Формирование класической сонаты-симфонии. Основные принципы венской классической школы. Структура сонатно-симфонического цикла.



Примерно в середине 18 столетия в европейской музыке прочходит стилистический перелом. Переход от полифонического мышления к гомофонно-гармоническому. Рождаются новые музыкальные жанры, формы. Изменяется иерархия жанров. Во времена баха и генделя : оратория , месса. Во второй половине века постепенно все большее значение приобретает инструментальная музыка и прежде всего жанр симфонии. Понятие соната симфони включает 4 жанра : симфония , соната, класический концет, класический квартет. Опера остается ведущим жанром.

28-33 126-131 (учебник)

Концертная жизнь становится более интенсивной. Растет число концертов инструментальной музыки.

Как же развается инструментарий

Струнные смычковые сохраняют свои позиции. Орган сдает позиции. Клавесин с каждым 10летием обретает самостоятельное значение. Постепеннно клавесин вытесняется фортепьяно. Дифркнциация понятий ансамбля и оркестра. Ведущее значение преобретает струнный квартет. Формируется состав классичечкого симфонического оркестра. Ведущая группа-струнных смычковых. Группа деревянных духовых по два инструмента каждого вида. Медные духовые : две валторны и две трубы.ударные -литавры. Малый симфонический оркестр.

Симфония 103 ми бемоль мажор

Сонатноя форма. 1ую часть открывает медленное вступление. Adagio.

Со второго такта звучит тема виолончель фаготы контробас , характер соредоточенный , глубокий. -12тактов проведения. Во втором проведении-скрипки. Дальше мелодия дробится , происходит отклонение в as dur ,f , c,завершается на доминанте. З

Экспозиция -allegro con spirto. Звучит главная тема , смена размера, вернулся ми бемоль мажор ,8ми такт ( квадратный период) второе предложение повторяет первое. Играет струнная группа. Напоминет австрийский народный танец лендлер.( предшественник вальса) f- связующая партия , вступает весь оркестр. Один аккорд заершает и начмнает. СП состоит из трех рзделов. Первый раздел примыкает к главной. Второй раздел -разработочного характера . Здесь происходит мотивно -тематическая работа.

3 раздел связующе партии -6 тактов , звучит в сибемоль мажоре, основан. На вступлении. В танцевальном ритме

ПП- период поторного строения 1 предложение 4 такта ,а второе расширенное.

Разработка протяженная , состоит из 4х разделов.

1ый раздел начальный мотив главной партии. Мотивно тематическая работа. Смена тональности. B,Es,Des,As,f контрпунктическая техника. 2ой раздел тема вступления ,новый вариант. 3ий раздел после фермато , на основном разделе главной партии , 4ый раздел на теме побочной партии , начинается в ре бемоль мажоре. Завершается на d7 к Es.

Реприза - главная партия такая же , связующая партия сокращена(1 раздел) ПП звучит тоже в ми бемоль мажоре.во втором предложении побочной партии происходит драматический сдвиг. Конец звучит в es

КОДА темп Adagio, 3 раздела , 1ый -тема вступления первоначальный вариант , 2 ой раздел тема в танцевальном варианте , 3 раздел главная партия.основной мотив.

2 часть.  До мажор Andante. 2я тема в простой 3х частной форме с разв сер. 2 пары вариаций и кода , основана на 2ой теме.

1ая тема A - мелодия хорватской народной песни. 8ми тактовый период. Период моделирующий из до минора в ми бемоль мажор.реприза 1ой темы -динамезирована.

2ая тема -до мажор, 3х частная форма , маршевого характера. Наличие 4 повышенной ступени. 1часть - период 8ми такт. А1- фактурная вариация.B1- орнаментальная вариация. А2-1ая тема излагаеся в иной фактуре , маршевые черты. B2-вариация на пьяно, сглаженая, ожурная .

3я часть - менует.

Es dur.сложная трехчастная форма da capo. Каждая часть сама по себе трех частна. Основная тема звучит на форте. Размашистая по рисунку.Упругий ритм. Крестьянский менует. Малая середина, малая реприза, наступает трио. В трио звучит новая тема пластичная гибкая , прозрачная.

Часть -финал

Ми бемоль мажор , allegro con spirito

Рондо-соната. В рондо сонате главная партия звучит не менее трех раз. Вначале звучит золотой ход валторны. Хорватская народная песня. ПП излагается в B dur.

 

Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791

Австрийский композитор. Написал более 600 произведений. Начало систематическо работы 1765. Первый период творчества до 73 г. "25 симфония" 74-81 год.опера "Идоминей -царь Крита" живет в Зальцбурге. Учитель-отец Леопольд Моцарт. Автор школы игры на скипке. 81-91 венский период наивсший рассвет творчества. Принял массонство.

 

 

Круг образов

Для творчества характерна музыка брызжущая весельем. Зингшпиль. Примером служит основная тема увертюры к опере "волшебная флейта".

 светлые лирикосозерцательные образы.

Лирику моцарта отличает одухотворенность ,поэтичность. Примеры-медленные части симфоний , сонат.

Усиливается роль драматических и трагических образов. Симфония 40 соль минор. Фантазия для клавира до минор.

Столкновение человека с роком , судьбой. Фортепьянные концерты ре минор и до минор. Ряд произведений созвучны направлению "буря и натеск"( шиллер ,гетте)

Героика находит отражение в творчестве Моцарта. (Опера "Идаменей царь Крита" симфония 41"Юпитер") музыка моцарта насыщенна яркими контрастами. (Опера "дон-жуан" буффа)

Лоренсо да Понте -либретист

Глубочайшее произведение Моцарта -реквием.(вечный конфликт жизни и смерти)

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 (600 в различных жанрах) каталог был впервые составлен в середине 19 столетия австрийским музыкаведом людвигом кехелем. Дополнен и усовершенственен альфредом энштейном.

Взамовлияние жанров

50 симфоний.

Камерные инструментальные ансамбли

Концерты 30 клавирных, 5 скрипичных

20 сонат

Рондо , вариации , менуэты , фантазии.

Произведения для скрипки и клавира.

Хоровая музыка.

Вокальные ансамбли.

Испытал влияние итальянской оперы.

СТИЛЬ

Величайший мелодист. Большинство тем моцарта отличает интонационная насыщеннось.

Внутренние контрастные темы.

Гомофонно гармоническое мышление. Современники отмечали смелость голосоведеня, смена тональных планов.блестяще владел средствами полифонии.

Совершенство музыкалной формы. Важнейшая-сонатная форма. Она иногда проникает в оперу.

Оперное творчество

Оперыписал на протяжении всей жизни с 11 лет. "Мнимая простушка"

Вошел в историю как оперный реформатор. Опера буффа только поется. Зингшпель опера с разговорными диалогами.

Сериа

· Метридат царь Пантийский

· Луций Сулло

· Идоминей

· Милосердя Тито

Буффа

· Мнимая простушка

· Мнимая садовница

· Свадьба Фигаро

· Дон-Жуан

· Так поступают все

Зингшпель

· Бастьен и Бастьенна

· Заида

· Директор театра

· Похищения из сераля

· Волшебная флейта

 

Моцарт -оперный реформатор , в отличии от глюка он не декларировал свою реформу. Моцарт на первое место ставил музыку. Поэзия должна быть послушной дочерью музыки.моцарт внимательно анализировал характеры своих героев,их поступки. Начиная с оперы идеминей моцарт стал вмешиваться в процесс создания либретто.глюк в реформаторских операх отталкивался от жанра сериа , а моцарт реф оперы в основе буффа или зингшпель. Ярчайшее достижение моцарта -драмматурга создание ярких , многогранных характеров. В оперу буффа моцарт приносит черты сериа и зангшпиля. Оперы имеют номерную структуру. Арии разнообразны по форме . Роль оркестра не сводится к просто аккомпонименту.

Волшебная флейта

в своей основе-зингшпель.опера с разговорными диаогами. Содержание слонее ,чем в традиционном зингшпеле ( фмлософская сказка) нашлиотражения масонские идеи и обряды.

Главные герои :

· Принц Тамина

· Принцесса Памина

Они должны пройти через определенные испытая , тобы войти в царство добра и света. Герои охарактерезованы через лирическую музыку. Роль лирики очень усилена.

· Зарастроо-глава добра и света

· Царица ночи охарактеризована через концертный виртуозный стиль , ее партия написана для колоторного сопрано.

· Птицелов Папагено

· Его невеста Папагена

Сивильский цирюльник

Преступная мать или второй Тартюв

Каждая комедия-законченное произведеие

Главный герой -находчивый умный , слуги оказываются выше господ. Не все сцены комедии вошли в оперу, но сохранена оснавная идея-борьба фигаро и сюзанны за свое право на счастье.

ОПЕРА МОЦАРТА И ОПЕРА БУФФА

сам сюжет весьма типичен, очень много коммческих столкновений , недаразумений. Структура тоже характерна для буффа:

Четное колличество действий -4 ( 2 брльших действия по 2 картины)

Для буффа характерно 2 действия

Жанр буффа восходит к комическтм интермедиям , которые ставили в антрактах

Эти действия заершаются большими ансамблями. В финалах собираются все гроии , в первом финале сюжет запцтывается ,а в последнем постепенно все распутывается, счастливая развязка. Финалы представляют собой сквозные сцены( много разделов , каждый раздел новая музыка)

В целом в опере структура номерная. Соеденяются номера речитативами секко , аккомпнирует певцу клавесин. Действие продвигается вперед. Втрой тип-аккомпанированный. Таких 4. 17 номер речитатив и ария графа(ария мести), 19 -реяитвтив и ария графини 26 речитатив и ария фигаро (ревность , стадание фигаро) 27 речитатив и ария Сюзанны. Вместе с тем жанр оперы буффав свадьбе фигар. видоизменен и услажнен. Характеры героев выходят за рамки оперы буффа.

Фигаро.Его партия написанна для высокого басса.

Фигаро ловкий слуга. В 4 действии оьраз приобретает драматические черты

Сюзанна -служанка графини.образ обладает особым обаянием

Графиня Розина-сопрано, страдающая героиня, когда она объединятется с фигаро и сюзанной , становится игривой и энергичной

Граф Алььмовива умный , попадаеи вмнеловкие ситуации.

Кирубино для женского голоса. Прелестный шалун.

Марселинамечтает выйти замуж за фигаро

Доктор Бартоло - бывший опекун графини Розины

Бартоло и Марселина - родители фигаро, по-настоящему радуются , что обрели сына. Дон Базилио - учитель пения , священослужитель , тенор , интриганнт

Антонио - садовник и егт дочь Барбарина сопрано. Наивные персонажи , характерны для зингшпеля.

У аждого героя есть свой круг интонаций. В ансамблях герои сохраняют свою индивидуальность. Комедия характеров. Значительно усилена роль лирики.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!