Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787)



Хор глории.

Открывает вторую часть мессы , вторая образная сфера. Хвалебный гимн творцу.тональность ре мажор. Темп подвижный. Использует трубы и литавры. Первые 10 тактов диатоника. Данный номер состоит из больших двух разделов . Первый раздел на той же теме , что и вступление. Хор пятиголосный , фактура - полифоническая. Хор перекликается с оркестром. 101 такт —связующуй раздел.

2ой крупный раздел начинается в 120 такте. Величавая, основанная на постепенном движении. Пятиголосная фуга. У первого сопрано звучит ротивсложение , основанное на движении 16. Характерны юбиляции.

Chor 12 кредо.(верую)

Текст наиболее протяженный . Излагаются основные положения христианской веры.

15-17(16-18)

3 этапа в жизни Христа. 15-рождение, 16 -распетие, 17 начинает со слов* и воскрес*. Прослеживается сюжет.

15 et incarnatus.(и воплотился). Тональность си минор. Камерный , тихий. Оркестр звучит очень мягко. Наряженные интервалы. Уменьшенная кварта, септима ,квинта.

16Crucifixus (распят) тональность ми минор. Этот номер нписан в форме вариции на бассу остинато. Движение по хромотияеской гамме от первой ступени вниз. Каждые четыре такта повторяется бас , Тема и 12 вариаций. Хоровые партиии непрерывно развиваются. Они самостоятельные. Завершается данный номер просветленно , в последних тактах модуляция в соль мажор.

17 et resurexit (и воскрес) Один из самых торжественных номеров , все средства выразительности характерны для второй сферы.

23 aria agnus dei

24 dona nobis pacem (даруй нам мир)

Георг Фридрих Гендель (1685-1759)

Немецкий композитор . В родном городе к 18 годам приобрел известность. Прекрасный исполнитель. Рано прославился.любимый инструмент -гобой.

С 1703-1706 живет в Гамбурге. Там был оперный театр. Опера с юных лет становится центральным жанром в творчестве Генделя. Среди опер преобладают seria . Гендель- светский художник.с 1706-10 живет в Италии , изучает ит муз культуру. Имеет успех в оперной сфере. Пишет первый оратории , кантаты.

1710-1716.  Период когда он живет ,то в Ганновере , то в Лондоне. Дебю в Англии состоялся в 1711 году опера *Ринальдо* по поэме Тассо *освобожденный Иерусалим*. Начинает изучать ангийскую муз культуру. Начинает писать духовные сочинения . Ему заказывают музыку для торжечтвенных церемоний при дворе. Окончателно переезжаетв Лондон в 1716(20) году. Англия более развитая страна. Была конституционная монархия. На страницах журналов и газет обсуждались вопросы исскуства. В англии положение Генделя ,как автора опер SERIA было двойственным. Жанр seria культивировался при дворе. Аристократы отдавали предпочтение операм итальянцев . ГЕэендель идет о пути реформы этого жанра.Гендель вошел в историю как один из первых оперных реформаторов. Стремится сделать этот жанр более динамичным. Речетатив вторгается внутрь Арии. Он усиливает роль хора в опере. Аристократии были не понятны его оперы , а что касается демократияной публки , то они отвергали жанр seria, как анр иностранный. Им не были близки оперы Генделя. С определенного ммента возглавил королевскую академию музыки. Трижды терпелфинансовый крах. С ним случился инсульт и он был прикован к постели.

Первый лондонский период 1717-1738 оперный период.1739-59 Ароториальный период. Признане приходит не сразу. Культовая музыка.духовенство по- началу отнеслось негативно. Ему помог случай. После создания гимна добровольцев, а пото. *оратории на случай* Генделя стали почитать какнационального композитора. Гендедль звоевал общеевропейское признания при изни , его музыку нкогда не забывали.

Основные жанры .круг образов ,стиль

Написано свыше 40 опер , 30 ораторий, различная другая хоровая музыка. Порядка 100 кантат.

Для оркестра: очень яркий *кончерти гротти* , музыка на воде , музыка фейверка.

Для органа: концерты

Клавирная музыка: сюиты, сонаты ,фуги ,прелюдии.

Очеень важное место занмают героические образы. Характерна разумная экономия средсив , ясная вертикаль. Величайший полифонист. Важное место занмает жанр фуги. Гендель ни одной фуги не написал поправилам. Его полифония проще ,чем у. Баха. Немало гомофонно -гармонческой музыки.

Ораториальное творчество Генделя.

Рождаюся вто же время , что и оперы. В Италии. Оратория - вокально -инструментальный жанр. Оратория не предназначена для исполнения в театре. Эпический жанр (повествовательный ) о многих событиях рассказывается. Важную роль играет хор. Есть ораториии повествования с малоравитым сжетом .

Сюда относятся "израиль в египте" ( как Моиссей вывел народ ) " Иуда Макавей". "Самсон". Ветхийзаветпреобладает , естьоратори на античный сюжет. Единственная оратория на новый завет. "Мессия".

Оратория Самсон 1741-1742

Сюжет из ветхого завета , основной коныликт между израильтянами и фелистимлянами. К лагерю изаильтян относится самсонт, его партия нписаа для тенора , маноа (отец самсона ) бас. Миха жруг самсона( низкий женский голос)

Лагерь фелистимлян: Далила жена самсона. Партия сопрано.Хорафо- бас(труслвый воин) огромное место занмают хоры.

Ораторию открывает увертюра.

Синфония. 3 раздела медленный , быстрый , медленный.

1 ый раздел величавый . Черты хорала и марша . Характеризует израильтян.

2 часть allegro 3х голосная фуга , торжественная, ликующая тема.

3 часть умеренная -менуэт.

Номер 2 -речетатив самсона.

Хор ферестивлен ре мажор , ликующий победный. Очень важна роль труб,литавр.

 

В хоре две части , в первой части противопоставлены две темы

1 ая скорбная в тональности ля минор. "О первозданный луч , о великое слово : да будет свет !"

2 я тема в тональности ля мажор , наинается с восходящей кварты , вторая тема более подвижна . 4х голосная фуга. О дай герою свет и мощь. Голоса сразу вступают по парам .тенора и сопрана , затем басы и альты. Разработка и реприза очен краткие , тема делится на отдельные мотивы. В конце остается самая начальная квинтовая интонация.

Ария манона

Состоит из двух частей. 1ый раздел быстрый-alegro. 2ой раздел медленный largo восходит карием ламеенто, тонально и гармонически она не устойчива. Начинается с фа минора .

Ария 4

Состоит из двух частей , обе части медленные , но разные по характеру , первая часть -просветленная . Черты псторальной музыки. Наличие украшений, ми б мажор , прием эха. Медленная часть начинается в до миноре . Раздел тонально и гармонически неустойчив.

41 дуэт далилы и верджинии

Большая часть -соло дадилы . Очень красивое. Музыка изящная , ритмически кпризная. Она пытается вернуть его любовь. Красивая женщина.

66 ария самсона

 Тональность мажорная.

Сцена разрушения храма 75-78

75.77 -короткие речетативы .

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787)

Его творчество относим к просветительскому классицизму. Сложилось в 17 веке. Остается однм из ведущих направлений в европейском исскустве. 18 -век разума и просвещения.

Идеи просветительства :идея о природном равенстве всех людей, свобода слова , совести , вера

Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Русо(философы, писатели , музыканты)

Характерна тема героя и народа , автор показывает героев , идущих на самопожертвование во имя своего народа. Важнейший конфликт-долга и чувств. Глюк представитель венской классической школы вместе с моцартом , гайдном и бетховеном. Глюк чешского происхождения.

 

1. Детство , юность , годы учения.

2 ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕЧТВА 1736-1762

вошел в историю музыке ка великий оперны реформатор.

В 1736г-вена (начало творческого пути)

37-45 Италия.

45-46 англия знаокмится с генделем , изучает музыкальную культуру.

47-52 гендель путешествуеет по европе с итальянско трупой

52 возвращается вВену, признаным композитором , автором 14 опер , получает высокую должность-учителя муз наследников престола

Продолжает писать оперы сериа, берется за новые жанры , оздае несолько французских комических опер. На французские тексты , которые специально присылают из парижа.

Жанр комической оперы рождается в Италии , первая Перголези"слцжанка -госпожа" 1703г опера buffa,сюжет бытовой. Главные герои -представители третьего сословия.

Первая французкая комическая опера - жан жака руссо "деревенский колдун" 1752 г

Опера buffa целиком поется , а фр опера то поется то говорится.

Глюк: " исправленый пьяица" осваивает новый жанр, создает ряд балетов "Дон-Жуан"

3 Вена.начало реформы 1762-1773

Орфей . Имела успех , не тот на который глюк асчитывал , после него ишет ряд традиционных опер., через 5лет после орфея "Альцеста" по трагедии Еврепида. Впредисловии этой оперы изложил принципы своей реформы.

"Парис и Елена" написаны на тексты выдающегося итальянского поэта Раниеро да Кальцабидже.

4 Продолжение реформы в париже 1773-1779

"Ифигения в Афлиде" по трагедии Жака Расина

Публмка разделилась на три лагеря 1 лагерь сторонников 2 сторонники оперы сериа 3 французские традиции от Жана батиста Люлли.

Война глюкистов и печинистов.

Перерабатвай для парижской сцены орфея и альцесты.

Пишет опер. армида , оперу ифигения в тавриде ,эхо и нарцит .

5 последние годы жизни 1779-1787

Пишет вокальную музыку.

Реформа оперы прежде всего реформа либретто.текст избавить от всего лишнего, от длинных опесаний , ясный сюжет., сюжеты все те же , либо мифологческие , либо легендарно историчекие . Примеры : Ифигения в Авлиде главная героиня жертвует собой во имя чести отца и народа. В операх счастливые развязки. И в сюжете и музыке глюк стремтся к простоте , правдивостии естественности. Отказывается откульта виртуозности. В его операх много простых песенных мелодий. Обновлет речетативы. Отказываетсч от речетатива secco. Только сопровождении клавесина . Все в сопровождения оркестра. Старается сделать их более напевными . По новомутрактует арии. Как правило отказывется от 3 х частно форм da capo. Арии часто превращает в монолог. Много небольших ариий напианных в простой форме. Являются частью сквозной сцены. Глюк стремится объединить отдельные номера в развернутые сквозные сцены. Значительно усиливает роль хора.

По-новому тактует балетные сцены. Глюк считал ,что в увертюре надо раскрыть конфликт

Орфей , опера существует в трех редакциях 1вена 1762 год итальянский язык партия орфея была создана для певца кострата.2 редакция париж 74. Французский.добавил балетные сцены.3 редакция берлилиоза 1858 году. Для женского голоса , для великой певицы виардо .3 действия. События 1и 3 царство живых. Всего 3 героя.

Орфей

1-6 сцена оплакивания эвредики.  Имеет черты формы ронды , есть рефрен. Рефрен- тема 1го хора. 4-хор сокращенный вариант. 6"музыка во время удаления хора" звучит только у оркестра . Все три раза звучит в тональности до минор. Последний номер завершается на доминанте к фа мажору к 7 номеру. Темп умеренный. Скорбно возвышенная тема.

Эпизоды :2 и 5-речетативы орфея. В 5 второй низкий септ аккорд. 3 -пантомима.

7-12 вторая сцена первого действия. Один орфей оплакивает эвредику , вчя сцена монологическая , только в конце 12 появляется амур. Имеет черты рондо. Рефрен-ария орфея.7,9,11. Остальныеномера- речетативы орфея.

Ария 7 - излагается в тональности фа мажор. Любовьи нежностьк ушедшей супруге. Фа мажор-пастеральная тональность. Прием эха. Написанп в простой двучастной форме.мелодия песенная,очищенная от укрвшенй. Преобладают минорные краски. Самый развернутый речеттив-12.

2ой номер состоит из 3х картин. Картины представляют одну большую сцену. Диалог офея с фурией.чередуются хоры и пляски фурий с ариями орфея.

18 пляска фурий. Вступление ко всей сцене. 2 темы . 19 -хор фурий. До минор. Поют в унисон.

2 ария с хором. В ми бемоль мажоре. 24 ария орфея. 25 новый хор фурий. Преимущественно звучитв акоордовой фактуре. Хор тонально неустойчив. 26 последняя из арий орфея , 27- последний хор фурий, повторяет музыку 25.завершает 28-пляска фурий. Кульминация всей данной сцены.

2 я кртина виорого действия , события происходят в элизиуме , место где обитают души правидников. 30 балетный номер . Мелодия глюка. Появляется эвредика.

3 действие 38 номер. Орфей ведет эвредику.

43 потерял свое я счастье. До мажор. Форма рондо.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!