Современная богослужебная практика совершения Пассий.



ПАССИЯ.

Значение слова.

Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит — «страдание» (по церковно-славянски — «страсть»). Так называ­ются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песно­пений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также, иногда, акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Христовых.

Появление пассий на Западе.

Свое начало пассии получили на Западе, где они представляли собой драматическое изображение Крестных страданий Христа Спасителя. Чтение евангельского повествования о страданиях Господа сопровождалось музыкой и своего рода драматическим представлением, слова Христа исполнял один священник-певец, слова первосвященника — другой, текст о событиях - третий; значительное место уделялось хору; все действо ис­полнялось в соответствующих одеяниях.

В XVIII веке благодаря Иоганну Себастиану Баху пассия находит распространение также и в церквах Реформации, где она получила характер величественных хоралов, которые исполнялись всей общиной верующих с музыкальным сопровождением.

 

Появление и распространение Пассий в РПЦ.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси. Можно предположить, что вопрос о вве­дении пассий в богослужебную практику был предложен к соборному рассмотрению настоятелем Киево-Печерской Лавры архимандритом Петром Могилой (1596-1647) на Киевском Соборе 1629 года при известном ревнителе Православия Иове Борецком (+1631). В 1632 году Петр Могила становится Киевским митрополитом, и пассии в юго-западном крае начинают совершаться повсеместно.

В 1702 году чин пассии впервые был напечатан по распоряжению архимандрита Киево-Печерской Лавры Иоасафа Кроковского в кон­це Цветной Триоди, как прибавление к богослужебному Уставу. В конце описания чина было сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение и Церкви Святыя Православный подаются». Это была именно Цветная Триодь, но начиналась она с Недели ваий — Недели Цветоносной, отчего книга и получила свое название.

Согласно данному последованию, пассия совершается в чине малого повечерия. После молитв «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…» лик поет на «Слава, и ныне» стихиру Великого Пятка – «Тебе, Одеющагося светом яко ризою...»; в это время открываются царские врата, выносится на середину храма и полагается на аналое Святое Евангелие, и совершается полное каждение храма: Евангелие окрест, алтарь, иконостас и молящиеся, а затем весь храм и Евангелие «точию сопреди». По оконча­нии стихиры читается положенное Евангелие. По прочтении Евангелия - стихира Великой Субботы «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...». Затем произносится проповедь, после которой — тропари «Помилуй нас, Господи...», возглас «Слава Тебе, Христе Боже...» и обычное окончание малого повечерия.

Практика совершения пассии на малом повечерии сохранилась до наших дней преимущественно в епархиях Московского Патриархата на территории нынешней Украины.

В Киево-Печерской Лавре пассия в настоящее время служится на великом повечерии (в пятницу вечером) или на малом (в воскресенье вечером). На великом повечерии вышеизложенное последование бывает по «Слава в вышних Богу...»: на «Слава, и ныне» — «Тебе, Одеюшагося...», чтение положенного Евангелия, стихира «Приидите, ублажим...», затем проповедь и далее по чину повечерия; отпуст малый.

С 1-й четверти XX века пассии получают широкое распространение и в других епархиях Русской Православной Церкви. Пассии приурочивались к первым четырем пятницам Великого поста и совершались в вечер этих пятниц, в конце великого или малого повечерия, по определенному чину. Именно чин пассии описывает протоиерей Константин Николь­ский в своем «Пособии к изучению Устава богослужения Православной Церкви» (Изд. 7-ое: СПб, 1907. С. 585).

С XIX века существовала и другая богослужебная практика воспоминания Страстей Христовых в иной день, кроме Великого Пятка.

Так, святитель Иннокентий Херсонский и Таврический, составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым, издавав­шуюся неоднократно. Эта служба, веро­ятно, могла использоваться при служении молебного пения с акафистом (подобно тому, как в настоящее время в Киево-Печерской Лавре каждую среду перед Литургией совершается молебное пение пред чтимой иконой Успения Божией Матери) или же для келейного чтения. Кроме того, во многих храмах Великим постом принято читать акафист Страстям Христовым, с добавлением евангельского повествования, вместо всего акафиста, который обычно читается на приходе в один из седмичных дней.

Из сказанного видно, что пассии совершается, чаще всего, по установленной местной практике.

 

Современная богослужебная практика совершения Пассий.

В современной богослужебной практике РПЦ распространён обычай совершать пассии в вечер четырёх воскресных дней Великого поста (как правило начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-ой Недели – свят. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещенье, 1-ое и 2-ое Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40-ка мучеников или храмовый праздник).

Перед великой вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное, пред «Свете Тихий…» бывает вход ради великого прокимна, который протодиакон возглашает, стоя в алтаре на горнем месте. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поётся стихира Великого Пятка «Тебе, Одеющегося». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие; предстоятель несёт Евангелие; ему предшествует свеченосец; за предстоятелем идут прочие священники по старшенству[1]. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершаегся полное каждение храма.

Иногда затем следует акафист Страстям Христовым или Кресту Гсподню, причем 1-й кондак хор начинает петь срачу после стихиры «Тебе Одеюшагося...». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе совершается малое каждение[2].

Далее следует прокимен, глас 4-й: «Раздел и ша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».

Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом (По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках):

на 1-й пассии — из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107 114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110—114);

на 2-й пассии — из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63-69 (или только глава 15, зачала 66—69);

на 3-й пассии — из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108-111 (или только глава 23, зачала 110-111);

на 4-й пассии — из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58-62. По прочтении Евангелия, певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем (умилительным распевом, обычно соло) поется 15-й анти­фон службы Великого Пятка «Днесь висит на Древе...».

Когда пение закончится, на солее (царские врата остаются открытыми) произносится Слово о страданиях Спасителя.

Далее следует ектения «Помилуй нас, Боже...», затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...». и иерей (или архиерей) коленопреклоненно читает молитву. После акафиста помещены две молитвы, можно читать их на четырёх пассиях попеременно.

Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите ублажим» Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священно­служители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь[3]. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются.

Молящиеся прикладываются ко Кресту после духовенства. По желанию настоятеля, совершается помазание освященным елеем.

Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши...» — пение великопостных тропарей «Богородице Дево...», «Слава: Крестителю Христов...», «И ныне: Молите за ны...» с поклоном, «Под Твое благоутробие...» без поклона и далее по чину, отпуст обычный.

Богословие Пассии.

Стоит отметить, что пассия получила в Православной Церкви новый характер, отличный от того, какой она имела в Западной Церкви. У нас это уже не духовная драма или оратория с преобладанием музыкального элемента, а церковное последование с отличительными признаками православного богослужебного чина.

Однако пассия все же не является уставным богослужением, и настоятель волен решать, совершать такую службу или нет, и каким образом совершать. Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.

Таким образом, совершение Пассии иногда критикуется в православной публицистике как католическое заимствование. Некоторым аналогом Пассии в латинском богослужении можно считать появившиеся в позднее средневековье т. н. вотивные мессы Страстей (missae de Passione) (см.: Franz A. Die Messe im deutschen Mittelalter. Freiburg i. Br., 1902. S. 155-161). Однако их чинопоследование не имеет ничего общего, кроме времени совершения и основной темы, с Пассией, состав которой отражает именно православные традиции.

Пассия становится Уставным богослужением.

Документ о включении Пассии в богослужебный Устав был принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53). В данном документе излагается три варианта служения Пассии: 1) Совершение Пассии с акафистом; 2) Совершение пассии без акафиста; 3) Совершение пассии без чтения Евангелия.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!