Соотношение Ветхого и Нового Заветов 13 страница



в) Пример неизвестности прихода вора: «если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего» (Мф. 24, 43), пример неизвестности прихода хозяина дома: «Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими» (Мк. 13, 34–36).

57. Предательство Иуды.

Решение умертвить Иисуса Христа принимают первосвященники и фарисеи на совете после воскрешения Лазаря (Ин. 11:47–53). Предатель нужен был потому, что Христос днем был с народом и схватить Его было трудно, поэтому нужен был человек, который знал бы, где Он проводит ночь, чтобы взять Его без народа. Евангельское объяснения побуждения предательства Иуды:

• Ин.12:6 «Потому что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»;

• Мф. 26:15 «Что вы дадите мне и я вам предам Его» — т.е. корысть;

• Мк. 14:10–11 «И пошел Иуда Искариот к первосвященникам, чтобы предать Его им»;

• Лк. 22: 3–6 «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом...»;

• Ин. 13:2 «И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце иуде Симонову Искариоту предать Его...»

• Ин. 13:27 «И после сего куска вошел в него сатана, тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».

Кончина Иуды — «И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:5)

58. Тайная вечеря. Датировка. Хронология событий. Вопрос о причащении Иуды.

Пасха — слово еврейское, измененное греками, и в этом измененном виде перешедшее в наш язык. Еврейское (phesach, фесах) буквально значит — переход, перемена места. Праздник, учрежденный в воспоминание перехода евреев из рабства в земли египетской в обетованную землю Ханаанскую. Этим же именем евреи называют и самого агнца, которого по закону Моисееву, они съедают в этот праздник с пресным хлебом и горькими травами. Этот праздник назывался также «праздником опресноков» (Исх. 12, 15; 34, 18; Лев. 23, 6; Лк. 22, 1 и сл.), потому что в течение семи дней, в которые он продолжался, евреи ели лишь пресный хлеб. С вечера 14 Нисана исчезало все квасное. При захождении солнца (Втор. 16, 6) закалали пасхального агнца, который был избираем с 10-го месяца. Священники проливали его кровь у подножия алтаря, перед которым его закалали, потом, прикрепив его, не сокрушая ни одной кости, к двум поперечным шестам в форме креста, жарили на огне и, наконец, законно чистые евреи ели, с горькими травами, жертву (Числ. 9, 9–12; Исх. 12, 43–46), служившую прообразом Христа (1 Кор. 5, 7; Ин. 19, 36). Приготовляли одного агнца на десять лиц. Те, которые отказывались вкушать его, были исключаемы из состава народа Божия (Числ. 9, 13). По позднейшему ритуалу, отец семейства должен был, изъясняя значение праздника, совершить возлияние четырех чаш вина, в память четырех обещаний сделанных Богом (Исх. 6, 6–7). [Дьяченко].

Особенности празднования Господом Его последней Пасхи:

По Емельянову (Синопсис) последовательность событий: 1) Приготовление Пасхи. Тайная Вечеря: 2) Спор учеников о старшинстве, 3) Умовение ног, 3) Изобличение предателя; уход Иуды, 4) Установление Таинства Евхаристии, 5) Предсказание об отречении Петра и другие предостережения, 6) Прощальная беседа с учениками, 7) Первосвященническая молитва.

По мнению еп. Кассиана, последовательность событий была такой: 1) Приготовление трапезы. Пасхальная трапеза: 2) Умовение ног, 3) Спор учеников о старшинстве, 4) Установление Евхаристии, 5) Уход Иуды. 6) Прощальная беседа с учениками, 7) Первосвященническая молитва.

Апостолом Петру и Иоанну Господь поручил приготовить пасхальную вечерю: «послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Лк. 22, 8). Место проведения Тайной Вечери согласуется с местом сошествия Святого Духа и называется по традиции Сионской горницей. Характер трапезы — безусловно пасхальный, на что указывают такие атрибуты трапезы, как: а) время (Лк. 22, 7); б) омовение ног (Ин. 13) — ???; в) опускание руки Иуды в солило, т.е. взятие пищи руками (Мф. 22, 23); г) воспевание псалмов, т.е. халлелов: «И воспевши, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30).

Проблема хронологии Тайной Вечери:

Согласно синоптикам, Тайная Вечеря была вечерей пасхальной (Лк. 22, 7–15). Иудеи закалали пасхального агнца вечером 14 Нисана. С 15 Нисана начиналась неделя опресноков (ср. Исх. гл. 12; особенно, ст. 6, 18). В то же время из свидетельства: «И они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин. 18, 28) можно с ясностью вывести, что когда Иисуса привели на суд Пилата, Пасха еще предстояла и пасхального агнца иудеи еще не вкушали, т.е. Тайная Вечеря была прежде праздника Пасхи. Таким образом, по Ин., последняя Тайная Вечеря — 13 Нисана, распятие — 14 Нисана. По синоптикам — 14 и 15 Нисана соответственно.

Еп. Кассиан объясняет несогласие по дате синоптиков с Иоанном тем, что во времена Христа закон субботнего покоя при совпадении Пасхи и субботы оставался в силе. Закон этот вступал в действие в пятницу вечером, следовательно, не допускал заклания пасхального агнца 14-го Нисана вечером, если 14-го Нисана падало на пятницу. Заклание в таком случае переносилось на предыдущий вечер, т.е. на 13-е Нисана. Учитывая согласное свидетельство евангелистов, что Господь был распят в пятницу (ср. Мф. 27, 62; Мк. 15, 42; Лк. 23, 54–56, Ин. 19, 42), и замечание Ин., что последняя суббота была «день великий», потому что ею начиналась неделя опресноков (ср. Ин. 19, 31), остается допустить, что заклание пасхального агнца должно было совершаться в год Страстей не в пятницу 14-го, а в четверг 13-го Нисана. Вкушение агнца могло иметь место как в день заклания, так и на следующий день, поэтому члены Синедриона могли вкушать пасху 14-го Нисана, что было бы в согласии с указанием Ин. 18, 28. Но Иисус, идя на смерть, вкусил Пасху 13-го Нисана [Кассиан, с. 123]

Вопрос о причащении Иуды

Практически все толкователи Евангелия XIX — начала XX веков отрицают участие Иуды в первой христианской Евхаристии. Это положение мы найдем у ректора МДА, друга и соратника святителя Филарета (Дроздова) протоиерея Александра Горского, в толковании на Евангелие от Иоанна епископа Михаила (Лузина), в «Евангельской истории» святителя Феофана Затворника, в Толковой Библии, в «Толковании Евангелия» Б.И. Гладкова, в издававшихся в дореволюционной России «Троицких листках».

В святоотеческих толкованиях на Евангелие мы находим различные ответы на вопрос о причастии Иуды.

«Иуда не причастился»:

Святитель «Иларий прямо утверждает, что Judas corpus Christi non sumpsit (не принял Тела Христова)»[12].

Преподобный Ефрем Сирин:

«Таким же образом Господь посредством воды отделил Иуду от учеников, когда давал ему хлеб, обмоченный водою, потому что он недостоин был того хлеба, который вместе с вином раздавался двенадцати апостолам. Ибо тому, кто предавал Его на смерть, неприлично было посредством хлеба принять (в себя) Того, Кто спасает от смерти»[13].

«Иуда причастился»:

Святитель Иоанн Златоуст:

«Тогда, говорит (Евангелие), когда они ели и пили, Иисус, взяв хлеб в святые и пречистые Свои руки, возблагодарив и преломив, сказал ученикам Своим: “Приимите, ядите: сие есть тело Мое, за вас и за многих ломимое во оставление грехов”. Потом, взяв чашу, дал им, говоря: “Сия есть кровь Моя, яже за вас изливаема во оставление грехов” (Мф. 26: 26–28). Был тут и Иуда, когда Господь говорил эти слова. Сия есть кровь, о Иуда, которую ты продал за тридцать сребреников! Сия есть кровь, о которой ты незадолго пред тем бесстыдно сторговался с неблагодарными фарисеями. О, великое милосердие Христа! О, неблагодарность Иуды! Владыка питал, а раб продавал. Этот продал Его, взяв тридцать сребреников, а Христос дал выкупом за нас собственную кровь, да и продавшему дал бы, если бы, конечно, пожелал тот, потому что до предательства был тут и Иуда, был участником святой трапезы и вкушал Тайную вечерю»[14].

Блаженный Августин:

«Нужно понимать так, что Господь уже предоставил таинство Своих Тела и Крови всем Своим ученикам, среди которых был и Иуда, о чем читаем у Луки, а после этого, как повествует Иоанн, Господь, обмакнув и подав кусок [хлеба], явно указал на предавшего Его»

Богослужебные тексты Страстной седмицы как весомый аргумент

Богослужение Великих четвертка и пятка неоднократно и однозначно утверждает, что Иуда был причастником Тела и Крови Христовых наряду с другими апостолами.

В Триоди Постной, содержащей богослужебные тексты Страстной седмицы, есть четыре песнопения, в которых напрямую говорится о вкушении Иудой Тела и Крови Христовых.

59. Основные темы прощальной беседы с учениками.

В конце Тайной Вечери Господь обратился к ученикам со Своей последней, Прощальной, беседой (Ин, 13, 31 — 16), с которой непосредственно связана и Его торжественная Первосвященническая молитва к Отцу (Ин. гл. 17).

Место Прощальной беседы. Прощальная беседа есть достояние Ин., и из контекста Ин. вытекает, что начало ее надо мыслить не иначе как в горнице. Но только начало. В 14:31 Иисус, желая явить миру Свою любовь к Отцу и послушание Его воле, приглашает учеников встать и вместе с Ним выйти «отсюда», может относиться только к горнице, где была совершена вечеря. О том, чтобы они действительно вышли, евангелист не говорит. Но в 18, 1 Иисус вместе с учениками переходит на другую сторону потока Кедрона, отделявшего Иерусалим от подножия горы Елеонской. Когда они успели дойти до Кедрона? Единственным ответом на этот вопрос было бы допущение, что вторая часть Прощальной беседы (гл. 15–16) имела место во время пути и где-то под открытым небом Иисус вознес к Отцу и Первосвященническую молитву (гл. 17) [Кассиан].

О какой славе говорит Господь в начале беседы. Первое слово беседы говорит о явлении славы, которое надо понимать как взаимное прославление Отца и Сына в Страстях и чрез Страсти Сына. Но за первым явлением славы следует и им обусловлено второе явление славы, о котором Господь говорит не в формах аориста, а в формах будущего времени (13, 32). Это второе явление славы и имеет совершиться в пришествии Духа-Утешителя, которое Господь ставит в зависимость от Своего отшествия к Отцу (ср. 16, 7).

Обетование Святого Духа (Ин. 14, 16, 26; 15, 26; 16, 7–15).

Главное обетование прощальной беседы есть обетование Духа-Утешителя, к которому Господь обращается на протяжении беседы 4 раза. Это обетование теснейшим образом связано с исходной точкой беседы. Как уже было сказано, первое слово беседы говорит о явлении славы, которое надо понимать как взаимное прославление Отца и Сына в страстях и через страсти Сына. Но за первым явлением славы следует и им обусловлено второе явление славы, о котором Господь говорит в формах будущего времени: «Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» (13, 32). Это второе явление славы и имеет свершиться во пришествие Духа-Утешителя, которое Господь ставит в зависимость от Своего отшествия к Отцу (ср. 16, 7). Но Дух Святой в своем явлении в мире не просто заступает место Иисуса Христа, возвратившегося к Отцу. В явлении Св. Духа свершается возвращение Иисуса Христа, которое Он, тоже на протяжении прощальной беседы, повторно обещал ученикам и толковал как скорое возвращение. То, что скорое возвращение Христово есть возвращение Его в Святом Духе, показал еще в древности св. Кирилл Александрийский в своем толковании на Ин. В прощальной беседе Господь обещает ученикам, что Св. Дух, в котором Он возвратится к ним, прибудет с ними вовек: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (14, 16). И ныне Господь во Святом Духе пребывает с верующими в Него и пребудет до скончания века (ср. с Мф. 28, 20). Дух Святой напоминает верующим учение Христово: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (14, 26) и открывает им истины, которых они не могли еще вместить в дни Его земного служения: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (16, 12–15). Дух Святой, когда придет «обличит мир о грехе и о правде и о суде» (16, 8).

В частности, дело Духа есть возвещение будущего: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (16, 13). Дух Святой в жизни нынешней готовит наступление жизни будущей. Мы помним, что и по учению, преподанному Господом во время пути, Царство Божие утверждается действованием Святого Духа. В прощальной беседе учение о Св. Духе, на котором Господь не останавливался подолгу в дни Своего общественного служения, получает законченное выражение. Оно заключается указанием на ипостасное свойство Духа Святого: Его исхождение от Отца — «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (15, 26).

Заповедь любви. На время разлуки Господь дает ученикам новую заповедь любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (13, 34–35). В учении Прощальной беседы заповедь любви связана с символическим актом омовения ног. Исполнением ее (заповеди) верующие покажут людям, что они воистину ученики Христовы (13, 34–35). Заповедь о любви Христос называет новой не потому, что раньше Он не учил их любить друг друга, а потому что говорит здесь, как Царь, основывающий Свое царство. Его новое царство основано и на новых началах — прежде всего на любви, которая отныне в царстве Христовом становится основным законом жизни членов этого царства. Заповедь о любви, какую дает Христос, является новой даже по отношению к той заповеди о любви, какая существовала уже в Ветхом Завете: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18). В Ветхом Завете в требовании «любить ближнего» делалось подразделение между людьми: одни были ближе, другие дальше [Лопухин]. Новизна преподанной заповеди о любви в том, что наивысшие проявления ветхозаветной нравственности в законополительных книгах не поднимались выше понятий о внутриэтническом милосердии. В прощальной же беседе заповедь о любви постулируется как догматический принцип отношения в Церкви и во всем мире. Догматическое обоснование присутствует также в Мф. 5, 48 («будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный») и в параллельном месте у Лк. 6, 36 («Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»).

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35) — эта любовь в духе Христовом служит отличительным признаком истинного последователя Христова (ср. 1 Ин. 3, 10) [Лопухин].

О ненависти мира к ученикам Иисуса Христа (Ин. 15, 18–25; 15, 27 - 16, 4; 16, 33).

[по еп. Кассиану]: «если мир вас ненавидит, знайте, что Меня он прежде вас возненавидел (15, 18). …Если Меня гнали, будут гнать и вас (15, 20) ...Но это все будут делать вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня (15, 21). ... Ненавидящий Меня и Отца Моего ненавидит (15, 23). ...Будут отлучать вас от синагог; но приходит час, когда всякий, кто убьет вас, будет думать, что он приносит службу Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (16, 2–3).

Тема ненависти к ученикам Христовым входит в сквозную тему противопоставления света и тьмы в Ин. Ненависть к ученикам обусловлена ненавистью ко Христу. Следствие избранности учеников Христом от мира. Скорбь и гонения на учеников являются гонениями на Христа и будучи обусловлены незнанием Христа как сына Божия являются противлением Богу Отцу и ненавистью к Нему. Свидетельством такого понимания являются опять же дела Христовы, свидетельствующие о Его мессианстве. Противление и ненависть мира к Отцу и сыну производит понимание гонений на учеников как службы Богу. Тема заканчивается радостным возвещением о духовной победе Христа над скорбью и гонениями со стороны мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Первосвященническая молитва (Ин. 17).

С Прощальною беседою неразрывно связана Первосвященническая молитва (Ин. гл. 17), которая составляет ее непосредственное продолжение. Эта связь засвидетельствована и литургическим употреблением Православной Церкви, которая соединила оба отрывка в одно чтение (13, 31 — 18, 1), составляющее в исследовании Страстей Господних первое Евангелие из двенадцати, читаемых на утрени Великой Пятницы. По содержанию Первосвященническая молитва представляет собою развитие тех же мыслей, которые мы отметили в Прощальной беседе. Но, в отличие от Прощальной беседы, в которой Господь, выходя за грани времени, осмысливает происходящее перед учениками, Первосвященническая молитва есть молитвенное обращение Сына к Отцу. Сын — Первосвященник и Жертва, посвящает Себя в этой молитве на служение жертвенное (ср. 17, 19). Толкователи Первосвященнической молитвы обыкновенно различают в ней, по образу молитвы иудейского первосвященника в день Очищения (ср. Лев. 16:17): молитву Первосвященника о Самом Себе (17, 1–8), молитву об учениках (ст. 9–19) и молитву о мире (ст. 20–26).

1. Молитва о Самом Себе (Ин. 17, 1–8):

- Взаимное прославление Отца и Сына: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (17, 1). Прославлении, которое совершается в Страстях.

- Свидетельство о совершении дела, которое Отец возложил на Него: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (17, 4).

- Это дело заключалось в откровении имени Отчего тем, которых Отец дал Сыну от мира (т.е. ученикам): «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (17, 6–8). Молясь о Себе, Господь думает об учениках.

2. Молитва об учениках (Ин. 17, 9–16):

- Молитва о соблюдении учеников в обладании теми сокровищами, которые они получили от Него в дни Его общественного служения: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. …Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. …чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. …Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. …Они не от мира, как и Я не от мира» (ст. 9–16),

- Молитва Его об учениках должна быть понимаема как молитва о приобщении их к Его Страстям, точнее говоря, к Его славе, которая раскрывается в Страстях и через Страсти. Это освящение есть освящение во истине: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (17, 19). В Ин. Дух Святый есть Дух Истины (14, 16–17; 15, 26; 16, 13). Освящение учеников, т. е. приобщение их к славе, о котором молится Господь, мыслится Им не иначе как в силе Духа Святаго.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!