О близком (Очерки немиметического зрения).



Вопросы и задания.

 

Ко всем работам.

1. Что представляется в исследованиях непонятным, странным, требующим разъяснения? Как предложенные теоретические транскрипции «наблюдения» и понятий, связанных с ним, перекликаются с понятием «визуальное в литературе»?

2. Какая из работ представляется особенно трудной для понимания? Почему?

3. Как бы вы определили круг теоретических и практических проблем, связанных с предложенными философским, искусствоведческим, культурологическим и литературоведческим изучением феномена «наблюдателя»?

4. Какие переклички в работах исследователей вы заметили?

5. Какой инструментарий используют исследователи для демонстрации перспективности анализа визуальных аспектов произведения?

6. Представьте, что вам необходимо написать в несуществующий пока «Словарь визуальности» статью «Наблюдатель», учитывая различные аспекты этой категории. Попробуйте письменно сформулировать (по отдельности!) философское, искусствоведческое, культурологическое, литературоведческое и междисциплинарное рабочие определения наблюдателя. Начать можно так: «Наблюдатель – философская (или относящаяся к другой научной дисциплине) категория, определяющая субъекта ….. и т.д.»

 

К работе П.А. Флоренского.

Анализ пространственности и времени

В художественно-изобразительных произведениях. Фрагменты. (М., 1993).

 

1. С какой целью Флоренский связывает понятия глаза и осязания? Какие культурно-исторические истоки этой связи наиболее значимы для автора?

2. В каких соотношениях, по Флоренскому, находятся зрение и движение?

3. Зачем Флоренский специально обсуждает, во-первых, «факт бинокулярности» человеческого зрения, во-вторых, связывает его с явлениями живописи и графики?

4. Как размышления Флоренского помогают отрефлексировать категорию наблюдателя вообще и в художественной литературе в частности? Попытайтесь письменно сформулировать рабочее определение этой категории, опираясь на мысли философа.

К работе М.М. Бахтина.

Роман воспитания и его значение в истории реализма

(гл. 3. Время и пространство в произведениях Гёте»).

В сокращении. (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1996).

 

1. Что Бахтин называет «зримой полнотой времени»?

2. Как ученый связывает понятие исторического времени с понятием зримости?

3. В каких соотношениях у Гете, по Бахтину, выступают зрение и слова? Как вы понимаете следующий тезис Бахтина: «Слово для Гёте было совместимо с самою четкою зримостью»?

4. Как оптика наблюдателя связывает в мировоззрении Гете природу и историю? Каким образом осуществляется эта связь? В чем здесь видится сходство между наблюдателем-созерцателем у Руссо и Гете?

5. Бахтин пишет: «Даже самая основа философского мировоззрения может раскрыться в простом и четком зрительном образе. Когда Гёте при морском переезде из Неаполя в Сицилию в первый раз очутился в открытом море и линия горизонта сомкнулась вокруг него, он заявляет: «Кто не был окружен со всех сторон морем, не имеет понятия о мире и о своем соотношении с миром» (XI, 248)». Как в этом примере Бахтина определяется феномен «панорамного зрения» в творчестве и биографии Гете как человека начала Нового времени?

6. Какие способы видения (наблюдения) позволяет Гете «видеть «время в пространстве»? Чем такое умение наблюдателя гетевского типа отличается от способностей видеть, с одной стороны, средневекового человека, с другой, наблюдателя последующих эпох?

7. Как размышления Бахтина помогают отрефлексировать категорию наблюдателя вообще и в художественной литературе в частности? Попытайтесь письменно сформулировать рабочее определение этой категории, опираясь на мысли ученого.

 

К работе М. Ямпольского.

Наблюдатель. Очерки истории видения (Введение. Гл. V . Водопад).

В сокращении. (М., 2000).

 

1. Как бы вы определили задачу исследования Ямпольского?

2. Какие аспекты деятельности наблюдателя с точки зрения исторической культурологии ученого интересуют в первую очередь? Можно ли их соотнести с существующими концепциями исторической поэтики? (последний вопрос для семинаристов, уже знакомых с концептуальными положениями исторической поэтики).

3. Как складываются отношения между наблюдателем и его объектом и поведением наблюдателя перед лицом меняющихся объектов? Какие из приведенных Ямпольским примеров вам представляются особенно интересными и убедительными?

4. В чем проявляется взаимосвязь между «оптическими машинами» и положением наблюдателя внутри этих машин-структур, с точки зрения Ямпольского?

5. Каким образом происходит превращение объекта наблюдения в символ?

6. Какие значимые пространственные и ценностные оппозиции выделяет Ямпольский в позиции наблюдателя водопада?

7. Какой «перевод» изобразительного в словесное» имеет в виду Ямпольский? Как визуальная позиция наблюдателя отражается в его дискурсе наблюдателя? Является ли этот дискурс рефлексивным дискурсом или же, напротив, дискурсом тотально интуитивным, арефлексивным?

 

 

К работе М. Ямпольского.

О близком (Очерки немиметического зрения).

(Гл. Маленький человек внутри большого человека (Флейшер, Декарт). (М., 2001).

 

1. Как Ямпольский, обращаясь к фильму Флейшера, определяет онтологию «близкого зрения»?

2. Почему, чтобы «мыслить видимое, человек должен удваивать зрение»? Что предполагает такого рода удвоение? В чем Ямпольский видит аналогии между философской позицией Декарта и кинопоэтикой фильма Флейшера?

3. Что автор подразумевает под «инструментальным зрением как зрением, обращенным на иллюзию»?

4. Что Ямпольский подразумевает под поверхностью и глубиной видения подразумевает Ямпольский?

5. С какой целью в работе М.Ямпольского соотносятся аналитические разборы философских работ, кинофильмов и литературных произведений?

6. Попробуйте самостоятельно, опираясь на наблюдения исследователя, определить позицию наблюдателя «маленького человека внутри большого человека»? В каких произведениях, помимо тех, что упоминает Ямпольский, подобная позиция вам уже встречалась? Можно ли ее определить как позицию трансгрессирующего наблюдателя? Имеет ли такого рода позиция отношение к рецепции обратной перспективы? Попробуйте обосновать свою мысль конкретными примерами из произведений, относящихся к разным видам искусства.

7. Как наблюдения и размышления Ямпольский помогают отрефлексировать категорию наблюдателя вообще и в художественной литературе в частности? Попытайтесь письменно сформулировать рабочее определение этой категории, опираясь на мысли ученого.

 

П.А. Флоренский

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!