ан. Деление объекта на сост его элементы. Оценка этих частей и определение связи между ними. В тоже время ред.ан. – не только оценка, но и исправление частей, составление их в одно целое, при этом аналитические действия сочетаются с синтакс. Так как выделяемые участки оцениваются не сами по себе а в их отношении к целому, расчитанному на определенные коммуникативный. Ред. Ан. Шире термина анализ. Т.к. вбирает в себя все мыслительные процедуры. Выполняемые редактором для того, чтобы оценить произведение и помочь улучшить его.

Редактор читает рукопись не один раз. Существует несколько видов чтения:

- Ознакомительное или быстрое (общая познавательная ориентировка редактором в содержании в форме в идеи теста и его теме) Такое чтение позволяет в дальнейшем осознавать роль и место каждой единицы в структуре всего произведения. Это так называемый смысловой вертикальный анализ.

- Углубленное или рецензентское или оценочное. (осознание, проработка, анализ, оценка, критика текстовых единиц и всего текста в целом по основным принципиальным вопросам в содержании и формах редактированного произведения (смысловой горизонтальный анализ)

- шлифовочное чтение. Анализ и оценка одобренного поиск средств устранения частных несовершенств прогноз воздействия измененного текста на читателя.

Затем редактор завершет работу над текстом. Это контроль над чтением(«скольжение по тесту» избирательное чтение).

Задачи правки

1. Устранение погрешностей, которые были обнаружены в ходе ред анализа.

2. Придать материалу наиболее ясное звучание

3. Добиться четкости формулировок отдельных положений.

4. избавление рукописи от неточностей

5. устранение погрешностей языка и стиля

6. провести редакционно-технич обработку рукописи

Виды правки

Правка текста – средство реализации творческих возможностей редактора.

1. Правка-вычитка – заключительный этап подготовки авторского материала к публикации. Предполагает предельно внимательное чтение. Уже отредактированного текста и выявления ускользнувших недочетов. 2 подтипа («корректорская вычитка», «вычитка, как самостоятельный вид ред работы» - чтение текста насквозь, проверку композиций и жанра текста, стилевых особенностей, дат, имен и пр.как правило вычитывающий не правит текст, он лишь ставит вопросы для ред.)

2. Правка-сокращение. Уменьшение объема текста с целью улучшения его качеств. Сокращшения могут быть обусловлены неумением автора сжато и точно излагать мысли. По характеру залич сокращ смысл блоков, при этом необходимо сленза смысловой связью между частями текста. Оказавшимися рядом после правки.

3. Правка-обработка. Цель – добиться наибольшей лит. Материала его содержанию, устранить недочеты, выявленные при всесторонном анализе текста. Такой вид правки предполагает заменц слов,С целью исправления фактических логических, лексико – стилистических синтаксических ошибок. Перестановку частей текста в процессе редактирования композиции и жанрового материала. При этом нельзя править стиль автора и манеру его изложения.

4. Правка – переделка. Кардинальное изменение первоначального авторского текста. Причины – тема не раскрыта, авторский замысел выражен неотчетливо, анализ затронутых проблем непоследователен. Между заголовком и содержанием нет соответствия, построение текста рыхло, фармулировки расплывчаты, обилие логических ошибок, противоречивых высказываний и бездоказательных утверждений. Не учитывается адрес публикаций(вораст и пр. аудитории). Жанр не соотвествует теме. Отсутствует литературная форма изложения. Наиболее сложный и трудоемкий вид правки. В случаях крайней необходимости рекомендуется привлекать автора.

Редактирование смысловой структуры текста

Редактор при работе с текстом одновременно проводит две операции. Пытается определить о чем хотел сказать автор и решает адекватен ли результат деятельности автора.

Меттодика вычленения смысловой структуры овнована на подходе к тексту как к некоторой системе элементов, функц. Объединенных в целоеконцепцией. Елси авторсакой концепции нет, если она неясная расплывчатая если она логически не соотносится с ост. Изложеием. То текст признается дефектным и требует либо переделки, либо редактирования.

В сонове текста лежит освовная мысль (ОМ). Эта ОМ формулируется двусоставным предложением *** и ее признаках то, что сообщается об этой теме.

Следующие далее компоненты смысловой структуры обосновывают, конкретизируют ОМ. Это происходит за счет сообщения новой информации о признаке ОМ. Т.о. выстраивается целая цепочка. Система констатирующих тезисов (КТ), скрепляющая содержание и одновременно продвигающая его. КТ сохраняют модель ОМ, т.е. выделение темы и признака, но тема каждого КМ остается признак ОМ. Это обеспечивает последовательность и связность основной речи.

Каждый из констатирующих тезисов может получать разъяснения. Т.о. формируется система развивающих тэзисов (РТ). Они повторяют мдель «тема+признак» причем темой в них становится признак того констатирующего тезиса, к которому они относятся.

МОЕДЛЬ СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ

ОМ = тема+признак.

Основные элементы общего содержания                Второстепенные элементы общ содержания

КТ1. Тема(признак. ОМ) + признак

РТ к КТ1: тема (пр кт1) + прзнак.

 

ДОМА: перечитываем лекцию.

Итог авторских размышлений выражает анатлитическая оценка ситуация (Ао). Она содержит оценочные компоненты по поводу изложенного в тексте. Наличие ее в аналитических жанрах обязательно. В информ. мире Она факультативна. Кроме основных элементов содержания. В тексте возможно (а для текстов СМИ обязательно) наличие второстепенных элементов содержания. Иллюстрации к констатирующим тезисам и развивающим (ИЛ) .

Под иллюстрациями понимаются, фактические данные, обосновывающие истинность концепции, ее документальную основу. Кроме того к второстепенным элем сод относится т.н. фон. Как правило он ассоциативен, объясняет, что побудило автора обратиться к этой теме. Существует эксплицитные и имплицитные способы выражения смысловой структуры в тексте.

Эксплицитный – прямо выражены в тексте.

Имплицитный – в подтексте.

К.т. существует событийная логическая схема. И описательная. Событийная предполагает следующее – основная мысль как правило формирыется как: произошло событие А и тезисы формируются так – «это произошло так», «это привело к тому, что». Описательная лог. Схема. Основная мысль. Предмет или лицо обладает признаком. Тезис: этот признак проявляется в том, этот признака связан с тем, что. 

 

Основная мысль текста м.б. быть представленная след. Образом «международная научная программа «геном человека», занимающаяся расшифровкой человеческого генома» - тема. Признак «вызывает споры тех, кто имеет к ней отношение».

КТ1. (костнат. Тезис) – программа вызывает споры.  Т.к. ее завершение даст человечеству ценную информацию. = тема + признак.

Иллюстрация к КТ1. О шаге к золотому веку.

КТ2. Программа вызывает споры. Связанные с коммерческим и некоммерческим использованием результатов исследования.

Иллюстрация к КТ2 тоже имеется. О позициях сторон и характере агрумента.

РТ к КТ3. Поддержка первых лиц. Ослабила позиции частной компании. Иллюстрация к РТ о владении падении акций частной компаний. ОА Вмешательство первых лиц гос-ва способно повлиять на ход исследований.

Тема: магазины-банкторы.

Согласно существующему законодательству. Только суд может признать предприятие банкротом.

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!