Соотношение Ветхого и Нового Заветов 14 страница



3. Молитва о мире (Ин. 17, 20–26):

- Молитва о тех, которые уверуют в Него по слову учеников: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (ст. 20–23). Это — те же ученики, но новые, ученики в более широком кругу.

- Цель привлечения новых учеников — вера мира в посланничество Сына: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (17, 21)

- И познание любви, которую Отец имеет к ученикам, подобно тому, как Он имеет ее к Сыну: «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (17, 23). И здесь, как и в 12, 32, слышится мысль о спасении мира во всей совокупности его членов. Таким образом, различие между учениками и миром в спасительном домостроительстве Христовом стирается,

- и Первосвященническая молитва кончается молитвою об учениках, о приобщении их к совершенному единению Отца и Сына, которое есть единение любви: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (17, 24–26).

Сказав эти последние слова, «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его» (18, 1). Молитва посвящения окончена. Первосвященник приносит Себя в жертву.

60. Первосвященническая молитва Иисуса Христа (Ин. 17, 1–26)

Первосвященническая молитва (Ин. 17) является продолжением и завершением Прощальной беседы. Перед Своими страданиями Спаситель вознес Богу молитву, которая получила название первосвященническокой, поскольку Иисус Христос, как истинный Первосвященник, молился о Своих учениках и о будущей Церкви.

Эту молитву можно разделить на три части. В первой части (стихи 1–5) Спаситель молится о Себе. Он просит Отца, чтобы Он прославил Своего Сына через страдания, смерть и воскресение, то есть чтобы укрепил Его в предстоящих страданиях. Победа над страданиями и смертью будет прославлением Сына Божия и Его Отца.

Во второй части (стихи 6–19) Господь молится о Своих учениках, чтобы Отец сохранил их в единстве. «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели». Затем Спаситель просит Отца утвердить и сохранить Его учеников в вере и добре, чтобы через это сохранение они сделались святыми.

К молитве об учениках Иисус Христос присоединяет 3-ю часть, молитву за всех верующих (стихи 20–26). Он взывает к Отцу, чтобы Отец сохранил в единстве всех верующих. Первообраз единства верующих заключается в единстве Отца и Сына. Господь просит, чтобы верующие удостоились участия в славе, которую Он имеет у Отца от вечности. Вся первосвященническая молитва проникнута духом единства, связующим началом которого является любовь.

Окончив молитву, Иисус вместе с учениками перешел поток Кедрон, за которым был расположен Гефсиманский сад. Здесь Он снова обратился к ученикам со словами: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь». Апостол Петр решительно отклонил это предсказание по отношению к себе, сказав при этом: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». На это Иисус Христос заметил, что он прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречется от Него. Прочие ученики также стали уверять Иисуса Христа, что они не отрекутся и что готовы даже умереть с Ним.

Первосвященническая молитва — Евангелие от Иоанна глава 17.

1. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2. так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную: 3. сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единаго Истиннаго Бога, и посланнаго Тобою Иисуса Христа. 4. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить; 5. и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. 6. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое; 7. ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; 8. ибо слова, которыя Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. 9. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои; 10. и все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них, 11. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. 12. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб; кроме сына погибели, да сбудется Писание (Псал. 108, 17); 13. ныне же в Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. 14. Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира; 15. не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла; 16. они не от мира, как и Я не от мира; 17. освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. 18. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир, 19. и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. 20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, 21. да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня; 22. и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино: 23. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. 24. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. 25. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; 26. и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет; и Я в них.

61. Значение Гефсиманского борения.

Моление о чаше (Гефсиманское моление) — молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую. (Матфей, 26:36–46; Марк, 14:32–42; Лука, 22:39–46)

Место, куда отправился Иисус, встав с Тайной Вечери, — Гефсимания (селение, согласно Мк. 14:32, или сад, согласно Ин. 18:1) — было традиционным местом уединения Иисуса; находилось оно за потоком Кедрон. Иоанн прямо говорит, что «Иисус часто собирался там с учениками Своими» (Ин. 18:2). («Гефсимания» значит «пресс для выжимания масличных плодов»; в масличных рощах всегда устанавливали прессы для выжимания масла из оливок.) Здесь Иисус вынес тот страшный гнет безмерной душевной муки, который исторг из Его уст невольный душераздирающий вопль: «Душа Моя скорбит смертельно». «Борение» (греческое «agon» — «борьба») означает здесь духовную борьбу между двумя сторонами природы Христа — человеческой, которая страшится неминуемых мучений и желала бы избежать их, и божественной, которая придает Ему силы.

Страстям Христовым предшествовало Гефсиманское борение. Гефсиманское борение — это одно из самых сложных для понимания событий в Евангелии, одно из самых искусительных.

Господь, чтобы явить всем наиболее выражено Свою человеческую природу, испытывает скорбь, страх, борение, тесноту перед смертью, которые выразились не только в словах молитвы, но и проявились явственно в виде кровавого пота. Скорбь и теснота Христа проявились в связи с тем, что Господь, находясь в Гефсиманском саду, испытал страдание от всей тяжести человеческих грехов, проявившейся на тот момент в Нём: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Таким образом, под чашей здесь подразумеваются душевные страдания Спасителя за грехи рода человеческого, ужас и горечь которых переполняли Его душу во время моления. Рассуждая о душевной скорби и ужасе Христа во время молитвы, святитель Филарет Московский подчеркивает, что Иисус страдает вовсе не из боязни оскорблений и телесных страданий в Иерусалиме и на Голгофе: эти оскорбления и страдания Он перенёс спокойно, твердо, бесстрашно, лишь однажды допустив услышаться воплю: «Боже мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46), но сразу же вослед торжественно объявив: «Совершилось» (Ин. 19:30). Согласно святителю Филарету Московскому, в Гефсиманской молитве Христос скорбит не собственною, а нашею скорбью; Он испытывает муки от того, насколько человек удалился своими грехами от Бога, Он несёт на себе тягость нашей виновности пред Богом и заслуженных нами казней, которые все принял на Себя: «Агнец Божий, Который берёт грехи мира» (Ин. 1:29). «В тот день, когда Ему предстояло быть распятым, Он взял с собою трех учеников Своих на гору, называемую Елеон, находящуюся напротив храма иерусалимского, и молился так: «Отец! если возможно, да минует Меня эта чаша», и потом продолжал Свою молитву: «впрочем не как Я хочу, но как Ты хочешь» (Мф. 26:39), показывая этими словами, что Он по истине сделался человеком способным к страданию». Тогда говорит: «Если возможно, да минует» (Мф. 26:39), то показывает этим Свое человеческое естество; словами же: «впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39), показывает Свое мужество и твердость, научая нас повиноваться Богу, не смотря на противодействие природы. И снова молился о том же, говоря: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя (Мф. 26:42), — показывая тем, что Он совершенно согласуется с волею Божией, и что во всем должно сообразоваться с нею и искать ее. О человеческой природе Христа свидетельствует страх смерти как явления, не свойственного человеку до грехопадения. Это отмечает Блаженный Феофилакт Болгарский: «Скорбит и тоскует благопромыслительно, дабы уверовали, что Он был истинным человеком, ибо человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе; поэтому природа человеческая боится смерти и бежит от нее» [3,с.304]. Признаками человеческой природы святитель Григорий Богослов называет « …борение и кровавый пот (Лк. 22:44) — эти речения относятся к естеству, которое подлежит страданиям, а не к естеству, которое не изменяемо и выше страданий».

62. Взятие под стражу

Арест Иисуса Христа — описанное в Евангелиях взятие под стражу Иисуса Христа отрядом «воинов и служителей от первосвященников и фарисеев» в Гефсиманском саду, после его моления о чаше. Центральным эпизодом ареста выступает поцелуй Иуды, предавшего своего учителя. Арест Иисуса относится в христианстве к числу Страстей Христовых.

Об аресте Иисуса Христа сообщают все четыре евангелиста. Синоптические Евангелия повторяют идентичный сюжет за исключением рассказа Марка о нагом юноше. Иоанн Богослов в своём Евангелии описывает арест Иисуса «отчасти сокращено по сравнению с синоптическими Евангелиями, а в других случаях более обстоятельно, указывая на некоторые опущенные у первых евангелистов подробности этих событий».

Взятие Иисуса Христа под стражу

Пришел отряд римских воинов, возглавляемый иудейскими начальниками и уполномоченными от первосвященников. С ними оказалось множество всякого люда, жаждущего зрелищ. Толпу привел Иуда, один из двенадцати апостолов, ставший предателем. За свое предательство он получил от первосвященников 30 серебрянных монет — сумма, сравнительно небольшая: за эту цену можно было купить на рынке раба.

Толпа пришла с факелами, предполагая, что Господь попытается укрыться. Ожидая сопротивления, воины пришли с мечами, а слуги — с палками. Первосвященники, боясь народного возмущения, велели Иуде проявить осторожность при аресте Иисуса. Толпа, пришедшая с Иудой, точно не знала, кого будут арестовывать. Было лишь приказано, что надо взять Того, на Кого укажет Иуда. Иуда же, храня в тайне данное ему поручение, ограничился следующим указанием: «Кого я поцелую, Тот и есть, за Кем мы идем».

Некоторые предполагают, что Иуда намеревался, отделившись от отряда и забежав вперед, подойти к Иисусу с обычным приветствием, поцеловать Его, а затем отойти в сторону и сделать вид, что он не понимает, что происходит. Но это ему не удалось. Когда он подошел к Иисусу и сказал: «Учитель, учитель», — то Иисус спросил его в упор: «Друг, для чего ты пришел»? (Мф.26:50). Не зная, что ответить, Иуда в смущении сказал: «Радуйся, Учитель», и поцеловал Его. Господь упрекнул Иуду за этот гнусный поцелуй, сказав: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого»? (Лк.22:48).

Когда толпа приблизилась, Господь спросил: «Кого ищете»? Иудейские начальники, которые знали, за кем отряд послан, ответили: «Иисуса Назорея». — «Это Я» — громко ответил Христос (Ин.18:4). Пришедшим было внушено, что они должны будут взять Иисуса осторожно, так как Он имеет приверженцев, которые могут за Него заступиться. И вдруг Он открыто и ничего не боясь, заявляет: «Это Я!». Господь сказал это с такой властью, что Его враги от неожиданности отступили назад. Когда они несколько оправились, Господь вторично спросил: «Кого ищете»? Они повторили: «Иисуса Назорея». Господь говорит им тогда, умеряя свою Божественную власть: «Я сказал вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их [апостолов], пусть идут» (Ин.18:8).

Стража, оставив апостолов, арестовала Господа Иисуса. Тут апостол Петр, не дождавшись ответа на вопрос: «Не ударить ли нам мечом»? (Лк.22:49), извлек нож и, ударив первосвященнического раба по имени Малха, отсек ему правое ухо. Господь одним прикосновением тут же исцелил его, сказав Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). Похожая мысль заключена в ветхозаветной заповеди: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукой человека» (Быт.9:6). К этому Господь добавил: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов»? (Матф. 26:53). Легионом назывался у римлян отряд, состоявший из 10 тысяч воинов. Весь Ангельский мир ополчился бы в защиту Сына Божия, если бы Он не предавал Себя на страдания добровольно. 12 легионов Господь как бы противополагает Своим 12-ти ученикам.

Обращаясь к иудейским начальникам, Христос сказал: «Как будто на разбойника вы вышли с мечами и кольями. Но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк.22:52). После этого ученики, покинув Его, разбежались. Остались только апостолы Петр и Иоанн, которые издали последовали за удалявшимся отрядом, ведшим Иисуса. Так они дошли до Иерусалима.

63. Суд над Христом у духовной власти

Суд над Господом у первосвященников

Связанного Спасителя ввели в дом первосвященников, который находился в Сионе, богатом районе верхнего Иерусалима. (Сион — местность на юго-запад от храма, где некогда стоял дворец царя Давида. Во времена Спасителя в Сионе жили иудейские начальники и знать. Здесь же находился дом с просторной горницей, где Господь совершил Тайную вечерю. Правящим первосвященником был Каиафа, а Анна был его тесть. (Каиафа — это прозвище. Его настоящее имя Иосиф. Он правил в качестве первосвященника с 18-го по 35-ый год после Р.Хр. В 1993 г. в семейной усыпальнице первосвященников на расстоянии полкилометра на юг от храма археологи нашли изящно высеченный саркофаг с костями человека и с именем Каиафы, написанным снаружи саркофага. Предполагают, что это и есть Каиафа, упоминаемый евангелистами). Хотя Анна был смещен со своей должности, однако он продолжал жить в первосвященническом доме, и с его мнением, как с мнением более старого и опытного первосвященника, все считались. Предварительный допрос Господа сделал Анна, после чего Каиафа возглавил формальный суд.

Хитрый Анна стал расспрашивать Христа, чему Он учил и кто были Его ученики. Этим он задавал уголовный тон дальнейшему судебному делу, набрасывая подозрение на Иисуса, как на главу какого-то заговора, с тайным учением и тайными целями. Господь сразу отвел от Себя возможность подобных обвинений, указав Анне: «Я говорил явно миру. Всегда учил в синагоге и в храме, ...и тайно не говорил ничего», — и в доказательство этого предложил спросить свидетелей, постоянно слышавших Его. Несмотря на то, что в таком ответе не было ничего оскорбительного, один из слуг желая, очевидно, угодить первосвященнику, ударил Господа рукой по щеке, сказав: «Так ли отвечаешь Ты первосвященнику»? Чтобы вразумить слугу, Господь кротко посоветовал ему: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:20, 22, 23).

Закончив предварительный допрос, Анна послал связанного Иисуса к первосвященнику Каиафе. Тем временем у Каиафы собрались старейшины, книжники, именитые фарисеи и почти весь синедрион. Несмотря на позднее время, они спешили скорее собрать свидетельства против Иисуса, чтобы приготовить все необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Ему смертный приговор. Для сбора обвинений они пригласили лжесвидетелей, которые начали обвинять Христа в разных нарушениях закона (например, в нарушении субботнего покоя). Пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. Господь сказал: «Разрушьте храм сей [мое тело], и Я в три дня воздвигну [воскрешу] его» (Иоан. 2:19). Он не говорил о том, что Сам разрушит храм, чтобы потом воздвигнуть его — как утверждали на суде лжесвидетели.

Но и такое приписанное Христу не было достаточным для серьезного наказания. Иисус и не пытался опровергать эти нелепые обвинения. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. По судебным обычаям того времени, он обратился к Господу с формально поставленным вопросом: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос — Сын Божий»? (Мф.26:63) Это судебная формула заклинания требовала, чтобы обвиняемый непременно ответил сущую правду, призывая Бога во свидетели. На такой прямо поставленный, да еще под заклятием вопрос, Господь не мог не ответить. Не скрывая более Своего Мессианского и Божественного достоинства, Христос ответил: «Ты сказал»! (Мф.26:64) то есть: «Да, ты верно сказал, что Я — обещанный Мессия, и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных». Здесь ссылка на 109-ый псалом и на видение пророка Даниила. В указанном псалме Мессия изображается сидящим одесную Бога. Пророк же Даниил видел Мессию в образе Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных.

Этими ссылками на Священное Писание Господь подтвердил, что Он обещанный пророками Мессия и Сын Божий. Тогда первосвященник разодрал свои одежды и воскликнул: «Он богохульствует». Раздирание одежды у иудеев выражало сильную скорбь или негодование. Первосвященнику запрещалось раздирать свою одежду. Этим драматическим жестом Каиафа хотел подчеркнуть, что он настолько возмущен заявлением Христа, что даже забыл про существующее запрещение.

«Каково ваше мнение»? — спрашивает Каиафа присутствующих, и получает желанный ответ: «Он повинен смерти»! Вынеся такой приговор, дотоле чинно сидевшие судьи набросились на Христа. Не скрывая более своей ненависти, они начали издеваться над Ним и плевать Ему в лицо. Другие били Его по лицу и голове, спрашивая с издевкой: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя»? (Мф.26:68) Своим поведением они обнаружили, что весь их суд был лишь грубым лицедейством, под которым скрывалась их личная злоба против Христа.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!