Упражнения на развития ритмичности в Латиноамериканских танцах



МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

 

 "Ритмичность как основа характера латиноамериканских танцев"

(методические рекомендации)

 

                                                                               Автор-составитель: Оранская О.Ю

                                                                                         

    

 

 

Краснодар

2014

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, работающих в клубах, школах, студиях спортивного бального танца при подготовке спортсменов-танцоров для участия в соревнованиях.

Из опыта работы с детьми возраста: 6-12 лет - начального и среднего уровня подготовки, в танцевальном спортивном клубе "Мастер".

 На протяжении 5 лет работы в танцевально спортивном клубе "Мастер" апробировались, и внедрялись нижеперечисленные виды работ.

 

 

Автор: Оранская Оксана Юрьевна

педагог дополнительного образования МОУДОД ДДТ "Созвездие"

 

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации, на мой взгляд, актуальны, так как многие мои коллеги, работающие в аналогичных учреждениях сталкиваются с проблемами обучения детей ритмическим основам бального танца.

Ритмичность и музыкальность - это первый критерий, по которому судьи оценивают спортсмена танцора на соревновании. И в связи с тем, что по этой теме очень мало изданной информации, я посчитала, что данные рекомендации будут полезны для начинающих педагогов, работающих в сфере бальной хореографии.

Представленные методические рекомендации помогают в решении целого ряда задач, таких как: 1) развития чувства ритма

              2) поэтапное освоение ритмических особенностей латиноамериканских танцев

              3) обучение понимания характера танца, исполняемого танцором                       

Цель методических рекомендаций оказать методическую помощь педагогам - хореографам в обучении первоначальным навыкам ритмичности, а так же особенностям ритма в латиноамериканской программе как начинающих спортсменов, так и спортсменов среднего уровня.

Использование методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей может помочь;

на первом этапе: развить первоначальные ритмические навыки и научить ребенка ориентироваться в музыке

на втором этапе: подготовить спортсмена к особенностям исполнения латиноамериканских ритмов.

на третье этапе: научить спортсмена выражать при помощи латиноамериканских ритмов характер исполняемого танца.

 Особенностью предлагаемых рекомендаций является то, что данные рекомендации  и методы могут помочь начинающим педагогам добиться результативности в работе с начинающими танцорами, и танцорами среднего уровня.

Данные рекомендации регулярно применяются в работе нашего коллектива, и при постоянной тренировке являются достаточно эффективными.

Содержание

Немного об истории Бальных танцев.

Бальные танцы, в том виде, в котором мы их знаем сейчас, - появились в Англии в середине прошлого столетия. В тот период были выбраны танцы для обоих программ, описаны фигуры для исполнения, были изданы учебники.

Первые учебники: «Переработанная техника стандартных танцев Алекса Мурра», и «Учебник Британского Императорского Общества учителей по латиноамериканской программе». Эти учебники были множество раз переизданы, а основы, описанные в них – считаются базовой техникой в обеих программах и по сей день.

Но история каждого танца началась гораздо раньше этого времени.

История Латиноамериканских танцев. началась еще со времен 16 вв, когда – Испано - Португальские воины захватили страны Южной Африки, и переправили пленных негров в страны Южной Америки, а именно Бразилию. Африканский народ привез с собой свою культуру, которая перемешалась с культурой Южной Америки и Европы (испанцев и португальцев) – и именно эти континенты и являются родиной латиноамериканских танцев.

    В Европе латиноамериканские танцы исполняются с начала XX столетия. Из всех танцев только пять - стандартизированы, описаны в учебниках, и исполняются в соревнованиях: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.

Латиноамериканские танцы представляют собой смешение различных народных культур, которые наградили этот вид искусства, а теперь уже и спорта, - разнообразными темпами и ритмами и стилями исполнения. Именно поэтому, очень важно, начиная с первого этапа обучения юных танцоров, знакомить и учить ребят умению выражать все разнообразие ритмов латиноамериканской программы.

Для начала поговорим о музыкальных основах танца в общем его понятии.

 

 «Музыка как ритмическая и художественная основа танца»

 

ТАКТ

В любой музыке всегда есть свой пульс. Например, такой: раз-два / раз-два / раз-два… Или: раз-два-три / раз-два-три / раз-два-три… Или : раз-два-три-четыре / раз-два-три-четыре…

 

В музыкальном ритме есть удары посильнее, позаметнее других и попадают они на счет «раз». Отрезок музыки между двумя сильными, ударными долями и называется такт. Число долей в такте бывает различным, в зависимости от его размера. На одну сильную долю может приходиться одна, две или три слабые доли. Тогда музыкальный размер такта соответственно будет 2/4, 3/4 или 4/4. Так, размер вальса - три четверти. Это означает, что ударной в нем является каждая первая из трех долей. 

Размер такта изображается дробным числом, в котором верхняя цифра указывает количество, а нижняя - длительность долей, составляющих такт. 

 

РИТМ

 

(от греч. rythmos - мерное течение), чередование и соотношение различных музыкальных звуков и акцентов. Часто ритм определяет характер и даже жанр музыки, а следовательно, и характер танца. Соблюдение основного ритма танцором означает, что шаг и движение корпуса в фигурах и элементах делаются на соответствующие удары такта и выполняются с определенной длительностью: на целый удар, несколько ударов, на 1/2 удара и т. д. 

Несоблюдение конкретного ритмического рисунка и несовпадение ритма музыки и танца, является грубой ошибкой  танцевания.

 

ТЕМП

 

 Скорость исполнения произведения, определяющая длительность всего произведения и его частей и отдельных звуков, отсчитывается количеством ударов в минуту. Чем короче промежуток между акцентированными долями, тем быстрее темп. Чувство темпа проявляется в умении сохранять первоначально установленную скорость движения на протяжении всего произведения.

 Как у людей, чем быстрей человек движется, тем чаще у него пульс, так и скорость музыкального пульса (количество ударов в единицу времени) говорит о характере музыки - подвижном или спокойном. В танцах скорость музыкального движения означает степень быстроты шагов и движения корпуса для наиболее глубокого, характерного для данного танца заполнения такта (сильных и слабых долей, акцентирования, синкопирования).

 

АКЦЕНТ

                                    

(от лат. асcentus - ударение), более сильное, ударное извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими. Обычно акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле. Акцент легко различим в общей мелодии - как правило, это более громкий «стук» ударных или звучание какого-либо отдельного ударного инструмента.

Например, в вальсе в его трехдольном размере такое ударение приходится на первую из трех долей такта. В танго или самбе (муз. размер 2/4) акцентируемой, ударной долей будет первая из двух долей такта, а в джайве или румбе (муз. размер 4/4) - первая из четырех долей. Но бывают случаи, когда акцент смещается. В некоторых мазурках он оказывается на третьей (иногда на второй) доле такта. Такое перенесение акцента с сильной доли такта на слабую называется синкопой и является эффектным выразительным средством. 

 

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

 

Качественное исполнение танцевальных движений в рамках законов музыки и танца, одна из основных характеристик исполнения танца. Танцевать музыкально означает передать эмоциональное состояние музыки, раскрыть характер и настроение звучащей мелодии путем  создания образов и построения сюжета, в соответствии с ритмической основой исполняемого танца. Качества музыкальности и ритма могут нарабатываться и прививаться с возрастом.

Сказать танцовщику, что он музыкален - это один из самых лестных комплиментов, которые ему можно сделать. Это значит, что он не только умеет слушать и чувствовать музыку, но и заставляет нас услышать ее в своих движениях. А сами движения играют для музыки роль переводчика и делают ее для нас зримой и доступной.

СИНКОПА

 

(от греч. synkope - сокращение), в музыке - смещение ритмически опорного звука (акцента) с сильной доли такта на слабую. Синкопированные ритмы особенно ярко проявляются в современной эстрадной музыке и являются неотъемлемым ритмическим элементом блюза, джаза, рок-музыки и всех производных стилей.

 

 

 

Упражнения на развития ритмичности в Латиноамериканских танцах

"Учимся слышать музыку"

 

На начальном этапе обучения танцоров латиноамериканской программе необходимо научить слушать и слышать не только музыку в целом, но и ритмический рисунок в конкретной музыке конкретного танца.

Это можно сделать путем тренировки переключения слуха с одних звуков на другие.

Обычно я говорю детям в тренировочном зале: "Ребята, закройте глаза, и попробуйте сейчас переключиться и услышать только те звуки, что слышны с улицы, а теперь давайте послушаем только те звуки, которые слышны в помещении, ну и самое сложное - положите руку туда, где у вас сердце, и попробуйте услышать ритм своего сердца. Оно бьется ритмично и четко, такое же ритмичное и четкое биение есть в музыке. Теперь откроем глаза, и послушаем музыку. В музыке этот ритм звучит от определенных инструментов. Нам нужно услышать эти инструменты, и попробовать назвать их"

После того, как ребята сделали это упражнение, они называют ударные инструменты в этой музыке, так же мы обращаем внимание на то, каким образом еще в музыке выделяются удары. Таким образом я настраиваю слух детей на определенные звуки, которые они в дальнейшем учатся находить и выражать различными движениями - в зависимости от исполняемого танца.

 

 Следующей комплекс упражнений - "Выражение ритма в движении"

 

 После того, как ребята научились ориентироваться в потоке звуков, я подключаю к работе двигательные навыки. Теперь нужно ритм выразить при помощи хлопков, но при этом необходимо следить, чтобы дети не переключались на свой собственный внутренний ритм, и не переключались на общий ритм группы, а оставались на ритме музыки, его слышали и интерпретировали.

 Для этого я рекомендую сказать ребятам, чтобы хлопки были негромкими, и музыку включать не громко, чтобы ученики старались прислушаться к ней.

   Следующим этапом можно учить ребенка "шагать музыка" - то есть выражать постукиванием ноги о пол. В этом упражнении нужно следить за тем, чтобы удар в музыке совпадал с моментом наступания ноги на пол.

Когда ребенок освоил эту информацию, он выполняет следующее упражнение. Передает ритм при помощи шагов на месте (с переносом веса с ноги на ногу). Здесь так же необходимо следить за тем, чтобы нога при наступании на пол совпадала с моментом удара в музыке.

 

Следующий этап: " Находим сильную долю"

 

Научившись слышать и выражать ритм при помощи элементарных движений теперь можно поговорить о ритмической и темповой окраске музыки.

Одним из первых этапов нужно научить слышать сильные доли в музыке. Это также можно сделать при помощи вышеперечисленных упражнений.

Ребята учатся слышать в музыке самые сильные звуки, рассказывают - каким образом выделяются эти звуки, и показывают сильные доли при помощи хлопков.

Далее я объясняю ученикам, что эти сильные звуки - это начало музыкального такта, и музыкальной фразы... В зависимости от танца количество музыкальных ударов в одном такте меняется, и музыкальные фразы содержат в себе разное кол- во тактов.

В каждой музыке латиноамериканских танцев мы просчитываем эти фразы, простукиваем при помощи упражнений, предложенных раннее, и это учит ребят навыкам ритмичности и музыкальности.

Самое сложное упражнение для многих учеников - это научиться показать музыкальную фразу - например - хлопками, простукивая каждый удар, но сильные доли выделять более сильными ударами, а слабые доли - хлопать еле слышно.

    

 Следующим этапом необходимо разобрать такие понятия темпа - как "слоу" (медленно) и "квик"(быстро). Я знакомлю учеников с этими понятиями относительно каждого танца, изучаемого ими в латиноамериканской программе на начальном этапе.

 

Упражнение для более продвинутых танцоров

 

Данное упражнение я применяю на практике с теми танцорами, которые уже имеют представление об основах латиноамериканских танцев, и умеют их исполнять. В этом упражнении я тренирую способность различать те звуки в музыке, которые отвечают за начало музыкального удара, здесь уже происходит деление удара на несколько частей, и определение конкретной исполнительской задачи в каждую часть удара. Когда ребенок учиться распознавать в музыке тот момент, который является началом удара, он начинает понимать, что между ударами есть пауза, и в зависимости от темпа музыки она может быть или долгая, или короткая. Для быстрых темпов пауза будет короткая, для медленных - соответственно длинная. При условии, что наступание на ногу происходит именно в начало удара, у танцора появляется возможность научиться заполнить эту паузу каким либо движением.

 

Теперь поговорим об особенностях ритмического исполнения таких латиноамериканских танцев, как самба, ча-ча-ча, джайв. Эти танцы входят в программу обучения детей начинающего уровня, и первого классового уровня.

 

Самба

   Так как самба создавалась из множества танцев, почти каждая фигура пришла в самбу с другого танца и принесла свой характер и ритмический рисунок. Поэтому самба отличается многообразием ритмов в фигурах, и сложна в исполнении. Бедра выводятся между счетами, вывод имеет специальное название - " samba tic ", вес находится впереди, большинство шагов делается с носка. Истинный характер самбы - это веселье и флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающееся движениями таза в различных вариациях. Если же этого нет, самба теряет очень многое.              

Характеристики Самбы:  


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!